Если ребенок не может себя заставить

    По мере воспитания младшего школьника родителям часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок не может заставить себя. Это ярко проявляется в занятиях спортом, когда после особо нагруженной тренировки или высоких требований тренера ребенок теряет желание заниматься, намеревается бросить секцию или начинает отлынивать от посещений под любым предлогом.

       Заметен этот феномен и в школьной учебе: вроде ребенок хорошо успевает, уверенно чувствует себя на уроках, но только попадется задача со звездочкой или новое упражнение, которое еще не разбирали в классе, – ступор, неспособность вдуматься и поискать ответ, готовность отказаться от решения или сразу прибегнуть к подсказке.

       Проявляется эта черта и на прогулках, когда после непривычно долгой ходьбы ребенок начинает канючить, жаловаться на то, что устал, и отказывается идти дальше.

       В подобных случаях для многих родителей является привычным обратиться к сыну или дочери с решительными призывами: «Соберись! Настройся! Вдумайся! Не будь слабаком (тупицей, нытиком)! Надо уметь себя заставить! Терпи!». И такими же привычным становятся досада, огорчение или раздражение, закономерно возникающие внутри родителя как реакция на то, что призыв не сработал и ребенок так и не смог «собраться, настроиться, вдуматься», а, наоборот, растерялся, расплакался или стал активно протестовать.

    Консультативный опыт показывает, что для таких родителей свойственно предъявлять к ребенку (открыто или внутри себя) требования, завышенные по отношению к младшему школьному возрасту, ожидать от ребенка поведения, которое он объективно не может пока продемонстрировать. Ведь для того, чтобы «собраться, настроиться, вдуматься» и… преодолеть-таки себя, человеку необходим целый набор сложных психологических навыков. Это:

Умениеконтролировать свое поведениеспособность по своему желанию прекращать или возобновлять деятельность 
Физиологически развитие этого умения связано с созреванием лобных долей головного мозга. Это сложно устроенные отделы мозга и свое формирование они завершают к  17 – 20 годам. В младшем школьном возрасте умение четко следить за своим поведением еще складывается, и поэтому детей отличает непосредственность, отвлекаемость, импульсивность. Если навыки контроля за учебными действиями (письмом, счетом, чтением) уже должны быть сформированы к 7-8 годам, то способность останавливать и возобновлять любую свою активность (в том числе эмоциональные переживания, размышления) сформируется позже, к 14--18 годам. Именно эта способность определяет, сможет ли человек, даже если ему не хочется или он устал, начать что-то делать, например, - идти, думать, продолжать тренировку. 

Понимание своих желаний, потребностей и способность разделять их на важные и сиюминутные, главные и второстепенные
Иначе это называется психологами иерархией мотивов поведения. Первые ее проявления заметны уже у детей 3х-летнего возраста, например, в умении послушаться взрослого и лечь спать (просьба мамы выступает как более важная по сравнению с собственным нежеланием ложиться в постель) или в способности услышать «нельзя» и не взять со стола конфету, которую запретили есть. При этом окончательно иерархия мотивов сложится к завершению подросткового возраста и именно тогда ясно обозначатся главные, менее важные, совсем не важные потребности, желания, цели. 

Умение ориентироваться на то, что «надо», а не на то, что «хочу»
Способность «заставить себя» предполагает, что необходимость продолжить прерванное действие (тренировку, решение задачи, длительную ходьбу) перевесит причину, по которой это действие прервалось (усталость, боль, отсутствие готовых способов решения). А это возможно только при четком понимании того, «зачем это надо» -  себя превозмогать. У младшего школьника этого понимания, а точнее внутреннего переживания необходимости, «надо» еще мало. В душе ребенка преобладает «хочу», «нравится», «увлекает», при этом «надо» пока меньше. Вы, наверное, замечали, что его и у взрослых порой немного. Зависящее от развития совести и морали, умение предпочитать «надо», где необходимо, проходит сложный путь своего развития, и младший школьный возраст – это , примерно, середина этого пути. 

Знание своих сильных сторон, внутренних ресурсов
Готовность «превозмочь себя» подразумевает, что человек, перешагивая, обопрется на те свои сильные стороны и качества, которые помогут ему перетерпеть боль, дискомфорт, приложить усилие. В спорте это может быть умение быстро восстановить силы, в учебе – всепоглощающий интерес или честолюбие, на прогулке – любопытство к тому, что же скрывается за следующим поворотом. Чтобы использовать свои собственные ресурсы, их нужно осознавать, и понимать себя как человека, нужна способность к рефлексии – развитие которой признается психологами чертой подросткового и юношеского возрастов. 

Умение поддерживать высокую работоспособность
Очевидно, что ни один из перечисленных выше психологических навыков не поможет заставить себя, если у человека низкая работоспособность, он быстро устает и истощается. На преодоление себя нужны физические силы и энергия. Отметим, что младший школьник, которому свойственно много двигаться, быстро расти, осваивать школьную программу, учиться дружить со сверстниками, интенсивно растрачивает свою энергию и закономерно устает. Кроме того, многие современные дети отличаются повышенной утомляемостью. И порой у ребенка может просто не хватить сил преодолеть себя.

    Таким образом, ребенку действительно сложно заставить себя так, как обычно делаем это мы – взрослые через «не хочу», направляя все свои силы на достижение важного для себя, с четким пониманием того, «зачем это надо».  Но примеры маленьких рекордсменов, пытливых эрудитов и просто трудолюбивых детей существуют и их достаточно много! Получается, ребенок все-таки может и потерпеть, и собраться! Что же необходимо для этого?

                         Если ребенок не может себя заставить

Первое и самое важное, что делает для ребенка возможным преодоление трудностей  – понимание со стороны близких взрослых.

Это могут быть родители, учителя, тренеры, которые, видя нежелание ребенка «напрячься», прислушиваются к нему, стараются понять причины происходящего. Ребенку важно и приятно ощущать, что его понимают. И хорошо, когда взрослый озвучивает то, что происходит внутри ребенка, называет чувства, которые тот испытывает в ситуации: «Понимаю, тебе сейчас трудно и совсем не хочется идти дальше. Похоже, ты устал и хотел бы отдохнуть» ИЛИ «Да, похоже, эта задача ставит в тупик. Досадно, когда не можешь решить пример из учебника. Ты растерялся». Понимание со стороны взрослых помогает ребенку избавиться от негативных чувств. Без груза досады на ситуацию, растерянности преодолевать трудности легче.  Возможно, вы усомнитесь, читая сейчас эти слова («еще чего! посочувствуешь ему, совсем разнюнится, не сможет собраться»), и вспомните, как порой кричат тренеры, ругают учителя, наседают родители. Да, эмоциональное давление может привести к тому, что ребенок заставит себя и сделает то, что нужно. При этом он совершит это из страха быть наказанным, чувствуя недовольство взрослого собой, собственную неуспешность. На таком отношении к делу далеко не уедешь. Обида на взрослого, неуверенность в себе, тревога, появившиеся внутри ребенка в ответ на давление, рождают нежелание вкладываться впредь, блокируют развитие интереса к делу.

Второе, благодаря чему ребенок может перебороть собственное нежелание, – ощущение поддержки со стороны взрослых.

Сталкиваясь с трудностями, ребенок начинает внутренне сомневаться в себе («у меня не получится, не буду и пытаться», «задачи со звездочкой не для меня», «это очень трудно, я не смогу»). Слова взрослого «У тебя все получится, я же тебя знаю – ты у меня большой молодец! Раньше ты очень хорошо справлялся, я уверена, что и здесь сможешь, я с тобой! Все хорошо, ты правильно все делаешь, давай еще попробуем», сказанные ребенку с уверенностью в том, что он, правда, сможет, очень помогают ему и позволяют ему верить в себя.  

Третье, что помогает ребенку приложить усилие, – воодушевляющий пример со стороны старших.

Им может быть учитель, интересно преподающий предмет; целеустремленный тренер, достигший высоких, привлекательных для ребенка результатов; родитель, на личном примере показывающий, с каким увлечением можно чем-то заниматься; товарищ постарше, который, любя математику, вгрызается в задачи со звездочкой. Такие люди воодушевляют, их пример будит внутри интерес, любопытство, пытливость, увлеченность – те положительные чувства, которые и делают достижения возможными, оправдывают усилия, позволяют продвигаться вперед, даже когда очень трудно. Важно, что с такими людьми ребенка нельзя сравнить (они же взрослые, они старше), с ними можно познакомить и показать на их примере ребенку, как это здорово и интересно, – серьезно чем-то заниматься. Тогда и трудности будут выглядеть как нормальные спутники продвижения к результату, а необходимость порой прикладывать усилия станет естественной.   

Четвертое, что помогает ребенку - чувство собственной успешности и того, что у меня получается.  

Хорошо, если усилия ребенка отмечены и получают символическое вознаграждение. Положительная оценка взрослого, маленький приз, эмоциональное одобрение подкрепляют в ребенке желание вкладываться впредь, трудиться, окупают для него потраченные силы. Радуясь за ребенка, взрослый помогает ему заметить, что он продвигается вперед, у него получается лучше (тренироваться, учиться, выдерживать длительные прогулки), а это, в свою очередь, укрепляет готовность идти к дальнейшим свершениям.

Всего светлого,
Ирина Буровихина



Просмотров: 1018
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как заставить себя работать, если очень не хочется
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Откуда происходит умение любить себя. Мой Внутренний ребенок.
  • Мотивация: как заставить себя, и надо ли?
  • Экстренная помощь, если надо быстро «взять себя в руки»!
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Как заставить себя, что-нибудь делать, если не хочется?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • От чего вы бежите? От себя или от проблем, ищи ответ внутри себя
  • Заставить себя влюбиться также трудно, как и заставить не влюбляться
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Вопрос читателя: как правильно вести себя, когда ребенок ревет и психует?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Поднять за шиворот себя... Или - как заставить себя жить
  • 3 способа не выйти из себя, когда ребенок доводит
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Ребенок не отпускает от себя. Как быть?
  • Когда "надо полюбить себя", но не получается...
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Взрослые, которые разыгрывают сами себя. Выросли из детей, которые научились занимать себя сами.
  • Мой ребенок выводит меня из себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь