|
Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взглядАвтор статьи: Олег Немыкин
Ребенок себя плохо ведет или плохо учится - в чем причина и что делать? Это, вроде бы, простая проблема, на которую у каждого из нас найдется заготовка-ответ. У каждого своя - исходя из личного опыта, образования и интеллекта. Можно даже исследовать свои представления. Взять лист и ручку и выписать своим мысли на этот счет. Нет-нет, я не предлагаю этого сделать здесь и сейчас. Во-первых, для иллюстрации моей идеи это не обязательно. А во-вторых, Вы мне пока еще не заплатили за это. Поэтому давайте просто пофантазируем, что Вы взяли в руки ручку и бумажку и написали развернытый ответ на этот вопрос. Прекрасно, если у Вас там получилось несколько вариантов. Все, можете дальше не читать. Вероятно, ничего нового Вы здесь не узнаете. Хотя, как знать... Впрочем, хорошо, даже если у Вас получилось написать один-единственный ответ. Хорошо, я имею ввиду, что мы выявили это. Для обывателя таким образом мыслить - это нормально. А вот для специалиста - не очень. Эта статья для расширения представлений. Работа в клинике вырабатывает дисциплину ума, приучает разбираться в каждом случае. Для меня, по крайней мере, это было так. Например, прежде чем думать "как лечить шизофрению у данного пациента?", нужно ответить на вопрос "какая из шизофрений у данного пациента?". На практике мы видим, что "шизофрения" - это не одно заболевание. Это множество разлиных заболеваний, сходных по определенным признакам, которые для практического удобства были помещены под общим названием. Современное развитие науки не позволяет развести по более узким категориям. И поэтому практики пока используют общее название "шизофрения", имея ввиду, что при каждом конкретном случае надо разбираться и уточнять множество параметров, ведь она бывает - ну очень разная. И при разных ее вариантах может быть принципиально различное лечение. Есть, конечно, и такие врачи, которые всю шизофрению лечат одинаково. Но не будем о грустном... Эту аналогию я привел в качестве иллюстрации того, как работает мышление клинициста. Когда клиницист приходит в "нормальную психологию" у него может возникнуть ступор и приступ острого непонимания присходящего. Ведь там совсем другие подходы. Аналогично с этим, клинициста может не понять "нормальный психолог". Потому что его мышление заточено по-другому. Разница может стать препятствием, поводом для вражды, а может - объединяющим ресурсом для более объемного восприятия. Выбор делает каждый из нас сам для себя. Чем клинический подход может быть полезен в контексте указанной темы? Можно разобрать такой вопрос, как неуспеваемость ребенка в школе и его плохое поведение, используя принципы которые применяются при разборе соматического заболевания или психического расстройства. Как если бы существовало клиническое руководство по лечению этих проблем (мечта клинициста - иметь что-то подобное на каждый случай!). Согласен, это предложение звучит диковато, даже для меня, врача-психиатра. Но не спешите с выводами почитайте дальше, Вам такой способ мыслить может понравиться, потом за уши не оттяшешь! Неуспеваемость ребенка и его плохое поведение - можно рассмаривать как симптомы, то есть внешние проявления различных более глубоких проблем. Притом, эти проблемы можно отнести к разным категориям. Каждая категория имеет свою специфику, компетентную группу лиц, способы диагностики и методы коррекции. Проблемы разных уровней могут сочетаться и отягощать друг друга. Эти уровни выделены и кратко обозначены в данной статье. В делении уровней я руководствовался дополненными представлениями об уровнях организации личности Ленинградской школы психотерапии. Хотелось бы обратить внимание на значимость и потенциал психотерапии всей семьи при воздействии на поведение ребенка. 1. Органический уровень - тот случай, когда проблемы в обучении и поведении напрямую связаны с наличием заболевания и неспецифические расстройства нервной системы. Диагностируются при осмотре врача-невролога и проведении дополнительных методов исследования, включающих нейропсихологическое исследование. Уровень воздействия - собственно нервная ткань. Коррегируются посредством лечения у врача, работой с дефектологом и логопедом. 2. Психический уровень - это когда под сложностями в обучении и проблемным поведением маскируется психическое расстройство. Диагностируются при осмотре врача-психиатра и проведении дополнительных методов исследования. Уровень воздействия - психика. Коррегируются посредством психофармакотерапии, занятий ребенка с психологом, семейной психотерапии. 3. Психологический уровень - уровень личности ребенка. Следует оговориться, что ребенок не имеет собственно личности. Личность ребенка находится в процессе становления и, буквально или символически, воспроизводит систему отношений в семье. Исходя из этого можно сказать, что сам ребенок не может болеть неврозом (ведь невроз - это болезнь сформировавшейся личности). Невротическая симптоматика у ребенка проявляет "невроз семейной системы". Проблемы ребенка в таком случае выступают как лакмусовая бумажка семьи. Поэтому, говоря о психологическом уровне причин проблемного поведения ребенка следует иметь ввиду уровень семейной системы. а) конфликты семейной системы, воспроизводимые через проявления ребенка. В этом случае проявления поведения ребенка выполняет для всей семьи очень важную функцию. Например, пока ребенок очень плохо себя ведет, родители очень переживают об этом и много думают. И пока они думают об этом, они могут не обсуждать между собой более актуальную проблему. Например, свои сексуальные трудности. "Причем здесь это?", "Да какой тут может быть секс, когда ребенок себя плохо ведет?" - буквально так это и звучит в их повествовании. Это одна из самых больших проблем детской и семейной психотерапии. На этом ломают зубы многие специалисты этого профиля. Над этим обильно иронизируют специалисты, потому что есть много злости на родителей. И не мудрено, родители, хоть и неосознанно, но своими руками делают все, чтобы ребенок "не выздоровел". "Ведь они же его сами привели к психологу, зачем им это делать?" - возникает резонное возражение. Так в том-то и штука - если специалист хорошо поработал и ребенок стал себя хорошо вести, эта проблема отпадает. И на первый план выходит, например, проблема в сексуальной сфере между родителями. Они ее не хотят обсуждать. Это очень трудная для них тема. Сама собой она не разрешается. В семье растет напряжение. Возникает угроза распада семьи. Чтобы этого не произошло, нужно, чтобы либо появилась другая значимая проблема в семье (например, энурез у другого ребенка), либо "заболел" кто-то другой (например, запил другой член семьи), либо вернулась уже решенная проблема (например, неуспеваемость в школе), либо разобраться с реальной проблемой (например, с сексуальными трудностями). Часто происходит предпоследнее. Возвращается "симптом", семья обесценивает психолога. Они же не причем, это же он не помог. Ну а раз не помог даже психолог, они морально разрешают жить с проблемой. И все нормально у них. б) социальное научение - когда ребенок в проблемном поведении копирует и воспроизводит характерное проявления родителя, которое последний сам транслирует, но не замечает за собой. Например, кто-то из родителей ведет себя неуправляемо и агрессивно. Ребенок это копирует. Или родители халатно относятся к своим обязанностям по дому, к своей работе. Ребенок ведет себя так же по отношению своим обязанностям и к учебе. Или родитель дает ребенку двойной посыл. Например, постоянно говорит, что на красный свет светофора дорогу переходить нельзя. Но сам (по разным причинам) переходит вместе с этим же ребенком за руку. И ребенок руководствуется в своем поведении таким же шизофреническим правилом "нельзя, но можно". В народном творчестве эта проблема прижилась в форме афоризма: "Дети нас не слушают, дети нас смотрят". в) недостаточный эмоциональный контакт ребенка с родителями. Это та ситуация, когда родитель, загруженный своими психологическими трудностями или слишком занятой своими взрослыми (бытовыми, финансовыми и пр.) проблемами, да и мало ли чем еще - не слышит своего ребенка. Не слышит его простых потребностей, его болей, переживаний, недостаточно хорошо заботится о ребенке, не поддерживает его. При этом вызывающее тревогу поведение ребенка (например, неуспеваемость в школе, уходы из дома, употребление наркотиков и пр.) - это такой экстремальный способ "достучаться" до родителей "в танке". г) банальная невоспитанность - ребенок которому все можно, все позволено, которого никак не наказывают, которому родители никак не обозначают его собственные границы и границы других людей. Кстати, такой ребенок - прямой кандидат на развитие в будущем истерического невроза или истерического расстройства личности. Уровень воздействия на психологический уровень проблем ребенка - семейная система ребенка. Коррегируется посредством семейной терапии (ей могут заниматься только врач-психотерапевт, клинический психолог, либо психолог со специализированной подготовкой по семейной психотерапии), либо, в более запущенных случаях, вмешательства служб социальной опеки. 4. Социальный уровень - сложности с приспособлением к жизни в классе, когда проблемное поведение является формой адаптации к коллективу, либо формой нарушения приспособления. Может быть обнаружен школьным психологом и педагогом. Уровень воздействия - коллектив. Коррегируется посредством индивидуальных занятий ребенка с психологом, коммуникативных тренингов, семейного консультирования, изменения системы организации учебного процесса. 5. Материально-технический уровень. Этот уровень выделен как сборная солянка независящих от ребенка внешних обстоятельств - таких, как низкая компетентность педагога, недостаток учебных и наглядных пособий, дефекты организации учебного процесса, недостаточное денежное обеспечение семьи (где, например, ребенок недоедает) и пр. Обнаруживается социальными службами и руководством учебного заведения. Корректируется посредством устранения данных дефектов. Таким образом, плохое поведение или низкая успеваемость ребенка в школе - это одинаковое проявление множества самых разноообразных причин. И прежде чем хвататься за "симптом" (предъявляемую семьей проблему) и работать с ним, я бы рекомендовал для начала провести доскональное обследование и разобраться. Этим определяется прогноз успешности работы. Итогом этого разбора может быть ответ на 3 вопроса (2 последних вытекают из ответа на первый): -Почему? В чем может быть реальная причина предъявляемой "проблемы" ребенка? Какова гипотеза? -Где? На каком уровне (каких уровнях) нужно проводить вмешательство (органическом, психическом, психологическом, социальном, материально-техническом)? -Кто? Какие люди таким ребенком могут и должны заниматься в этом случае (родители, учитель, психолог, врач-невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог, врач-психиатр, врач-психотерапевт, клинический психолог, администрация школы, социальный работник, представитель службы соцопеки)? Психологам желаю мотивированных семей, клиентам - грамотных специалистов! автор : Олег Немыкин | врач | Я буду очень рад, если эта статья Вам понравилась и Вы покажете это, нажав . Буду, прям-таки, счастлив, если сделаете ее репост в соцсетях. Готов порадовать скрытой сопровождающей картинкой. Очень тщательно их отбираю для этого. Практически, сам фотографирую. Хочется еще что-нибудь почитать? Здесь! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|