Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57
|
Если ребенок не может себя заставитьАвтор статьи: Буровихина Ирина Александровна
По мере воспитания младшего школьника родителям часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок не может заставить себя. Это ярко проявляется в занятиях спортом, когда после особо нагруженной тренировки или высоких требований тренера ребенок теряет желание заниматься, намеревается бросить секцию или начинает отлынивать от посещений под любым предлогом. Заметен этот феномен и в школьной учебе: вроде ребенок хорошо успевает, уверенно чувствует себя на уроках, но только попадется задача со звездочкой или новое упражнение, которое еще не разбирали в классе, – ступор, неспособность вдуматься и поискать ответ, готовность отказаться от решения или сразу прибегнуть к подсказке. Проявляется эта черта и на прогулках, когда после непривычно долгой ходьбы ребенок начинает канючить, жаловаться на то, что устал, и отказывается идти дальше. В подобных случаях для многих родителей является привычным обратиться к сыну или дочери с решительными призывами: «Соберись! Настройся! Вдумайся! Не будь слабаком (тупицей, нытиком)! Надо уметь себя заставить! Терпи!». И такими же привычным становятся досада, огорчение или раздражение, закономерно возникающие внутри родителя как реакция на то, что призыв не сработал и ребенок так и не смог «собраться, настроиться, вдуматься», а, наоборот, растерялся, расплакался или стал активно протестовать. Консультативный опыт показывает, что для таких родителей свойственно предъявлять к ребенку (открыто или внутри себя) требования, завышенные по отношению к младшему школьному возрасту, ожидать от ребенка поведения, которое он объективно не может пока продемонстрировать. Ведь для того, чтобы «собраться, настроиться, вдуматься» и… преодолеть-таки себя, человеку необходим целый набор сложных психологических навыков. Это: Умениеконтролировать свое поведение, способность по своему желанию прекращать или возобновлять деятельность Понимание своих желаний, потребностей и способность разделять их на важные и сиюминутные, главные и второстепенные Умение ориентироваться на то, что «надо», а не на то, что «хочу» Знание своих сильных сторон, внутренних ресурсов Умение поддерживать высокую работоспособность Таким образом, ребенку действительно сложно заставить себя так, как обычно делаем это мы – взрослые через «не хочу», направляя все свои силы на достижение важного для себя, с четким пониманием того, «зачем это надо». Но примеры маленьких рекордсменов, пытливых эрудитов и просто трудолюбивых детей существуют и их достаточно много! Получается, ребенок все-таки может и потерпеть, и собраться! Что же необходимо для этого?
Первое и самое важное, что делает для ребенка возможным преодоление трудностей – понимание со стороны близких взрослых. Это могут быть родители, учителя, тренеры, которые, видя нежелание ребенка «напрячься», прислушиваются к нему, стараются понять причины происходящего. Ребенку важно и приятно ощущать, что его понимают. И хорошо, когда взрослый озвучивает то, что происходит внутри ребенка, называет чувства, которые тот испытывает в ситуации: «Понимаю, тебе сейчас трудно и совсем не хочется идти дальше. Похоже, ты устал и хотел бы отдохнуть» ИЛИ «Да, похоже, эта задача ставит в тупик. Досадно, когда не можешь решить пример из учебника. Ты растерялся». Понимание со стороны взрослых помогает ребенку избавиться от негативных чувств. Без груза досады на ситуацию, растерянности преодолевать трудности легче. Возможно, вы усомнитесь, читая сейчас эти слова («еще чего! посочувствуешь ему, совсем разнюнится, не сможет собраться»), и вспомните, как порой кричат тренеры, ругают учителя, наседают родители. Да, эмоциональное давление может привести к тому, что ребенок заставит себя и сделает то, что нужно. При этом он совершит это из страха быть наказанным, чувствуя недовольство взрослого собой, собственную неуспешность. На таком отношении к делу далеко не уедешь. Обида на взрослого, неуверенность в себе, тревога, появившиеся внутри ребенка в ответ на давление, рождают нежелание вкладываться впредь, блокируют развитие интереса к делу. Второе, благодаря чему ребенок может перебороть собственное нежелание, – ощущение поддержки со стороны взрослых. Сталкиваясь с трудностями, ребенок начинает внутренне сомневаться в себе («у меня не получится, не буду и пытаться», «задачи со звездочкой не для меня», «это очень трудно, я не смогу»). Слова взрослого «У тебя все получится, я же тебя знаю – ты у меня большой молодец! Раньше ты очень хорошо справлялся, я уверена, что и здесь сможешь, я с тобой! Все хорошо, ты правильно все делаешь, давай еще попробуем», сказанные ребенку с уверенностью в том, что он, правда, сможет, очень помогают ему и позволяют ему верить в себя. Третье, что помогает ребенку приложить усилие, – воодушевляющий пример со стороны старших. Им может быть учитель, интересно преподающий предмет; целеустремленный тренер, достигший высоких, привлекательных для ребенка результатов; родитель, на личном примере показывающий, с каким увлечением можно чем-то заниматься; товарищ постарше, который, любя математику, вгрызается в задачи со звездочкой. Такие люди воодушевляют, их пример будит внутри интерес, любопытство, пытливость, увлеченность – те положительные чувства, которые и делают достижения возможными, оправдывают усилия, позволяют продвигаться вперед, даже когда очень трудно. Важно, что с такими людьми ребенка нельзя сравнить (они же взрослые, они старше), с ними можно познакомить и показать на их примере ребенку, как это здорово и интересно, – серьезно чем-то заниматься. Тогда и трудности будут выглядеть как нормальные спутники продвижения к результату, а необходимость порой прикладывать усилия станет естественной. Четвертое, что помогает ребенку - чувство собственной успешности и того, что у меня получается. Хорошо, если усилия ребенка отмечены и получают символическое вознаграждение. Положительная оценка взрослого, маленький приз, эмоциональное одобрение подкрепляют в ребенке желание вкладываться впредь, трудиться, окупают для него потраченные силы. Радуясь за ребенка, взрослый помогает ему заметить, что он продвигается вперед, у него получается лучше (тренироваться, учиться, выдерживать длительные прогулки), а это, в свою очередь, укрепляет готовность идти к дальнейшим свершениям. Всего светлого, Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|