|
Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересомАвтор статьи: Данилова Юлия Денисовна
В Центральной городской библиотеке имени В.В. Верещагина 21 января 2016 года состоялась очередная встреча движения родителей «Родительская Академия». Встреча проходила в рамках лектория «Здоровая семья» при поддержке Отдела медицинской профилактики по г. Череповцу и участии Психологического центра "Сталкер";. Встречу проводил основатель Федеральной программы «Дорога к дому» и автор проекта «Родительская Академия», кандидат психологических наук, виртуозный мастер практической психологии в области родительства и детства, Александр Владимирович Викулов.
Свое выступление на тему «Что могут сделать современные родители, чтобы ребенок учился легко и с интересом», Александр Владимирович начал с метафоры Альберта Энштейна о школе: «Школа – это асфальт. Удивительно, как сквозь него удается пробиться ростку любознательности!» Поэтому вызов, который получают современные родители от школьной системы образования состоит в том, чтобы обладать таким важным качеством, как осознанное родительство. Что такое осознанное родительство? Это понимание того, что мы передаем своим детям те модели воспитания, которые получили от своих родителей. Мы реализуем семейные сценарии, которые достались нам от наших прародителей. Мы используем их убеждения о том, как надо воспитывать ребенка, порой принимая за свои собственные. Осознанное родительство – это умение видеть собственные родительские послания и грамотно делать выбор, что из них можно использовать в воспитании детей, а от чего лучше отказаться. В этом смысле нам, родителям, стоит беспокоиться не о том, что ребенок плохо учится, а о том, что он за нами непрерывно наблюдает и уже к 5-ти годам осваивает все ваши жизненные стратегии, семейные сценарии и модели поведения.
Родительская Академия создает пространство для родителей, в котором они могут научиться осознанному родительству и воспитывать счастливых детей, не смотря ни на какие внешние социальные факторы и обстоятельства, влияющие на развитие ребенка. Существует два вида повреждения в развитии ребенка: - в общении, в контакте; - в деятельности. И если ваш ребенок имеет трудности в обучении, то причина трудностей скрывается именно в этих сферах: контакта и деятельности. Последствиями этих повреждений могут быть: - нежелание учиться; - подверженность зависимостям в будущем; - потеря внутренней системы управления своей жизнью. Наиболее ярким примером раннего подавления внутренней системы управления ребенка является пищевое подавление. Все можем вспомнить истории из детства, когда нас заставляли есть то, чего мы есть не хотели, есть столько, сколько мы не хотели. Ели ненавистные до сих пор каши и булки с маслом «за маму, за папу», и еще за десятки родственников и знакомых». Последствия пищевого насилия у многих из нас проявились в пищевой зависимости. У взрослеющих детей потеря внутреннего управления жизнью может проявиться в зависимости от людей, в первую очередь, от противоположного пола. Например, мальчик в будущем становится зависимым от жены, а девочка – от мужа. Многие родители хорошо знакомы с физическим подавлением, когда отцовский ремень был весомым аргументом в пользу принятия родительских, а не собственных решений. И какой-то ребенок сдается и отдает внутреннюю систему управления внешней системе. А другой кричит: «Бей, мне все равно не больно, на мне трое штанов!», - и тогда у него больше шансов остаться здоровым, свободным от подавления другими взрослыми и любыми социальными системами. - Можно ли закончить школу, ни разу не вовлекаясь в деятельность обучения? – задает вопрос родителям Александр Владимирович. При ответе на этот вопрос нужно учитывать то, что любая деятельность обучения состоит из 2-х основных составляющих: - мотива деятельности; - способов переработки полученной информации. Первым делом, работая со школьником с целью повышения его успеваемости, мы, как консультанты задаем вопрос: - Зачем тебе нужно учиться? У детей нет хорошего ответа на этот вопрос. Обычно ребенок дает ответы, которые слышит от взрослых: - чтобы закончить школу; - чтобы получить специальность; - чтобы иметь хорошую работу; - чтобы зарабатывать много денег. Это означает, что у ребенка нет личной мотивации и интереса к обучению. Он ходит в школу, потому что это нужно родителям и учителям. Поэтому, первая задача родителей – найти вместе с ним смысл его обучения, сделать его учебу осмысленной. Учеба только в том случае может стать осмысленной, когда она ложится на потребности самого ребенка. Поэтому родителям в первую очередь нужно исследовать, а что действительно хочет их ребенок? На наших практических встречах мы задаем детям такой вопрос: - Что ты хочешь без всяких ограничений? Если ребенок престает говорить о том, что он хочет помочь маме помыть посуду, и начинает увлеченно перечислять все свои настоящие мечты, - значит началась его сознательная и бессознательная работа по достижению обозначенной им же цели. - А назови 10 целей на ближайший год? А какие у тебя цели на 2, 3, 5, 10 лет? Это трудная и глубокая внутренняя работа даже для взрослого человека. И если ее проделывает ребенок, то дальше мы можем обсуждать с ним, что мешает ему достичь этих целей. Существующие препятствия мы разделяем на внешние (обстоятельства) и внутренние (психологические барьеры). Далее идет работа над преодолением этих трудностей. Затем мы с детьми занимаемся поиском внешних и внутренних ресурсов, помогающих идти к достижению цели. Вторая задача родителей – научить ребенка грамотным способам переработки информации. Если школьник не владеет методами переработки, информация не усваивается, как пища, которая поступает в организм и не переваривается. Сегодня мы постоянно слышим от родителей и учителей, что школьная программа очень сложная. Но сама по себе программа не сложная, просто она не переваривается у детей, не обладающих способами ее переработки. При грамотном обучении любой школьник годовую программу обучения усваивает за одну четверть. Студент за один год спокойно усваивает пятилетнюю программу вузовского обучения. Почему школьники так плохо усваивают информацию? Дело в том, что учителя не учитывают наличие механизмов памяти, работающих на биохимическом уровне в коре головного мозга. Существует так называемая кривая забывания бессмысленного материала Эббингауза, которая показывает уменьшение объема сохранившейся информации с течением времени. Когда учитель выдает новый материал по предмету, он ожидает, что ученики уже владеют информацией с прошлого урока и считает, что связывает предыдущий материал с новым. На самом деле у детей к моменту следующего урока в памяти остается не более 20-30% старой информации. В результате на неусвоенный материал накладывается новая информация, которая также не усваивается. Существуют эффективные способы переработки информации. Поскольку почти 90% от всего объема информации о мире человек получает через зрение, то наилучшим образом запоминается образная информация. Поэтому необходимо связывать образную информацию с текстовой. Когда в результате сжатия текста весь материал умещается на одну страницу, то ученик запросто может вспомнить его через образную память, вспоминая, как выглядит написанный конспект. Хорошо, если конспект будет сопровождаться картинкой, отображающей его содержание. Сцепление образной и текстовой информации дает запоминание ста новых слов за один день при изучении языков. Многократное воспроизведение.Чтобы запомнить текстовую информацию, необходимо не прочитать, а воспроизвести. Причем запоминание на уровне биохимии совершается в промежутке от 5-ти до 10-ти воспроизведений. Третья задача родителей – научиться помогать ребенку грамотно разряжать его негативные чувства, связанные с травматичными воспоминаниями. Если ребенок перегружен негативными чувствами, то его интеллект не работает. Если он разряжен, то у него появляется достаточное количество свободного внимания для усвоения новой информации. На наших практических занятиях мы учим родителей и детей методам безопасной разрядки. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|