Хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился

Автор статьи: Татьяна Пушкова

Мир нестабилен, экономика зависла как Шалтай-Болтай, что нас ждет впереди – неведомо, но оглядываясь назад, кажется, что ничего хорошего. «Готовься к худшему-лучшее переживешь», говаривала моя мама и была отчасти права, хотя тратить нервы авансом очень сомнительная инвестиция в светлое будущее.

Но чего хочется всем – это чтобы дети наши до светлого будущего дожили, ну или хотя бы внесли вклад в его построение. А для этого что? Надо ХОРОШО УЧИТЬСЯ. И тут важно провести очень четкую границу. Что значит «хорошо учиться?» - в идеале, усваивать программу без репетиторов, ремня и недосыпов на оценки «4» и «5» в основном, «3» - между делом и «2» - эпизодически, с правом на амнистию и чтобы не сказывалось на итоговых результатах. А вот, как это происходит на практике – можно выяснить методом «лишнее вычеркнуть, важное подписать».

Как мы этих результатов добиваемся? Основное, к сожалению – мотивация страхом, «получишь двойку – домой не приходи!», «не исправишь до выходных – готовься к худшему!». Реже родители делают задания за детей, чаще ругаются с преподавателями, обижаясь на них за отсутствие индивидуального подхода, особо находчивые прорываются в родительские комитеты, в надежде на поблажки, но кроме головной боли редко что имеют.

Все эти маневры в большей или меньшей степени создают иллюзию контроля и влияния на успеваемость ребенка, на самом же деле представляют собой самоубеждение в том, что все под контролем. Мама рулит. Ребенок, в свою очередь все меньше усилий прикладывая к учебе, и все с большим нежеланием «приобретает» знания. Чем больше условий и чем больше давление – тем меньше результат. Контролируя – мать снимает с ребенка ответственность за его успеваемость.

В школе особенно хорошо видно, что отличники и махровые хорошисты – это те дети, родители которых меньше всего их терроризируют вопросами учебы. Это не значит, что они пускают все на самотек, но они умеют мудро и ненавязчиво организовать процесс. Эти родители ходят на все собрания, всегда доступны и открыты к контакту с преподавателями, всегда вовремя проверяют дневники своих детей.  Все делают своевременно и спокойно, в системе взаимодействия семьи и школы.

Проверять и контролировать – это не одно и то же, важно понимать. Проверка – это систематизирование, дисциплинирование, и демонстрация ребенку того, что «ты мне дорог, мне важны твои успехи», а контроль – это  прямо противоположная нелогичная череда слов и действий: «мне это не нужно – это тебе надо!», при этом мы видим совсем другую историю о посредственных учениках и неуспевающих детях– это заполненные мамами дневники (мама забыла – дневник пустой), подписанные мамами тетрадки.Это когда мама пытается учиться вместо ребенка (скажем,  распечатывая доклад из гугла во втором классе – для чего? Почему, интересно, ребенок не идет в читальный зал и не пишет из энциклопедии в тетрадку то, что считает интересным?  Пусть потом мама поможет оформить, но принцип незыблем: «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ», хотя, безусловно - слишком много времени требует такой подход). Или наказания за плохие отметки, травмирующие для ребенка лишения по типу: «Не поедешь на выходные к папе» (я привожу такой пример, потому что это огромная детская боль и ГАРАНТИЯ детской ненависти к урокам и школе, прогулам и протестам против подобной «мотивации» к учебе). И самое парадоксальное – при всем вышесказанном – отсутствие подписи в дневнике после проверки классным руководителем. Плохая успеваемость - это ОТСУТСТВИЕ последовательности, неразумный контроль и невротический ажиотаж вокруг «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился»

Тут мы подходим к важному выводу: контроль – изнаночная сторона тревоги.

О том, что скрыто за этим желанием, я рассказывала в День знаний в своем видео
 (да простят меня зрители за качество), итог тот же.



Первое и самое важное после запроса «хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился» - это вопрос ЗАЧЕМ?

  1. Для того, чтобы реализовать мои собственные амбиции, потому что мой ребенок – это часть меня и хорошая успеваемость моего ребенка равноценно тому, что я успешно состоялась как мать?
  2. Потому что когда он хорошо учиться, я меньше тревожусь за будущее и думаю, что он сможет реализоваться по жизни?
  3. Потому что я сама не знаю, какой мой ребенок и чего он достоин, а оценка учителя помогает мне определить успешность положения ребенка?

Если Вы испытываете сложности и не можете разграничить себя и ребенка, его нужды и свои желания, то самое время разобраться в себе. Как показывает практика-доверие к школьному психологу таких родителей так себе, потому что ожидания не соответствуют реальности, ведь психолог-то работает, а ребенок-то как не учился хорошо, так и не учиться? По этому поводу лучше обратиться к независимому специалисту, потому что самое важное – это доверие. Если школьному психологу Вы не доверяете, то и работа с ним будет лишь перетягиванием одеяла на тему: «Как же Вы не понимаете?».

В любом случае, определив для себя ответ на каждый из трех, поставленных мною, вопросов, Вам станет проще понять самих себя, а значит точнее выразить – чего же Вы на самом деле хотите, надеюсь, что теперь стало понятно, что это вовсе не оценки.

Желаю, чтобы львиная доля Ваших сложностей разрешилась после прочтения моей статьи и каждый хотябы приблизительно понял, что делать дальше. Хорошего учебного года всем!

 



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Это все, что останется после меня...
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Что же это значит, коль ребенок плачет?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Потому что я могу себе это позволить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь