|
Как понять ребенка (Упражнение "Почему он так себя ведет?")Автор статьи: Галина Зарипова
Вот младенец хмурится и громко кричит. Мама берет его на руки, и он улыбается. Мы говорим – радуется, к рукам привык. Вот малыш дергает маму за руку: «Посмотри!» Мы называем это – требует, просит. Вот дошкольник отказывается от еды: «Заболел! Съел дрянь! Вредничает!» Вот школьник взрывает петарду. Ему кричат: «Хулиган!» Вот подросток громко хлопает дверью, раздается грохот упавшего чего-то. Мы думаем – злой, огорченный или оборзевший. Вот юноша не ответил на улыбку девушки. Она предполагает: «Я не нравлюсь, со мной что-то не так, он дурак» Вот муж, отвернулся к стене и молчит. Жена обращает внимание на это своим молчанием, громогласным или тихим. Несколько ситуаций, но в каждой одно действие – целое послание. И ответный отклик, мысли возникающие у другого участника. Любое наше действие, любое наше поведение - послание, послание миру, послание значимому человеку, проверка или пинг. Пинговать (посылать запрос и ждать ответа) можно бесконечно долго, если не сверяться с картой своих ощущений. И взрослым людям сделать это проще - переспросить, додумать и обидеться, отправить пинг в другую сторону или ждать ответа через Новую Зеландию. Что же происходит между детьми и родителями? И здесь детское поведение выступает в роли послания. Это выпукло и заметно в отношениях между мамой и младенцем до 6-8 месяцев. Пока малыш мал, любое его поведение трактуется в его пользу: «Что-то не так, что он хочет, где болит, что происходит?!» При этом я намеренно не беру в расчет ситуации сильного стресса у матери. В таких ситуациях ее трактование может быть искаженным: «Он назло мне не спит, не берет грудь, кричит!». Итак, если взять за основу, что поведение=слово, то «Почему он так себя ведет?» можно заменить вопросом «Что он говорит своим действием? Что хочет?» Но как это сделать? На родительском тренинге мы практиковали такое упражнение. Посмотрите на своего ребёнка в минуту, когда вы спокойны, он занят игрушкой и вас ничто не отвлекает. Опишите его, что он делает максимально близко к фактам. Не «Играет», а «держит машинку в левой руке», не «Брякает, шумит», а «Стучит молоточком по столу». Уже на этом этапе родители часто сталкиваются с трудностями. Привычно хочется объяснить поведение, дать ему название, и как следствие – ярлык «Он шумит, он агрессивный, он специально ломает игрушки». И маленькое примечание. Мне до сих пор сложно объяснить феномен усталости в этом упражнении. Мамы описывали свое состояние как тяжелое, утомительное, тоскливое. Т.е. смотреть и наблюдать за ребенком в течение 3-5 минут оказалось невероятно сложно. Кто-то рвался «надо что-то сделать», другие описывали состояние фразой «господи, да что ж за наказание!», третьим с трудом удавалось сфокусировать свое внимание на ребенке: «Мысли буквально улетучивались, я смотрю на ребенка и не понимаю, что делать». Работа детского психолога включает в себя такое наблюдение за детьми, может по этой причине мне легче фиксировать факты. Но что почувствуете вы? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|