Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"

ЗЛОСТЬ мобилизует в момент опасности, придает силы, помогает отстоять свои интересы и защитить личные границы. Когда нас обманывают, поступают с нами непорядочно, с пренебрежением относятся, не считаются с нашими интересами, затыкают нами все дыры, крайне важно дать волю своей здоровой злости. Заявить о себе - о своих желаниях и правах. Дома. На работе. В жизни. Не только с чужими, но и с близкими. Иначе всю жизнь будешь чьим-то придатком и жить чужой жизнью.

ГРУСТЬ  помогает отпустить прошлое и не зацикливаться на плохом. Есть такой термин - "работа горя". Он означает, что человеку жизненно необходимо отгоревать положенное время, чтобы начать новую страницу своей жизни и смотреть в будущее. Для людей, которые хотят разобраться в себе, распознавание грусти и печали будет свидетельствовать о том, что человек что-то потерял. Что именно? Нечто важное для себя - у каждого свое. О пользе грусти красиво написала писательница Елена Алферова в своей сказке "Лошадка Юля и Волшебный кристалл":

- А тебе нравится погрустить, посидеть на скамеечке, покачивая ножками?

- Да, иногда. Когда мне нужно подумать, становится немного грустно, - Юля удивилась, что грусть оказалась полезной.

Часть 2 Ходячие гробики почему вредно говорить детям нельзя злиться


СТРАХ сигнализирует о возможной опасности. Делает нас более осторожными, предусмотрительными и ответственными. Предостерегает от необдуманного риска и мотивирует нас готовиться к предстоящим делам. О природных механизмах страха и его пользе здорово рассказали в одном из мультиков про смешариков, который полезно посмотреть взрослым и детям 



ОТВРАЩЕНИЕ - чувство, которое сигнализирует, что перед нами что-то вредное, смертельно опасное или страшное. Оно заставляет нас покинуть опасное место и не приближаться к опасному объекту. 

РАДОСТЬ - это эмоция, которая лежит в основе интереса, любопытства и служит самым лучшим естественным источником мотивации в учебе и работе. Без радости нет источника энергии внутри человека, неоткуда пополнять запасы внутри себя. Приходится искать счастье и источники мотивации где-то на стороне. 

ВИНА и СТЫД - это социальные чувства, которые лежат в основе соблюдения социальных норм в обществе. Не убей, не укради, не обманывай...Все эти заповеди держатся на чувствах вины и стыда. Эти чувства удерживают нас от соблазна нарушить социальные нормы, принятые в том обществе, в котором мы живем. Вина и стыд - это всегда навязанные чувства, т.е. кто-то заставляет нас их испытывать, надавливая на слабое место.

Вина возникает из-за того, что совершил какой-то проступок, но теоретически его можно загладить, компенсируя причиненный ущерб.

Стыд - это про ощущение "я какой-то не такой".  Компенсировать стыд невозможно, потому что другим человек  в мгновение ока не станет, да и не хочет. Единственное, что он может сделать, испытывая жгучее чувства стыда - это провалиться сквозь землю, чтобы никто не видел его "инаковость". 

Базовые эмоции - страх, грусть, злость, радость могут объединяться и образовывать новые чувства.

Например, привычная многим ОБИДА - это злость со страхом. Злюсь на что-то, но по причине своей беспомощности и слабости боюсь выразить свой негатив обидчику и ухожу в пассивную агрессию - обиду.

С эмоцией грусти тесно переплетается чувство РАЗОЧАРОВАНИЯ - "снятия чар". Это прощание с иллюзиями, неоправданными ожиданиями, встреча с реальностью. Процесс бывает достаточно болезненным  и сопровождается разочарованием. 

Рядом со страхом может быть чувство РАСТЕРЯННОСТИ. Оно свидетельствует о том, что мозг одновременно получил много сигналов, противоречивой информации и на ее обработку нужно время. Растерянность - это нормальное и естественное чувство в условиях избытка информации. 


Печально известные многим ФОБИИ и ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ - это отчаянная попытка нашего организма позаботиться о себе. Это крайняя мера, но тем не менее это АКТ ЗАБОТЫ ОРГАНИЗМА О СЕБЕ. Так тело сообщает своему недоходчивому хозяину: "Эй, товарищ, ты устал. Тебе плохо. У тебя в жизни полная жесть. Ты постоянно находишься в негативе, в напряжении, тревоге. Ты не расслабляешься. Так жить невозможно! Делай ноги из этой ситуации или умрешь".

ЭМОЦИИ НЕВОЗМОЖНО ВСЕ ВРЕМЯ ИЗБЕГАТЬ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ - ЭТО ВСЕ РАВНО ЧТО БЫТЬ МЕРТВЫМ.

Родители и бабушки-дедушки, няни и воспитатели! Пожалуйста, запомните эту мысль!

Когда вы говорите маленькому ребенку, что "плакать нельзя", "злиться нельзя", вы каждый раз говорите ему "не живи!". И ребенок каждый раз становится чуть-чуть мертвее. Не физически, конечно. А эмоционально, душевно. Он превращается в  такой вежливый, воспитанный, удобный для окружающих ходячий гробик.  





Испытывать ВЕСЬ спектр человеческих эмоций, и отрицательных и положительных - это нормально. Это правильно. Неправильно эмоции подавлять и избегать.

Мы не можем запретить себе и другим людям испытывать негативные эмоции. ПОКА человек ЖИВ это физически НЕВОЗМОЖНО.

Но мы можем научиться сами, а также можем помочь научиться своим детям и внукам проявлять отрицательные эмоции в такой форме, чтобы это было адекватно ситуации. Адекватно - значит без причинения вреда здоровью и имуществу окружающих, если это не вопрос жизни и смерти.

В следующей (третьей) части приведу пример диалога с ребенком, как можно научить его распознавать свою и чужую злость. 

ЧАСТЬ 1 - про эмоциональный интеллект и почему взрослые не могут научить детей понимать свои эмоции https://www.psyoffice.ru/article/106248/

P.S. Если вы чувствуете, что вам сложно принять "нормальность" отрицательных эмоций, приходите 6-недельный онлайн курс для родителей  "Помогаю себе - понимаю ребенка". Присоединяйтесь! 

С любовью к своему Делу и заботой о Вас, 
Анна Колесова 
психолог-консультант, онлайн консультант 
(Спб, скайп, whatsapp) 


С любовью к своему Делу и заботой о Вас 
Анна Колесова 
Психолог, онлайн консультант 
(Скайп, Whatsapp) 



Просмотров: 188
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • "Нельзя злиться" значит "стань немножечко мертвым"
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • Эмоции и чувства - "краски жизни".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Это же бабушка.. Как общаться, чтобы не испытывать чувство вины?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №3 "Эмоции"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Провалиться сквозь землю" или чувство стыда
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №4 "Чувства"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь