Дети-существа особые, и то, что для нас очевидно, вовсе неочевидно для них. Поэтому не всегда можно ожидать от ребенка понимание моральных, патриотических , семейных ценностей. Относитесь к ребенку как к человеку, который этому учится, но избегайте тяжеловесных моралей и нотаций. Ребенок не будет их понимать и переваривать. Просто уважительно общайтесь, и передавайте опыт. Ребенок будет благодарен. Например «вот когда я был маленьким, со мной произошла такая история..», «в детстве я очень боялся..», «я очень не любила, когда моя мама…»
Используйте активное слушание. Подробно это описано у Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком-КАК», также отлично описано в книге Р.Грин «Взрывной ребенок», есть также моя статья «Самый эффективный способ общения с ребенком». Воистину чудодейственный способ. Заключается в понятии и принятии чувств ребенка, и назывании ребенку его чувства. «Ты злишься (чувство), потому что (причина) ты не смог пойти во двор. Ребенок чувствует, что его поняли, и острота его переживаний снижается, даже если он не получил, то что хотел. Для ребенка тот факт, что его чувства принимают, значит то, что принимают его самого.
Будьте ясными. Говорите так, чтобы для ребенка почти не оставалось других толкований ваших слов. Лучше сказать «как только ты уберешь в комнате, ты пойдешь гулять» чем «только мальчики, сделавшие все нужные бытовые дела, могут идти гулять». И лучше говорить «мне не нравится, что ты бросаешь свой леденец в лужу! Не делай этого больше» чем «ну кто так делает?»
Говорить лучше не с высоты роста, а становясь на один уровень с ребенком, даже если ругаете- так он в любом случае поймет лучше.
В любом общении, будь то конфликт, или мирная беседа важно использовать «Я» сообщения. Это как активное слушание, но тут мы называем свои чувства от своего же лица. Не «ты опять не убрался в комнате» а «я огорчена, что в комнате беспорядок, я очень хочу чтобы ты убрался». Это очень действенно, если вы хотите побудить ребенка к чему –либо. Ребенку чаще всего (это правда!) не хочется чтобы вы обижались, а также на ребенка не наклеивается ярлык «лодыря», и негативных чувств к вам становится гораздо меньше.
Если ребенок маленький, (до 3 лет), то при конфликтах , активном непослушании используйте физический контакт (не наказание, а именно контакт!). Если ребенок не хочет идти домой, устраивает истерику с ним бесполезно говорить- просто возьмите на руки, сожмите в объятиях,и идите с ним домой. Так же и с агрессией ребенка к вам: если ребенок пытается вас бить, перехватите ручку, сожмите , и только потом говорите «так делать нельзя»
Побольше позитива! Шутки, прибаутки, песни очень хорошо помогают сохранить хорошие отношения, сглаживают конфликтные и напряженные ситуации. Особенно это помогает в острые кризисные периоды- трех, семи, четырнадцати лет. Вы как будто говорите «мы вместе все преодолеем, все будет хорошо!»
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.