|
Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.Автор статьи: Овсяник Людмила Михайловна
Семья – фундамент развития личности ребенка. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, свои первые знания об окружающем мире, свои первые навыки жизни в обществе. Очень часто, школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - это результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Как это делать? Родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, знакомить с географической картой, градусником на окне, календарем на стене, часами. Объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей (например, во время прогулок , путешествий, поездок) тем самым, способствуя расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию познавательных интересов своего ребенка. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Первое и самое главное условие – это постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится только к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает, необходимое условие полноценной подготовки к школе. Второе важное условие - это выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умение трудиться, будь – то труд физический, умственный, духовный – всегда преодоление трудностей, и это умение вырабатывается в процессе всей жизни ребенка. Неготовность к трудностям может привести к неуверенности в себе, негативному отношению к учебе. Третее необходимое условие подготовки к школе является учебная мотивация. Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить ему удовлетворение. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. И этот успех должен быть реальным, а похвала заслуженной. Четвертым важным условием развития и подготовки к школе является умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. По тому, каков ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и наших просчетах. С целью формирование реальных представлений о школе и положительного отношения к ней рекомендуется использовать специальные игры, в которые можно играть всей семьей. 1.«Бывает –не бывает»
2.«Школа для зверят» (развитие логического мышления, слуха, внимания, закрепление знания школьных правил) В лесной школе шёл урок. Первый раз ученики пришли в школу в первый класс. Подскажи, кто из них ведёт себя правильно, а кто - нет. Почему?
3. «Что лежит в портфеле?» Взрослый бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, подушка и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, то он ловит мяч. 4. «Я возьму с собой в портфеле» Можно играть с ребенком, называя слова по очереди, или с несколькими детьми. Первый участник игры говорит: « Я возьму с собой в портфеле...» - и называет какой-нибудь необходимый предмет в школе. Следующий игрок повторяет то, что сказали до него, и добавляет свой предмет. Так происходит до того момента, пока кто-нибудь не ошибся. 5. «Урок и перемена». Вначале ведущий называет разные виды деятельности («Ты читаешь», «Ты пишешь», «Ты играешь»), а ребенок отвечают, когда он это делают («На уроке!» или «На перемене!». Затем условие меняется. Введущий произносит: «На уроке» или «На перемене». Ребенок должен сказать, чем он должен заниматься в названное время. 6. «Тихо - громко». Ведущий называет ситуацию, например: «когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача ребенка крикнуть «Громко!» или прошептать «Тихо». 7. «Дошкольники и школьники». Взрослый просит ребенка походить, посидеть, поговорить, как дошкольник, как школьник. Или на один хлопок надо показать, как ответил бы на вопрос учительницы дошкольник. На два хлопка - как это сделал бы школьник». Играйте дома, играйте на улице. Можно играть с куклами и пусть ваш ребенок сам побудет в роли учителя. Полезным будет и совместный просмотр телепередач, фильмов о школьной жизни и рассказы о своем школьном детстве, любимых учителях. Родители должны знать, чувствовать своего ребенка, быть ему примером. Из дня в день ребенок должен расти в обстановке внимания. Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту, он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение. Воспитываем у ребенка желание учиться, создаем положительное отношение к школе и обеспечиваем успешный старт в начале большого школьного пути.
Диагностика готовности к школе: http://www.psyoffice.ru/training.php?id=2749 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|