Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?

Есть период в жизни ребенка, когда он чрезвычайно нуждается в особой заботе матери, опеке и внимании.

Ребенок  кумир семьи или Когда взрослеют дети

Но чем старше он становится, тем шире становится поле его деятельности и ответственности. То есть, если сначала вся забота о ребенке лежит на матери и другихчленахсемьи, потомпоявляются дела, которые взрослые и малыш могут делать вместе, а затем и те обязанности, с которыми ребенок вполне может справиться сам. И по мере взросления ребенка зона самостоятельных действий должна хоть и постепенно, но постоянно расти.

Например, школьник, даже первоклассник, должен иметь уже несколько посильных для него обязанностей по дому. 

Но часто можно наблюдать, что мама так чрезмерно опекает свое уже достаточно подросшее дитя, что становится похожей на наседку, высиживающую уже вылупившегося цыпленка.

Конечно, в природе такой аномалии не встретить, но если представить такую ситуацию, то нетрудно догадаться, как отразится на молодом курином организме такой «прессинг» со стороны мамы.

Чаще всего, такая гиперопека встречается в семьях, где процветает детоцентризм, когда ребенок является кумиром семьи, и все сконцентрировано вокруг него. Подробное описание формирования такого типа семьи выходит за рамки нашей темы и об этом можно поговорить отдельно, отметив лишь, что часто причиной выступают проблемы в отношениях между супругами, а так же конкуренция взрослых в борьбе за любовь ребенка.

Пример рисунка «Ребенок — кумир семьи»  

В таких семьях боятся «нагружать» чадо домашними делами, ведь в школе так тяжело учиться! А потом еще мамы или папы и домашние задания за своих детей делают, ну если и не делают, то весь процесс «от и до» контролируют, и в итоге все остаются без сил, причем не столько от уроков,
сколько  от той «нервотрепки», которая весь процесс сопровождает.

А ведь еще и секции, кружки надо посещать, и чем больше, тем лучше, ведь ребенок призван реализовывать то, о чем родителям мечталось, да не сбылось. Тут уж совсем не до обязанностей.

Так и живет маленький человек – в гонке за все новыми и новыми достижениями, и во благо этих достижений, заботливо огражденный от бытовых проблем, от реалий жизни.

Если спросить его маму: «Какие качества характера ее ребенка особенно для нее важны?», то, она, скорее всего, ответит, что ребенок должен быть послушным, меньше баловаться, быть старательным, усердным и хорошо учиться. Такой «удобный» ребенок, особенно подходит для того, чтобы попасть в зависимость от родительской заботы. И попадает. Особенно если это единственный ребенок.  

Но рано или поздно приходит время вступать ему в самостоятельную жизнь и тогда наступает пора услышать  в свой адрес упреки и запоздалые наставления:

Когда ты повзрослеешь?

Прояви, наконец, самостоятельность!

Можешь ты хоть что-то решить сам?

Ты что, до пенсии собираешься сидеть на моей шее? И т.д.

Но на самом деле такой «заботливой» маме «нужность» сыну или дочери необходима даже больше, чем повзрослевшему ребенку ее забота!

Поэтому, говоря:

«Куда он без меня, такой непутевый? Ни к чему не приспособлен, пропадет», подсознательно она надеется, что так будет всегда, но искренне удивляется, почему взрослое чадо не желает работать, никого ни во что не ставит и не спешить отделяться от родителей, а если и уходит, то это нередко бывает уход в алкоголь, наркотики, игроманию, или даже в криминал.

Такая мама, если и приходит к психологу, то чаще с жалобами на нерадивого взрослого ребенка и горячим желанием его переделать:

«В кого он такой?! Что с ним делать?!».

Но не стоит ли часть претензий обратить к себе? Ведь, казалось бы, очевидно, что навыки ответственности и самостоятельности сами, вдруг, неизвестно откуда не образуются?

И разве это не первейшая задача родителей – научить ребенка быть свободной, самостоятельной  личностью, способной справляться с жизненными задачами и трудностями?

Конечно, когда ребенок вырос, но так и не повзрослел, многое можно считать
упущенным, но это не значит, что уже ничего нельзя сделать. Проведя анализ
детско-родительских отношений, психолог выявит «проблемные» зоны семьи, поможет осознать скрытые мотивы поведения членов семьи. Когда то, что было долгими годами скрыто, станет осознанным и понятным, ситуация уже начнет меняться, а коррекция поведения с учетом новых знаний способна еще более существенно повлиять на отношения.

 



Просмотров: 920
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Когда маленький ребенок становится большой проблемой
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Если он такой, то он такой. Лучше не станет
  • Если ребенок управляет родителями, он сам становится неуправляемым
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Родитель, Маленький Ребенок и Детский Психолог вот такой вот Треугольник.
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • «Почему мой ребенок такой агрессивный на меня?»
  • Дешевле обойдется! (Что делать, если ребенок совсем взрослый?) 2 часть
  • Что делать, если ребенок - маленький тиран?
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что делать родителям, если ребенок влюбился.
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Когда ребенок становится "деспотом"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь