Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка

Автор статьи: Ольга Ткачук

 Ко мне на консультацию часто приходят родители, которые жалуются на неуправляемое поведение ребенка, неуспеваемость, отказ от еды и другие проблемы, не поддающиеся медицинским вмешательствам или педагогическим воздействиям. И основной запрос у таких родителей – «сделайте с ним (с ребенком) что-нибудь»! При этом родители сами как будто «умывают руки». Ведь самое главное они уже сделали – нашли специалиста и привели ребенка. Но зачастую становится понятно, что «что-то делать» надо не с ребенком, а с родителями. Работать только с ребенком в данном случае – то же самое, что пытаться улучшить качество воды, чиня водопроводный кран при ржавых и дырявых трубах. Не поменяв трубы, мы не сможем изменить воду. Так и в семье: проблемное поведение и болезни ребенка могут служить своеобразным маркером неблагополучия в семье, посланием родителям, что в их семье что-то нарушено. И без привлечения к работе с психологом других членов семьи, без "прочистки труб" сложившихся семейных отношений проблему будет трудно разрешить.

 

 Самое слабое звено

Зашифрованное послание родителям Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенка

В науке есть теория систем, которая исследует не конкретные свойства и характеристики отдельных явлений, а их взаимосвязи. Эта теория систем применима в любой отрасли науки, и психология – не исключение. Еще в середине прошлого столетия исследователи заметили, что после удачного лечения в стационаре больных с шизофренией наблюдалось ухудшение, когда пациенты возвращались домой, к своим семьям. Именно эти наблюдения послужили толчком к развитию системного семейного подхода в психологии и психотерапии.

Семья – это тоже система, «организм» со своими свойствами, законами, этапами развития. И, по законам системы, если существуют проблемы в семейных взаимоотношениях, то разного рода проблемы могут возникнуть у любого из ее членов. В семейных конфликтах не может быть виноват кто-то один. Конфликт разворачивается по принципу замкнутой цепи, в него втягиваются все члены семьи: бабушки, дедушки, дети и т.д. Ссоры, размолвки, недоговаривание постоянно повторяются, напряжение нарастает, возможности прямо выразить негативные эмоции и недовольство сложившейся ситуацией нет…И под тяжестью этого груза конфликтов у одного или нескольких членов семьи начинает развиваться определенное поведение или болезнь, которые помогают с одной стороны, существовать этому человеку в ситуации конфликта, а с другой стороны, поддерживают этот замкнутый круг – привычную и устоявшуюся систему отношений. Такие проявления в поведении или здоровье в ответ на устоявшуюся проблемную систему отношений психологи называют «семейным симптомом».

Стать носителем симптома может любой член семьи, но дети обычно – самое слабое звено, т.к. они более чувствительны к происходящему и у них меньше всех возможностей прямо выражать свои чувства и эмоции.

Примеры симптоматического поведения у детей: неуспеваемость, гиперактивность, плаксивость, агрессивность, непослушание, отказ от еды, частые болезни, хронические проблемы со здоровьем невыясненной этиологии (энурез, кожные заболевания, боли в животе и т.п.). Еще более серьезными семейными симптомами могут быть алкоголизм, наркомания подростков, уход из дома.

Что родители обычно делают в случае обнаружения таких проблем? Ищут причину поведения или болезни в ребенке. А на самом деле такая реакция ребенка – это не причина, а следствие семейных ссор и неспособности родителей наладить отношения друг с другом и с ребенком. 

 

В плену системы

 

Симптом ребенка – это симптом семьи, это та миссия, которую выполняет ребенок, чтобы семья существовала. Например, ребенок может часто болеть только потому, что чувствует нестабильность в отношениях мамы и папы и своими болезнями пытается сплотить родителей вокруг себя. Тут уж не до ссор и развода, когда любимое чадо страдает.

Еще один пример. Родители подростка не хотят признавать, что он вырос, пересмотреть сложившиеся правила и степень его свободы. Ведь забота о ребенке – единственная функция, которая осталась в отношениях мамы и папы. Если это признать, то надо признавать, что в их отношениях других смыслов нет. Соответственно, потребность подростка в признании, уважении не удовлетворяется. Ребенок впадает в зависимость от наркотиков – и снова семья сплачивается против внешнего врага (плохой компании, наркотиков) во имя спасения сына. Его миссия выполнена на 100%.

Ярким примером носителя семейного симптома является  главный герой повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» Саша Савельев. Из-за деспотичной любви нереализованной в жизни бабушки и нарушенных отношений между бабушкой, мамой и отчимом, мальчик демонстрирует целый букет симптомов: беспомощное поведение, болезненность, неуспеваемость.

Еще один важный момент. Любая система всеми силами стремится удержать установившийся в ней порядок. И даже устоявшиеся проблемные взаимоотношения в семье зачастую удобнее для ее членов, чем изменения, работа над собой, столкновение с трудными чувствами и т.п.



Поэтому семейная система может сопротивляться изменению ее отдельных членов. Вот почему так сложно добиться большого эффект от работы с таким ребенком отдельно от мамы и папы. И тогда становится понятна стратегия системных семейных психологов привлекать к «излечению» ребенка всю семью. И, как правило, если семья отзывается и приходит на консультацию в полном составе, чтобы психолог смог увидеть проблемы во взаимоотношениях членов семьи, то прогноз «излечения» очень благоприятный.

 

Как распознать семейный симптом?



Давайте рассмотрим факторы, которые указывают, что мы имеем дело с семейным симптомом

1. Родители обращаются с проблемой к различным специалистам – врачам, диагностам, педагогам и т.п. – и никто не видит объективных причин, все анализы/показатели в норме.

Пример: в семье с гиперопекой, где болезнь ребенка – основной смысл маминой жизни, т.к. с папой отношения уже давно разрушены, хотя формально они вместе, ребенок часто жалуется на головную боль и даже обнаруживается небольшая температура. Мама таскает его по врачам, делает всю возможную диагностику и вздыхает с облегчением, когда в одном из исследований обнаруживаются какие-то условно-патогенные микроорганизмы. Враг найден! – Она с утроенной силой начинает бороться с «причиной» болезни, но симптом не проходит или трансформируется в другую болезнь.

 2. В проблему включены все члены семьи, поведение ребенка оказывает довольно сильное влияние на других людей

Пример:  В семье, где взрослые не смогли реализовать себя в жизни и в партнерских отношениях, ребенок категорически отказывается идти в школу, и все члены семьи составляют график, кто и когда будет с ним сидеть дома, проходить школьную программу и т.д. Все чувствуют себя нужными и востребованными.

3. Проблемы появляются с завидной периодичностью в определенных ситуациях

Пример: брат и сестра ссорятся, когда родители дома и прекрасно ладят, когда их нет; в анамнезе – несогласованность родительских воспитательных позиций. Или ребенок заболевает, когда мама оставляет его с бабушкой, с которой сама не в ладах и не может высказать накопленное недовольство и т.д.)

4. Поведение или болезнь непроизвольны и не поддается контролю со стороны ребенка, особенно если речь идет о возрасте, когда уже сформированы навыки самоконтроля

Пример: школьник, постоянно выкрикивающий на уроках, на приеме у психолога говорит: «знаю, что так делать нельзя, но ничего не могу с собой поделать». Папа включается во взаимодействие с ребенком только тогда, когда тот что-то «натворит», получит замечание.

5. Проблема появляется при переходе от одного возрастного этапа к другому

Пример: 6-тилетний ребенок страдает ночным энурезом, т.к. это своеобразный способ «привязать» к себе маму, поглощенную проблемами в отношениях с мужем или, наоборот, дать возможность излишне тревожной маме не отпускать его, не переходить к большей самостоятельности.

6. В семье есть какая-то тайна, от которой ребенка сильно оберегают, не говорят об этом: смерть или болезни кого-то из родных, правда об усыновлении, финансовые трудности семьи, развод и т.п.

Пример: отец семейства попал в тюрьму, ребенку говорят, что папа уехал. Но тот, чувствуя напряжение в семье, реагирует на это повышением агрессивности, неуправляемостью поведения. Тщательно скрываемое в семье напряжение выходит через ребенка.

7. Симптом приносит выгоду, пользу всем членам семьи, как бы странно это не звучало.

Пример: болезнь ребенка может подкреплять родительскую потребность в контроле, возможность быть нужными, иметь смысл, стать причиной сплочения мамы и папы, позволяет ребенку получить недостающие ласку, внимание и заботу, получить желаемое или просто отдохнуть от многочисленных кружков и занятий, не делать то, чего не хочется – не ходить в школу, не общаться с бабушкой и т.п.)

 

Что делать?

 

Говоря о семейном симптоме, важно не впадать в крайности: либо игнорировать психологические факторы и упорно искать болезнь или причины проблемного поведения/болезни у врачей, винить учителей, воспитателей. Либо приписывать причины симптомов однозначно отношениям в семье, игнорируя обследования ребенка у врача и обвиняя, например, мужа. Как и везде, здесь важен баланс. Помните, что в системе не может быть «виноват» только один элемент: каждый вносит свой вклад. Даже самые любящие родители могут быть «слепы» в своих отношениях и не всегда самостоятельно способны увидеть проблему на уровне семейной системы.

Что можно делать, если вы понимаете, что с ребенком что-то происходит, но не можете понять причину этого (или вам кажется, что понимаете причину, но не можете повлиять ни на что)?

  • в первую очередь родителям важно выйти из «страусиной» позиции и признать, что проблема существует, не бояться брать на себя ответственность за происходящее;
  • используйте возникшую проблему как повод сделать ревизию того, что происходит в вашей семье;
  • родителям важно учиться осознавать личностные неразрешенные проблемы, свои потребности, неудовлетворенные желания, быть гибкими в разных ситуациях, стараться ставить себя на место ребенка, учиться принимать его эмоции;
  • не убегать от проблем в отношениях, обсуждать, менять отношения в семье, вырабатывать семейные правила и пересматривать их по мере взросления ребенка, учиться говорить друг с другом, слушать и слышать друг друга, выражать свои эмоции «экологичным» образом;
  • попробуйте расшифровать послание, которое хочет ребенок донести вам, найти его потребность, которая не удовлетворяется. Для этого попытайтесь найти минимум 5 выгод, которые болезнь/проблемное поведение может приносить всем членам семьи;
  • не бояться обращаться к специалистам (семейным психологам и психотерапевтам). Это как минимум полезно, чтобы увидеть ситуацию со стороны. Зачастую достаточно одной-двух консультаций, чтобы специалисту стали видны причины происходящего.

Помните: систему сломать непросто, она поддается изменениям только тогда, когда в этом заинтересованы все ее члены. И да, любые отношения – это работа, требующая усилий и преодолений.

 

Статья в сокращенном варианте опубликована в журнале "Кудесница", №8, 2017

 

 

 



Просмотров: 664
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Нарушение коммуникации в семье. Как ведут себя члены семьи
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Роли ребенка в семье. Когда «акценты» расставлены неправильно
  • Проблемы в семье с рождением ребенка.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Как и чем может быть полезен семье коуч по семейным отношениям.
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Психосоматические семьи. Когда болезнь приносит выгоду.
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как наладить отношения в семье или что делать, если появилась привычка в отношениях?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь