"Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?

Ситуация 1. Помещение развивающего центра. Мама одевает девочку 2 лет после занятий. Параллельно в этой же комнате  аниматор развлекает других гостей центра. За спиной аниматора на полке остались игрушки, которые интересовали малышку. Но нужно уходить. Девочка не хочет одеваться, тянет ручки в сторону игрушки, начинает плакать. Время обеденное, все дети обычно в это время утомляются и начинают капризничать. 

Видно, что мама переживет , потому что девочка громко орет, мешает другим детям, не дает себя одеть, а надо еще добраться до дома, чтобы накормить и спать уложить... 
Ситуация 2. Детский праздник в кафе. Мальчик 2,5 года. Тоже обеденное время, нужно уходить домой. Мама надевает куртку, а он не хочет - вырывается, плачет, показывает в сторону комнаты, где были игрушки. Говорит: "Машинка, машинка!" 

Мама переживает, нервничает, говорит "нельзя" - ведь время аренды закончилось, нужно поторопиться одеться и вернуться домой на дневной сон. 

Что общего в этих ситуациях? 

  1. Поведение ребенка неудобно для окружающих. 
  2. Потребности мамы и ребенка не совпадают: мама устала, хочет уйти, должна торопиться, чтобы соблюсти режим и не сделалось еще хуже, а ребенок хочет игрушку и "плакал он" на весь свой распорядок дня. 

    Что же делать, когда ничего нельзя сделать? Т.е. конкретно в этой ситуации - когда игрушку нельзя дать, нужно одеваться и уходить прямо сейчас
Мой ответ: 

ПРОЯВИТЬ СОЧУВСТВИЕ, т.е. показать ребенку, что вы СЛЫШИТЕ И ВИДИТЕ ЕГО ЧУВСТВА, ПЕРЕЖИВАНИЯ И ПОТРЕБНОСТИ. 


Сочувствие - это та "волшебная кнопка" в общении, которая помогает установить контакт друг с другом. А не взгляд глаза в глаза - то, что принято считать установлением контакта. Прежде чем такой контакт глазами установить, должно возникнуть еще что-то на уровне чувств, и механикой взгляда тут не поможешь. 

Остановитесь на минутку... Подумайте, что бы вы сказали на месте той мамы тому плачущему ребенку? Сейчас вы читаете эти строки и вам не надо переживать за режим и неудобство перед другими людьми. Какие слова, обращенные к ребенку, приходят к вам на ум? 

Я бы разговаривала так: 

Ситуация 1. 
- Ты хочешь того слоника на полке? 
- .... 
- А там стоит дядя и к нему не подойти? 
-.... 
- А я тебя одеваю и не даю подойти к слонику? 
-... 
- И поэтому ты так плачешь и не хочешь одеваться? 
-.... 
- Ты расстроена и обижена на маму? Давай я тебя пожалею, мое солнышко. Обниму. Я вижу, что ты расстроена и хочешь эту игрушку прямо сейчас. Я вижу, что она тебе понравилась. Но сейчас там стоит другой дядя, и я не могу туда пойти. К тому же нам надо одеваться и ехать домой...
Ситуация 2. 
- Ты хочешь покататься на машинке? 
-... 
- Она тебе понравилась и ты хочешь еще покататься на ней? 
-.... 
- А я тебе не разрешаю, и ты так горько плачешь из-за этого? 
-... 
- Я вижу, что тебе нравится эта машинка. Я слышу, что ты хочешь еще поиграть. Я дам тебе поиграть в машинку дома. Но сейчас нам нужно одеваться, праздник закончился. Машинка чужая и останется здесь. Я вижу, как ты расстроен. Могу тебя пожалеть. Давай я тебя обниму...


Это не идеальный разговор и я не знаю, сработал бы он на 100% с любым ребенком - ведь дети не роботы запрограммированные. Но мой опыт подсказывает, что, когда папа и мама проявляют сочувствие к ребенку, он гораздо лучше готов слушать, исправлять свое поведение, договариваться, обсуждать родительские альтернативы. Общение переходит на качественно иной уровень - ребенок не только слушает, но еще и слышит. 

Сначала установить контакт через проговаривание чувств и потребностей, и только потом воспитывать (учить, договариваться, давать обратную связь, требовать, отказывать) – это главный секрет общения, чтобы быть услышанными с людьми ЛЮБОГО ВОЗРАСТА. 

Расскажу, как это проявляется у меня. Младшая дочка в 2-2,5-3 годика при первых же словах о своих чувствах прекращает орать. По крайней мере, появляются паузы, в которые можно вести диалог, а не перекрикивать. Потом опускает глазки, утыкается под мышку и тихонечко начинает говорить "да", если мои слова про ее чувства и желания находят в ней отклик. Иногда она говорит, о том, чего хочет сама, без моей помощи. И в наших разговорах я все время обращаю внимание на то, чтобы она напрямую говорила о своих желаниях: «Мама, я хочу на ручки» - вместо «Я устала» и нытья. Я говорю, что так лучше ее понимаю. Это не значит, что я буду потакать любой ее прихоти. И это не ускоряет процесс общения и поиска решения. Но общение становится понятным и прозрачным для нас обеих, т.е. я понимаю, как реагировать и что делать. У меня появляются альтернативы своего родительского поведения - проявить сочувствие в случае отказа, договориться об альтернативе, уступить. 

У старшего сына в 5-6 лет благодаря общению на языке чувств и потребностей останавливается агрессивное поведение. Т.е. злость, как чувство, он испытывает, но при моих попытках понять и уточнить, по какой-причине он злится, сын перестает драться, нападать, начинает слушать. Потом у нас завязывается какой-то диалог. И частенько это заканчивается тем, что я узнаю много нового о душевной боли сына: как ему надоело, что его обвиняют в проделках сестры; как его злит, что она берет без спроса его вещи; как он не был виноват, а мы-родители, не разобрались и наказали обоих. Слезы льются по его щекам в этот момент, тело расслабляется, а голос такой жалобный, что мне кажется, как будто это скулит маленький щенок...

И в такие мгновения приходится признать, что где-то я была не права и извиниться, договориться о том, что вместе делать, чтобы такие ситуации не повторялись. А где-то я начинаю видеть пробелы в общении отца и сына, обсуждаю ситуацию с мужем и помогаю им вместе исправить ошибки. 

Самое большое мое впечатление от такого общения через сочувствие, когда я начала его осознанно практиковать и привносить в свою жизнь - это образ скулящего щенка. Когда ребенок встречает понимание со стороны родителей, то он показывает наружу то свое маленькое, корчащееся от душевной боли существо, которое скрывается за агрессивным поведением. 

Это мощный инсайт. Когда видишь в дочке или сыне не капризного ребенка, который делает на зло, а маленькое человеческое существо, которое страдает, но не умеет сказать об этом так, чтобы было понятно, появляется больше терпения, чтобы общаться без наказаний и криков. 


На мой взгляд, это то, о чем писала Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» про «трудного» подростка. 

Мне хочется поддержать каждого родителя, который искренне желает детям добра, любит, заботится о ребенке, но иногда срывается и испытывает чувство вины. Знаете почему? Потому что мы не идеальны. Потому что у многих из нас не было образца, как оказывать понимание и сочувствие. 

У меня перед глазами 2 примера. Когда я сама ходила на детско-родительские тренинги с жалобами на агрессивное поведение сына, 15 человек участников группы молчали "как рыба об лед" - не знали, как утешить ребенка, которому отказали в конфете из-за аллергии. Позже, обучаясь оказывать психологическую поддержку, я тоже столкнулась с тем, что многие начинающие практикующие психологи, и я в том, числе, не находили нужных слов для сочувствия и сопереживания, хотя умом и сердцем все понимали. А нужные слова сказать не могли. 

В первые недели своего обучения я плакала на практических занятиях от того, что я была как та собачка: «все понимаю, а сказать не могу». Может быть, так было и с нашими родителями, когда они нас "одевали, обували", но не говорили, что любят? Вспомните, когда забираем ребенка из садика, о чем спрашиваем? Спал ли, покушал ли? А как он общался, из-за чего переживал - выпадает из фокуса внимания. Некогда об этом разговаривать в нашей суете и гонке за выживание. 

Еще одна причина мне видится в том, что не всегда есть физические и моральные силы общаться осознанно. Это требует терпения. А обстоятельства бывают сильнее нас, и нет возможности позаботиться о себе, чтобы накопить силы: надо работать, есть обязательства перед коллегами, начальством, клиентами, партнерами, нет возможности съездить в отпуск, не у кого попросить помощи в уходе за ребенком. 

Но если время на себя уделять по остаточному принципу, то оно так и не появится.

Помимо партнеров и начальства есть еще и ответственность за свое психологическое состояние перед близкими и самим собой. Ее соблюдение не приносит нам денег, и ее не положишь в карман, но ее отсутствие сказывается на отношениях, настроении, психологическом и физическом самочувствии. Что важнее – ответственность перед коллегами, близкими или самим собой – это вопрос ценности и каждый решает сам для себя. 

Современные дети – наши учителя. Наши родители воспитывались в эпоху коллективизма, мы - в эпоху перестройки, наши дети растут в эпоху ценности индивидуальности, которой надо найти свое место в обществе. Это требует развитых навыков понимания другого человека, чтобы научиться договариваться и соблюсти баланс своих и чужих интересов. Своих и ребенка. 

Если мы хотим понять своих детей, то надо научиться понимать себя.

Невозможно проявить сочувствие другому человеку, оказать поддержку и понять, чего хочешь, если не знаком со своими собственными чувствами, не даешь себе права реализовывать свои желания и живешь с представлениями об идеальном родителе, у которого все должно быть идеально, но так далеко от реальной жизни. 

Я могу помочь  разобраться, что происходит с вами, когда ребенок плохо себя ведет. Почему вам так сложно. Какие возникают чувства и ущемляются потребности в тот момент, когда не получается понять своего ребенка, срываетесь на него и вините себя за это 


Напишите мне в личное сообщение и мы договоримся о личной встрече очно в СПб или по скайпу.

Пишите! Жду вас:)


С любовью к своему Делу и заботой о Вас  
Анна Колесова 
Психолог для мам и не только
Онлайн консультант  (Спб, скайп, whatsapp) 


Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • "Ты видишь только то, что хочешь видеть" (в общем, это ты проблемный)
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • "Я так хочу это сделать, но..." и как еще мы рационализируем откладывание на потом
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь