«Мне давно не 5, а бабушка говорит сколько и когда мне есть, как одеваться, с кем общаться, бесконечно навязывает мне свои идеи! Она трогает мои вещи, заходит без спроса в комнату, бесцеремонно вмешивается в мою личную жизнь!» - такие жалобы можно услышать от тех кому 12, 16, да хоть 25.
Отношения с родителями и прародителями очень непростая штука! Одной из причин разрушения детско-родительских отношений является нарушение личных границ. В разном возрасте: 3, 12-14, 20 лет человек отстаивает себя: свою самостоятельность, интересы, свое пространство, личные отношения и т.д. Для нормального психологического состояния человеку важно ощущать психологическую безопасность в отношениях. Для этого ему необходимо знать и защищать границы своего «Я». Таким образом психика будет в норме: самооценку не разрушат обидными оскорблениями и чрезмерным вмешательством в личное. Ваши границы могут отличаться в зависимости от роли собеседника, поэтому отношения и грани дозволенного с окружающими разные.
Бабушка может иметь модель поведения, в которой не устанавливали границы (личное пространство, личные темы, интересы, право на самостоятельное решение и др.) или они размыты. Если бабушка так общается с мамой, то может таким же способом общаться с вами.
Важно учесть, что психологические задачи бабушки в её возрасте – передача опыта. Через эту призму выстраиваются отношения с окружающими. Внуки для людей пенсионного возраста – вторая молодость, в которой можно улучшить всё, опираясь на тот опыт, который уже есть. Отстранение от бабушки из-за нарушения Ваших границ, может означать для неё нелюбовь, ненужность, одиночество, т.к. прекращается воспитательная функция. Однако, сохранить теплые отношения с бабушкой можно. Для этого нужно:
1) позволять ей решать возрастные задачи – делиться опытом. Интересуйтесь жизненным опытом бабушки по нужным Вам вопросам. 2) постоянно напоминать о своих границах, объясняя бабушке, что Вы - взрослый человек. В то же время поддерживать общение, чтобы показать, в каких ситуациях её роль важна. 3) договориться о правилах общения: какие темы открытые, какие закрытые. 4) распределить домашние функции (если проживаете на 1 территории). Бабушка может чувствовать недостаточную/чрезмерную значимость в семье, из-за чего начинает выполнять все нужные и ненужные домашние обязанности. 5) выражать любовь к бабушке. Пожилой человек также нуждается в любви и заботе. Говорите и показывайте, что любите. Многие конфликты могут сами собой исчезнуть, если Вы дарите бабушке немного внимания и любви. 6) не меняться ролями. Если Вы – внук/внучка, то не стремитесь вести себя с бабушкой как родитель. Пусть не будет приоритетом оспорить её мнение, доказать её неправоту. Найдите то, с чем Вы согласитесь и скажите о том, с чем не согласны. В то же время не подкрепляйте общение с Вами, как с ребенком. 7) не подкрепляйте/усиливайте эмоции, вымышленные бабушкой. Часто пожилой человек застревает на разных жизненных ситуациях, которые не может прожить. Если Вы не акцентируетесь на них, это не значит, что Вам всё равно! Это значит, что Вы не даёте бабушке застревать на том событии, раскручивать его снежным комом, тем самым ухудшая своё психическое здоровье. 8) не стройте отношения на чувстве вины. Часто в отношениях с родителями и прародителями у Вас возникает противоречие: «я не согласен с ним, но я должен поддержать/помочь». Открыто сообщите о том, что общение завязывается вокруг провокации на чувство вины. Позвольте себе не чувствовать вину за те ситуации/ожидания, в которых нарушаются Ваши интересы или границы, жизненные приоритеты и смыслы. 9) сообщите о границах ответственности. То, что бабушка не может сделать за Вас – не её ответственность. Ей нужно это принять, Вам – напоминать об этом. 10) поговорите с мамой, с целью: передать ей права на установление правил. Если в доме 3 разных поколения, то, несомненно, споры будут продолжаться по многим поводам, т.к. картина мира у всех отличается. Установите общие правила, если проживание на 1 территории, чтобы общение не приносило дискомфорта.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.