|
Готовим ребенка к обучению в школе. СамооценкаАвтор статьи: Александр Орлов
Самооценка старшего дошкольника, который готовится отправиться в школу, - это его мнение о себе: хороший он ребенок или плохой, что он умеет делать, а что - нет. Почему самооценка играет важную роль в оценке психологической готовности к обучению в школе, и какая самооценка должна быть у шестилетки?Не секрет, что переход в школу (даже идеальную) - это серьезная нагрузка для ребенка. Меняется все - режим дня, основная деятельность, окружение, люди. И появляется очень важный элемент - ответственность за результаты обучения. Для того, чтобы успешно преодолевать разнообразные ежедневные трудности и препятствия (мелкие или не очень), осваивая письмо, чтение, математику, правила поведения и многое другое, ребенку просто необходим большой запас "прочности" и уверенности в себе. Иначе "вода камень точит" и подобные неудачи могут ослабить ребенка, лишить сил, привести его в позицию "неудачника" и "отстающего". Конечно, это прямым образом плохо сказывается и на успеваемости, и на желании учиться. Самооценка типичного выпускника детского сада должна быть положительной и достаточно высокой. Это значит, что ребенок считает себя "хорошим" или "очень хорошим". При этом, в отличие от более младшего возраста, шестилетка уже понимает, что разные люди (мама, папа, воспитатель) могут считать по-другому. Кроме того, он уже хорошо различает, что есть вещи, которые у него получаются хорошо, он умеет их делать, а есть вещи, где его опережают другие люди. Это называется "дифференцированная самооценка". Наличие устойчивой положительной и при этом дифференцированной самооценки отлично помогает ребенку преодолевать стеснение при необходимости отвечать на уроках или проявлять инициативу, знакомиться с новыми детьми и взрослыми, обращаться к учителю. Также такая вера в себя дает первокласснику силы писать и переписывать, читать и перечитывать, считать и пересчитывать столько раз, сколько будет необходимо, чтобы выполнить задание правильно. К сожалению, дети с низкой самооценкой заранее не верят в то, что у них получится успешно учиться и справляться с нагрузкой. При возникновении препятствий и трудностей они отказываются что-то делать, защищаясь таким образом от неудачи, которой они боятся. У них также бывают проблемы в адаптации к школе, им сложно завести новых друзей или наладить отношения с учителем. Как оценить уровень развития самооценки?Спросите у ребенка, каким он себя считает: хорошим или плохим, добрым или злым, умным или глупым, послушным или непослушным? Если ребенок выбирает в большинстве случаев первый вариант, то можно говорить об устойчивой положительной самооценке. В противном случае - это тревожный признак. Также спросите, каким его считает мама? Папа? Воспитатель? Еще можно поинтересоваться, что он умеет делать хорошо? Чему он хочет научиться, но пока еще не умеет? Эта группа вопросов поможет понять, появилась ли у ребенка дифференцированная самооценка. Если ребенка способен ответить на эти вопросы, то - да. Если хотите обсудить результаты или узнать все нюансы подготовки ребенка к успешному обучению в школе - обращайтесь ко мне за консультацией.Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|