Ситуация из практики: «Лучше один раз сформулировать правильное, чем семь раз повторять неправильное».
Василий (3,4 года) (имя ребенка изменено), подошел к столу в холле, где стояла корзинка с печеньем, лакомство кое чрезвычайно привлекательно и ценно. Взяв и надкусив одну печеньку, Василий сразу же положил ее обратно в корзинку, такое он проделал с несколькими печеньками одновременно и все они оказались в той же самой корзинке.
Мама тем временем, разговаривала со знакомой, заметив не совсем правильные поступки сына, сказала следующую фразу: « Нельзя надкусывать печеньки и класть обратно! Если взял одну – доешь ее до конца». Сын не обратил внимания на мамину речь и продолжал надкусывать и класть обратно печенье, словно автоматически настроенный механизм. Тут мама, заметив непослушания сына, собрала все надкусанные им печеньки рядом с собой, отдала только одну и продолжила разговор со знакомой. Сын, увидев несправедливые на его взгляд действия мамы, начал капризничать, ерничать и продолжать дальше надкусывать.
Какие эмоции и какую информацию (мысли) получит ребенок из данной ситуации? Относительно эмоций, ребенок получит маленькую дозу тревоги и раздражения, так как мама – самый значимый взрослый, формулирует так требования, что их заведомо не хочется выполнять, тем более в таком возрасте. Относительно информации, опять же таки: почему нельзя надкусывать? Почему нельзя класть обратно? Почему именно одну? Зачем до конца? Опять же таки информации мало.
Какие эмоции и какую информацию (мысли) получит мама ребенка из данной ситуации? Относительно эмоций – у мамы появится раздражение, потом злость, потом обида, а в конце, возможно, вина. Вот такое ассорти. Что касаемо информации – «…почему так сложно с моим ребенком? Как с ним разговаривать? И в конце, возможно, что-то я устала( …».
Как быть? - Ребенку важно объяснять причинно-следственную связь, желательно без эмоций, так как, когда присутствуют эмоции, ребенку сложно воспринимать содержание послания. Эмоции родителей активизируют эмоции детей, когда у детей активизированы эмоции - сложно слушать, слышать, запоминать, думать.
- Акцент на возраст ребенка, чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что потребуется переключить его внимание.
- На одно "Нельзя" заранее придумываем несколько "Можно", чтобы перенаправить энергию.
Например, мама спокойно объясняет: «Вася, эта корзинка общая, в ней лежат печеньки для всех, другим людям будет неприятно брать из корзинки надкусанные кем-то печеньки (P.S. мама учит учитывать интересы окружающих), если тебе нравится просто надкусывать много разных печенек, возьми салфеточку - тарелочку и не более 2-3 печенек, надкусывай каждую по очереди на своей салфеточке-тарелочке (P.S. мама учит ребенка учитывать и свои интересы тоже), если тебе скучно, пойдем поиграем в ..... (P.S. придумываем "Можно").
Итого: С ребенком желательно общаться в формате причинно – следственных связей, так же желательно объяснять какие эмоции вызывает тот или иной его поступок у окружающих.
Спасибо за внимание! Если материал был вам интересен, нажмите пожалуйста на "Сказать спасибо", и/или "Поделиться" и/или "Подписаться")!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.