Стратегии переработки информации

В продолжении информирования о когнитивной психотерапии, её наглядности я перехожу к стратегиям переработки информации. Это группы автоматических мыслей, перерабатывающие информацию определённым образом. Зачастую происходит, что при возникновении аффективных (тревожно-депрессивных) расстройств, так и иных любых трудностях, имеющих повторяющийся характер, человек использует определённое ограниченное количество данных стратегий.

Именно РИГИДНОЕ использование когнитивных стратегий опосредует однотипное поведение человека. То есть каждая из стратегий важна и полезна, но важно помнить о золотой середине и проверке своих представлений.

Разные авторы выделяют отличные друг от друга стратегии переработки информации. С.В. Харитонов в своём руководстве по когнитивно-поведенческой терапии выделил 14 наиболее часто встречающихся у всех авторов.

 

1."Чтение мыслей"

При избыточном употреблении данного стиля за другого человека додумывается его возможная оценка той или иной ситуации. В результате порождаются неадаптивные автоматические мысли. Вывод основывается на глубинных убеждениях о себе и других, а также строится не столько на внешних признаках, сколько на склонности человека стараться всегда предугадывать что-либо.

В случае, когда "чтение мыслей" становится доминирующей стратегией, и аргументация предположений недостаточна или вовсе отсутствует, происходит неадаптивное и иррациональное "додумывание". Пример: "Он думает, что я - плохая жена". 

 

2."Гадание"

Данная стратегия используется для предсказывания будущих событий. Но для людей с отсутствием уверенности в себе характерно создание умозаключений не на основе анализа условий реальности и создания факт-карт, к примеру, а на беспокойстве такого человека не сдать экзамен, не получить работу и т.д.

Примеры автоматических мыслей данной стратегии соответствующие: " Я не получу эту работу", "Я не сдам экзамен", "Я не справлюсь с этой задачей" и т. д., и т.п. 

 

3."Катастрофизация"

Данное  искажение абсолютизирует самый ужасный возможный исход любого события. Зачастую характерно при аэрофобии. "Боюсь летать, так как самолёт со мной скорее всего разобьётся". В случае личностных особенностей, то такое искажение встречается и у нарциссических личностей. "Будет ужасно, если я потерплю неудачу".

 

4."Использование ярлыков"

Психоаналитики бы преимущественно назвали это проекциями. На самом же деле, человек сформировал штампы/образцы образов и просто сличает человека с уже имеющимися стереотипами мышления. Потому и возникают у людей такие мысли, как: "Он-наглый", "Она-легкодоступная", продолжать можно бесконечно. То есть человек даже не пытается собрать больше информации уже имеющейся на поверхности, а просто использует первую оценка мозга из системы выученных координат.

 

5."Обесценивание"

Когнитивное искажение в следствие данной стратегии побуждает безосновательно говорить себе, что позитивные события, действия и качества не следует учитывать. Пример: «Я хорошо справился с проектом, но это ничего не говорит о моей компетентности; мне просто повезло». 

 

6."Негативный фильтр"

Встречается у пациентов с депрессией. В стационарах многие специалисты подходили к таким пациентам и предлагали им восхититься замечательной зеленью из окна, пением птиц и т.д. лишь наталкивались на ухудшение контакта с пациентом. Человек воспринимает только негативные аспекты ситуации. Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он всегда критикует, давит, не понимает учеников и ужасно преподает». "Люди не любят меня". 

Затем пациенты полностью проживают с максимальной концентрацией данные переживания и формируют устойчивый паттерн самоощущения.

 

7."Сверхобобщение"

 Когда человек делает общее негативное заключение, которое выходит за рамки текущей ситуации. Пример: «[На встрече мне было некомфортно, поэтому] я никогда не за веду друзей». 

 

8."Дихотомическое мышление"

 Также называют мышлением по схеме «все или ничего», полярным или дихотомическим мышлением: вы оцениваете ситуацию всего с двух позиций, а не как континуум. "Это была пустая трата времени", "Я вообще ничего не смог сделать правильно".

 

9."Долженствование"

Подразумевает использование формулировок типа «стоило бы» и «должен»: у вас есть четкие, негибкие представления о том, как должны вести себя вы или другие люди, и вы переоцениваете возможные негативные последствия несоответствия этим ожиданиям. Пример: «Просто ужасно, что я допустил ошибку. Я всегда должен стараться ИЗО всех СИЛ». 

 

 

10."Эксцентричная персонализация"

Люди с данной стратегией в ригидной форме уверены, что негативные действия других людей направлены лично против вас, и не рассматриваете другие, более вероятные объяснения их поведения. Пример: «Мастер был груб со мной, поскольку я что-то сделал не так». Зачастую характерно при депрессивных расстройствах.

 

11."Обвинение"

Сосредоточение на другом человеке как источнике негативных чувств. Когда клиент по сути дела отказывается взять на себя ответственность за последствия собственного поведения. Например: "Она виновата в том, что мне теперь так плохо", - или: "Все мои проблемы от того, что мои родители неправильно со мной обращались в детстве". 

 

12."Несправедливые сравнения"

Событие интерпретируются в терминах стандартов, которые являются нереалистичными. Клиент сосредотачивается прежде всего на других, которые добиваются большего успеха, чем он, из чего следует заниженная оценка себя. Например: "Она более успешна, чем я", - или: "Другие в моём возрасте уже имеют всё, а я ничего не имею".

 

13."Ориентация сожалеть"

Концентрация на идее, что в прошлом успех был большим, чем тот, что имеется сейчас. Например: "Я имел лучшую работу, чем та, что у меня сейчас", "Это надо было делать раньше, а сейчас момент уже упущен".

 

14."Что если? А вдруг?"

 Представление о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса, например: "Если я пойду работать на эту должность - что если не справлюсь"?

 

 

Именно эти 14 распространённых стратегий зачастую нуждаются в психотерапевтической коррекции, так как снижают уровень адаптации и функционирования личности. А какие стратегии характерны вам?



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Учится, но ничего не делает..." (Про феномен "психологической мастурбации")
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Мой муж борется со мной" или "Почему мужчина воспринимает женщину как соперника"
  • Мужчина или женщина? Несколько "неудобных" мыслей о "половом вопросе"
  • Откуда приходит гнев? Болезни "жара" и два типа "жарких" людей.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь