|
Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.Автор статьи: Бурцева Ксения Николаевна
Отправляя ребенка в школу, и надеясь наконец заняться своими делами, родители часто разочаровываются, получая вместо освободившегося времени новые проблемы. И часто эти проблемы заключаются в том, что в школе ребенок испытывает на себе агрессию или проявляет ее по отношению к другим. Все формы насилия являются психотравмирующими для ребенка. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка- жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Оно может быть пассивным – когда ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, обзывания и т.д. Физическое насилие – это уже применение силы, порча и отнятие вещей, возможно причинение физической травмы. Сексуальное насилие, являясь по последствиям самым тяжелым, к сожалению, тоже встречается. И относится не только к совершению прямых сексуальных действий – это могут быть насмешки над телом, признаками пола, принуждение к обнажению, заставление совершать сексуально окрашенные действия и др. Сексуальное насилие над детьми определяется как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам — до 18) и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше него. Эмоциональное насилие всегда сопутствует другим видам насилия. Ситуации насилия в школе можно разделить на ситуации, когда жертва выбрана случайно, и когда жертва прямо или косвенно причастна к совершению над ней насилия. Случайный выбор жертвы. Жертва школьного насилия выбирается случайно, если этот выбор обидчик определяет исходя из своих внутренних предпосылок, то есть ребенок-жертва не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, особенно увеличивается вероятность у новеньких, поменявших место учебы, у детей имеющих какие - либо физические отличия (например, ношение очков, рыжие волосы), или просто более слабых по отношению к обидчикам. В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной для детей, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение подхватывается и детским коллекивом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека, который, например, медленнее всех пишет. В более старших классах, когда ведущей деятельностью , определяющей социальную ситуацию развития, становится общение со сверстниками, провокатором может стать неформальный лидер части коллектива, и собирая вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, может выбрать для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они никак не провоцировали конфликт – это одна сторона вопроса. В этом случае работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия, а с ребенком –жертвой только в случае, если он получил психологическую травму, то есть если ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние . В данном случае, чтобы прекратить ситуацию насилия, важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том , что происходит, узнать ситуацию в классе, можно посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним, поговорить с другими родителями. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. Иногда может понадобиться перевести ребенка в другой класс, и даже школу, если отношения учителя и ученика не получается наладить даже с помощью психологов и администрации школы, учитель не меняет своего отношения, а напряжение ребенка растет с каждым днем. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка, защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя непредвзяты, сами пытаются навести порядок, и в случае необходимости, защитить одних учеников от нападок других. Так же прогноз будет более благоприятным, если родители агрессора повлияют на своего ребенка. И лучше всего, если они поймут, что их семье нужна помощь специалиста, так как агрессия ребенка – это симптом семейного неблагополучия. В худшем случае, они накажут ребенка или вовсе не отреагируют, и то и другое с большой вероятностью приведет к очередному проявлению насилия. В этом случае для наведения порядка может понадобиться подключить администрацию школы, других учителей, родителей и даже обратиться в полицию. Случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии. Несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, являются более беззащитными и уязвимыми. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как жертвенность или виктимность, и меется ввиду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем. Еще важными характеристиками «жертв» являются выученная беспомощность, внешний локус контроля и неразвитость совладающего поведения. Давайте разберемся, что это такое. Выученная беспомощность-это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить, или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась. Внешний локус контроля означает, что всегда в происходящем ребенок склонен обвинять других и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности. Совладающее поведение является способностью справляться со стрессом и включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность несмотря на ситуации сохранять образ себя, свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях, и формирует комплекс жертвы. В свою очередь все качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, условия, в которых развивается личность ребенка. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травматичные ситуации, случившиеся с ним не по вине семьи ,например, госпитализация. То есть черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. Но если черты жертвы закрепились, это в любом случае значит, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии постстрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления. То есть, если ваш ребенок перенес травму от одноклассников, или любую другую, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, давать поддержку. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, чтобы эта травма не повлияла на развитие его личности и не вызвала посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Если жертва может быть выбрана случайно, то проявление агрессии по отношению к другим – всегда определяется особыми личностными чертами. Взаимосвязь «жертва-преследователь», исходящее из личностных характеристик, всегда имеет две стороны медали и проявление в поведении одних и тех же качеств, только в разных вариантах. Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи, ситуации , формирующие эти качества – тоже. Отличие лишь состоит в пассивной позиции жертвы, и активной позиции преследователя, которым может становиться жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, когда они чувствуют свою уязвимость, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются подростки, чей тип личности психологи называют социопатичным. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Если поверить их вранью, они только порадуются, что смогли вас одурачить. Но привлечение силы на свою сторону, например, такой как полиция, способна их остановить. В остальных случаях может быть достаточно предупредительного разговора. Много споров вызывает вопрос стоит ли предоставлять детям возможность самим разбираться с конфликтами в своем коллективе. Однако, не стоит забывать, что насилие порождает насилие, а процесс, который не контролируют взрослые, может стать неуправляемым. Итак, если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы или агрессора, помимо работы, направленной на нейтрализацию конфликтной ситуации, может понадобиться работа с семьей и ребенком. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|