|
Зашифрованное послание родителям. Что может скрываться за болезнями и проблемным поведением ребенкаАвтор статьи: Ольга Ткачук
Ко мне на консультацию часто приходят родители, которые жалуются на неуправляемое поведение ребенка, неуспеваемость, отказ от еды и другие проблемы, не поддающиеся медицинским вмешательствам или педагогическим воздействиям. И основной запрос у таких родителей – «сделайте с ним (с ребенком) что-нибудь»! При этом родители сами как будто «умывают руки». Ведь самое главное они уже сделали – нашли специалиста и привели ребенка. Но зачастую становится понятно, что «что-то делать» надо не с ребенком, а с родителями. Работать только с ребенком в данном случае – то же самое, что пытаться улучшить качество воды, чиня водопроводный кран при ржавых и дырявых трубах. Не поменяв трубы, мы не сможем изменить воду. Так и в семье: проблемное поведение и болезни ребенка могут служить своеобразным маркером неблагополучия в семье, посланием родителям, что в их семье что-то нарушено. И без привлечения к работе с психологом других членов семьи, без "прочистки труб" сложившихся семейных отношений проблему будет трудно разрешить.
Самое слабое звено В науке есть теория систем, которая исследует не конкретные свойства и характеристики отдельных явлений, а их взаимосвязи. Эта теория систем применима в любой отрасли науки, и психология – не исключение. Еще в середине прошлого столетия исследователи заметили, что после удачного лечения в стационаре больных с шизофренией наблюдалось ухудшение, когда пациенты возвращались домой, к своим семьям. Именно эти наблюдения послужили толчком к развитию системного семейного подхода в психологии и психотерапии. Семья – это тоже система, «организм» со своими свойствами, законами, этапами развития. И, по законам системы, если существуют проблемы в семейных взаимоотношениях, то разного рода проблемы могут возникнуть у любого из ее членов. В семейных конфликтах не может быть виноват кто-то один. Конфликт разворачивается по принципу замкнутой цепи, в него втягиваются все члены семьи: бабушки, дедушки, дети и т.д. Ссоры, размолвки, недоговаривание постоянно повторяются, напряжение нарастает, возможности прямо выразить негативные эмоции и недовольство сложившейся ситуацией нет…И под тяжестью этого груза конфликтов у одного или нескольких членов семьи начинает развиваться определенное поведение или болезнь, которые помогают с одной стороны, существовать этому человеку в ситуации конфликта, а с другой стороны, поддерживают этот замкнутый круг – привычную и устоявшуюся систему отношений. Такие проявления в поведении или здоровье в ответ на устоявшуюся проблемную систему отношений психологи называют «семейным симптомом». Стать носителем симптома может любой член семьи, но дети обычно – самое слабое звено, т.к. они более чувствительны к происходящему и у них меньше всех возможностей прямо выражать свои чувства и эмоции. Примеры симптоматического поведения у детей: неуспеваемость, гиперактивность, плаксивость, агрессивность, непослушание, отказ от еды, частые болезни, хронические проблемы со здоровьем невыясненной этиологии (энурез, кожные заболевания, боли в животе и т.п.). Еще более серьезными семейными симптомами могут быть алкоголизм, наркомания подростков, уход из дома. Что родители обычно делают в случае обнаружения таких проблем? Ищут причину поведения или болезни в ребенке. А на самом деле такая реакция ребенка – это не причина, а следствие семейных ссор и неспособности родителей наладить отношения друг с другом и с ребенком.
В плену системы Симптом ребенка – это симптом семьи, это та миссия, которую выполняет ребенок, чтобы семья существовала. Например, ребенок может часто болеть только потому, что чувствует нестабильность в отношениях мамы и папы и своими болезнями пытается сплотить родителей вокруг себя. Тут уж не до ссор и развода, когда любимое чадо страдает. Еще один пример. Родители подростка не хотят признавать, что он вырос, пересмотреть сложившиеся правила и степень его свободы. Ведь забота о ребенке – единственная функция, которая осталась в отношениях мамы и папы. Если это признать, то надо признавать, что в их отношениях других смыслов нет. Соответственно, потребность подростка в признании, уважении не удовлетворяется. Ребенок впадает в зависимость от наркотиков – и снова семья сплачивается против внешнего врага (плохой компании, наркотиков) во имя спасения сына. Его миссия выполнена на 100%. Ярким примером носителя семейного симптома является главный герой повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом» Саша Савельев. Из-за деспотичной любви нереализованной в жизни бабушки и нарушенных отношений между бабушкой, мамой и отчимом, мальчик демонстрирует целый букет симптомов: беспомощное поведение, болезненность, неуспеваемость. Еще один важный момент. Любая система всеми силами стремится удержать установившийся в ней порядок. И даже устоявшиеся проблемные взаимоотношения в семье зачастую удобнее для ее членов, чем изменения, работа над собой, столкновение с трудными чувствами и т.п. Поэтому семейная система может сопротивляться изменению ее отдельных членов. Вот почему так сложно добиться большого эффект от работы с таким ребенком отдельно от мамы и папы. И тогда становится понятна стратегия системных семейных психологов привлекать к «излечению» ребенка всю семью. И, как правило, если семья отзывается и приходит на консультацию в полном составе, чтобы психолог смог увидеть проблемы во взаимоотношениях членов семьи, то прогноз «излечения» очень благоприятный.
Как распознать семейный симптом? Давайте рассмотрим факторы, которые указывают, что мы имеем дело с семейным симптомом 1. Родители обращаются с проблемой к различным специалистам – врачам, диагностам, педагогам и т.п. – и никто не видит объективных причин, все анализы/показатели в норме. Пример: в семье с гиперопекой, где болезнь ребенка – основной смысл маминой жизни, т.к. с папой отношения уже давно разрушены, хотя формально они вместе, ребенок часто жалуется на головную боль и даже обнаруживается небольшая температура. Мама таскает его по врачам, делает всю возможную диагностику и вздыхает с облегчением, когда в одном из исследований обнаруживаются какие-то условно-патогенные микроорганизмы. Враг найден! – Она с утроенной силой начинает бороться с «причиной» болезни, но симптом не проходит или трансформируется в другую болезнь. 2. В проблему включены все члены семьи, поведение ребенка оказывает довольно сильное влияние на других людей Пример: В семье, где взрослые не смогли реализовать себя в жизни и в партнерских отношениях, ребенок категорически отказывается идти в школу, и все члены семьи составляют график, кто и когда будет с ним сидеть дома, проходить школьную программу и т.д. Все чувствуют себя нужными и востребованными. 3. Проблемы появляются с завидной периодичностью в определенных ситуациях Пример: брат и сестра ссорятся, когда родители дома и прекрасно ладят, когда их нет; в анамнезе – несогласованность родительских воспитательных позиций. Или ребенок заболевает, когда мама оставляет его с бабушкой, с которой сама не в ладах и не может высказать накопленное недовольство и т.д.) 4. Поведение или болезнь непроизвольны и не поддается контролю со стороны ребенка, особенно если речь идет о возрасте, когда уже сформированы навыки самоконтроля Пример: школьник, постоянно выкрикивающий на уроках, на приеме у психолога говорит: «знаю, что так делать нельзя, но ничего не могу с собой поделать». Папа включается во взаимодействие с ребенком только тогда, когда тот что-то «натворит», получит замечание. 5. Проблема появляется при переходе от одного возрастного этапа к другому Пример: 6-тилетний ребенок страдает ночным энурезом, т.к. это своеобразный способ «привязать» к себе маму, поглощенную проблемами в отношениях с мужем или, наоборот, дать возможность излишне тревожной маме не отпускать его, не переходить к большей самостоятельности. 6. В семье есть какая-то тайна, от которой ребенка сильно оберегают, не говорят об этом: смерть или болезни кого-то из родных, правда об усыновлении, финансовые трудности семьи, развод и т.п. Пример: отец семейства попал в тюрьму, ребенку говорят, что папа уехал. Но тот, чувствуя напряжение в семье, реагирует на это повышением агрессивности, неуправляемостью поведения. Тщательно скрываемое в семье напряжение выходит через ребенка. 7. Симптом приносит выгоду, пользу всем членам семьи, как бы странно это не звучало. Пример: болезнь ребенка может подкреплять родительскую потребность в контроле, возможность быть нужными, иметь смысл, стать причиной сплочения мамы и папы, позволяет ребенку получить недостающие ласку, внимание и заботу, получить желаемое или просто отдохнуть от многочисленных кружков и занятий, не делать то, чего не хочется – не ходить в школу, не общаться с бабушкой и т.п.)
Что делать? Говоря о семейном симптоме, важно не впадать в крайности: либо игнорировать психологические факторы и упорно искать болезнь или причины проблемного поведения/болезни у врачей, винить учителей, воспитателей. Либо приписывать причины симптомов однозначно отношениям в семье, игнорируя обследования ребенка у врача и обвиняя, например, мужа. Как и везде, здесь важен баланс. Помните, что в системе не может быть «виноват» только один элемент: каждый вносит свой вклад. Даже самые любящие родители могут быть «слепы» в своих отношениях и не всегда самостоятельно способны увидеть проблему на уровне семейной системы. Что можно делать, если вы понимаете, что с ребенком что-то происходит, но не можете понять причину этого (или вам кажется, что понимаете причину, но не можете повлиять ни на что)?
Помните: систему сломать непросто, она поддается изменениям только тогда, когда в этом заинтересованы все ее члены. И да, любые отношения – это работа, требующая усилий и преодолений.
Статья в сокращенном варианте опубликована в журнале "Кудесница", №8, 2017
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|