|
Хочу, чтобы мой ребенок хорошо училсяАвтор статьи: Татьяна Пушкова
Мир нестабилен, экономика зависла как Шалтай-Болтай, что нас ждет впереди – неведомо, но оглядываясь назад, кажется, что ничего хорошего. «Готовься к худшему-лучшее переживешь», говаривала моя мама и была отчасти права, хотя тратить нервы авансом очень сомнительная инвестиция в светлое будущее. Но чего хочется всем – это чтобы дети наши до светлого будущего дожили, ну или хотя бы внесли вклад в его построение. А для этого что? Надо ХОРОШО УЧИТЬСЯ. И тут важно провести очень четкую границу. Что значит «хорошо учиться?» - в идеале, усваивать программу без репетиторов, ремня и недосыпов на оценки «4» и «5» в основном, «3» - между делом и «2» - эпизодически, с правом на амнистию и чтобы не сказывалось на итоговых результатах. А вот, как это происходит на практике – можно выяснить методом «лишнее вычеркнуть, важное подписать». Как мы этих результатов добиваемся? Основное, к сожалению – мотивация страхом, «получишь двойку – домой не приходи!», «не исправишь до выходных – готовься к худшему!». Реже родители делают задания за детей, чаще ругаются с преподавателями, обижаясь на них за отсутствие индивидуального подхода, особо находчивые прорываются в родительские комитеты, в надежде на поблажки, но кроме головной боли редко что имеют. Все эти маневры в большей или меньшей степени создают иллюзию контроля и влияния на успеваемость ребенка, на самом же деле представляют собой самоубеждение в том, что все под контролем. Мама рулит. Ребенок, в свою очередь все меньше усилий прикладывая к учебе, и все с большим нежеланием «приобретает» знания. Чем больше условий и чем больше давление – тем меньше результат. Контролируя – мать снимает с ребенка ответственность за его успеваемость. В школе особенно хорошо видно, что отличники и махровые хорошисты – это те дети, родители которых меньше всего их терроризируют вопросами учебы. Это не значит, что они пускают все на самотек, но они умеют мудро и ненавязчиво организовать процесс. Эти родители ходят на все собрания, всегда доступны и открыты к контакту с преподавателями, всегда вовремя проверяют дневники своих детей. Все делают своевременно и спокойно, в системе взаимодействия семьи и школы. Проверять и контролировать – это не одно и то же, важно понимать. Проверка – это систематизирование, дисциплинирование, и демонстрация ребенку того, что «ты мне дорог, мне важны твои успехи», а контроль – это прямо противоположная нелогичная череда слов и действий: «мне это не нужно – это тебе надо!», при этом мы видим совсем другую историю о посредственных учениках и неуспевающих детях– это заполненные мамами дневники (мама забыла – дневник пустой), подписанные мамами тетрадки.Это когда мама пытается учиться вместо ребенка (скажем, распечатывая доклад из гугла во втором классе – для чего? Почему, интересно, ребенок не идет в читальный зал и не пишет из энциклопедии в тетрадку то, что считает интересным? Пусть потом мама поможет оформить, но принцип незыблем: «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ», хотя, безусловно - слишком много времени требует такой подход). Или наказания за плохие отметки, травмирующие для ребенка лишения по типу: «Не поедешь на выходные к папе» (я привожу такой пример, потому что это огромная детская боль и ГАРАНТИЯ детской ненависти к урокам и школе, прогулам и протестам против подобной «мотивации» к учебе). И самое парадоксальное – при всем вышесказанном – отсутствие подписи в дневнике после проверки классным руководителем. Плохая успеваемость - это ОТСУТСТВИЕ последовательности, неразумный контроль и невротический ажиотаж вокруг «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» Тут мы подходим к важному выводу: контроль – изнаночная сторона тревоги. О том, что скрыто за этим желанием, я рассказывала в День знаний в своем видео Первое и самое важное после запроса «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» - это вопрос ЗАЧЕМ?
Если Вы испытываете сложности и не можете разграничить себя и ребенка, его нужды и свои желания, то самое время разобраться в себе. Как показывает практика-доверие к школьному психологу таких родителей так себе, потому что ожидания не соответствуют реальности, ведь психолог-то работает, а ребенок-то как не учился хорошо, так и не учиться? По этому поводу лучше обратиться к независимому специалисту, потому что самое важное – это доверие. Если школьному психологу Вы не доверяете, то и работа с ним будет лишь перетягиванием одеяла на тему: «Как же Вы не понимаете?». В любом случае, определив для себя ответ на каждый из трех, поставленных мною, вопросов, Вам станет проще понять самих себя, а значит точнее выразить – чего же Вы на самом деле хотите, надеюсь, что теперь стало понятно, что это вовсе не оценки. Желаю, чтобы львиная доля Ваших сложностей разрешилась после прочтения моей статьи и каждый хотябы приблизительно понял, что делать дальше. Хорошего учебного года всем!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|