Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.

 1.Забота о достоинстве ребенка

Формирование у ребенка чувства собственного достоинства – важная часть воспитания. Чувство собственного достоинства, сформированное в детстве, окажет  значительное влияние на то, какой образ жизни изберет и будет  поддерживать ваш ребенок в дальнейшем. Ребенок, который уверен, что достоин хорошего обращения с собой, хороших условий жизни, будет  формировать отношения с людьми определенной среды и определенного качества, будет планировать и реализовывать образ жизни,  соответствующий  опеделенным стандартам.

    Один из важных факторов, влияющих на формирование чувства достоинства – это   уважительное обращение с ребенком окружающих его людей.  И  не только  внутри семьи,  но и  в дошкольном учреждении,  и в школе.

    Необходимо иметь ввиду, что у ребенка и дошкольного, и школьного возраста еще нет   достаточного  жизненного опыта, и, как правило, дефицит образцов поведения родителей, показывающих, как правильно действовать и защищать себя  в ситуациях, когда  достоинство находится под угрозой. Поэтому  дети нуждаются в защите и в образцах поведения  со стороны родителей и других взрослых.  Это значит, родителям важно быть внимательными  к тому, какие отношения поддерживаются в школьной среде у ребенка с учителями, воспитателями, и со сверстниками и вовремя реагировать.

Что бывает

     К сожалению, проблемные ситуации, возникающие в детских учреждениях, не так редки, как хотелось бы.

   Встречающиеся ситуации можно разделить на следующие подгруппы:

  1. Унижение, оскорбление ребенка группой детей, или классом в целом (в случае наличия отрицательного лидера)
  2. Систематическое унижение или преследование одним ребенком из класса, группой детей из класса или в целом классом.
  3. Оскорбление ребенка воспитателем или учителем (эмоциональным или физическим)- однократное или систематическое
  4. Угрозы и шантаж со стороны более старшего ребенка с целью вымогательства (например, денег)

Что помогает ребенку справиться

          Первый самый важный фактор, помогающий ребенку справиться с подобными ситуациями – это возможность рассказать о происходящем родителям. Поэтому так важно поддерживать с детьми доверительные отношения. Если в семье часто используются критика и осуждение ребенка, то он скорее всего не расскажет о происходящем, так как  он может уже испытывать чувство вины в связи с тем, что произошло. Например, он мог быть наказан учителем за плохой поступок и боится получить за него дополнительное наказание от родителей. Или, он может считать, что его наказали справедливо и не принимать во внимание, что любое наказание за проступок со стороны педагога  не должно унижать его человеческого достоинства (в том числе и в соответствии с  законодательством).

   Второй фактор – своевременность  и адекватность вмешательства со стороны родителей. Необходимо помнить о том, что если вы откладываете решение ситуации, то откладывается «эмоциональный осадок» от случившегося, с которым потом справиться будет сложнее.

     Третье, что необходимо учитывать, что, несмотря не все возмущение происшедшим,  вмешательство должно быть направлено не на месть обидчику, а на восстановление, исправление ситуации с точки зрения ребенка.

Как могут помочь родители

  Пример правильного действия со стороны родителей.

Предположим, что некий Петя, ученик 1 класса, нагрубил учительнице Ольге Петровне в школьной столовой. В ответ на это учительница выдрала его за уши.

    Петя С. учится в первом классе. На второй переменке Петя  идет в школьную столовую, чтобы съесть свой завтрак.  В  этот день события развернулись  не как обычно. Мальчики из класса отняли у него компот. Петя решил обратиться за помощью. Его классная руководительница Елена Сергеевна тоже завтракала. С ней же рядом сидела  и  учитель другого класса – Ольга Петровна. Петя обратился к Елене Сергеевне. Но он даже не успел высказать свою проблему, как вмешалась Ольга Петровна. «Сгинь отсюда»,- сказала она.  Петя воспользовался ее же образцом для самозащиты и ответил: «Сама сгинь». Возможно, он предполагал, что через минуту его компот   будет бесполезн оспасать. Учительница была оскорблена и  выдрала его за ухо в столовой публично.

   Узнав у ребенка о происшедшем в школе, мама решила утром следующего дня прояснить  ситуацию, действуя «по горячим следам». Явившись в школу, она нашла завуча начальной школы и предложила организовать совместную встречу с учительницей и с ребенком, для прояснения вопроса . Завуч дала согласие.

Итак, они встретились вчетвером.

   -Мама спросила  Елену Сергеевну: «Действительно ли это так, что вы выдрали моего сына за ухо в столовой?»

   -Ольга Сергеевна ответила: «Да». (Ничего другого ей не оставалось сделать, т к слишком много свидетелей)

  -«Тогда я предлагаю Вам принести извинения передо мной и моим ребенком».

    В этой ситуации  Ольге Сергеевне ничего не оставалось, как принести извинения. В противном случае ситуация могла бы обернуться для нее худшим. Одновременно с этим у нее были шансы и для осознания своей неправоты, так как она встретилась с двумя взрослыми людьми (имеется ввиду сама мама и школьный завуч), имеющими другую точку зрения на то, как следует разрешать проблемы, возникшие с учениками.

  В поведении мамы ценным был тот факт, что она выбрала одну главную цель, а именно исправление ситуации для ребенка, а не стала например, требовать увольнения учительницы, лишения премии, выговора, не стала ее критиковать при завуче за неправильное поведение. Исправление ситуации для ребенка состояло в извинениях. Также хорошим является правило, что первым извиняется тот, кто первым совершил неправильное действие.

  Вторым шагом в этой ситуации было бы помочь ребенку найти другие выборы в поведении в подобных стрессовых для него ситуациях. Конечно, для ребенка семи лет это непросто. Это непросто и для взрослого человека – в ситуации, когда тебя оскорбляют, найти способ решения проблемы и не отвечать унижением на унижение. Здесь уже нужна высокая способность к рефлексии. Между тем поведение мамы в этой ситуации для ребенка было примером, как именно можно достойно разговаривать с тем, кто создал проблему оскорбляющим поведением.

Когда может помочь психолог

   Ситуации, в которых достоинство ребенка могло быть ущемлено, разнообразны. Нередко они бывают запутанны, особенно в тех случаях, когда в конфликт вовлечено много участников – (например – ребенок, класс, родительский комитет, учитель, директор, а может быть уже и инспектор РОНО), и в тех случаях, когда конфликт длится давно и успел обрасти большим количеством событий, и участники конфликта  уже и плохо помнят, кто начал первый, чего они на самом деле хотели, и т.п. Также проблема бывает иногда запутана по той причине, что  участники конфликта не заявляют своих собственных потребностей, которые «пострадали»  в результате конфликта, а возможно их и не осознают. В этом случае необходима помощь «стороннего наблюдателя», который профессионально поможет все расставить на свои места.

    Также, разрешение конфликтов с воспитателем, учителем ребенка или администрацией учреждения, где учится ребенок, бывают затруднены тем, что родители не знают, как правильно действовать, чтобы ребенок не пострадал, так как он  продолжает учиться у того же учителя, посещать ту же группу у того же воспитателя.

    В школе , где учится ваш ребенок, должен работать психолог. Если нет психолога, обязательно должен быть социальный педагог. В его задачи  также входит помощь родителям и детям в трудных ситуациях. Если у вас или у вашего ребенка  имеются трудности  общении с классным руководителем, воспитателем, преподавателем, классом, - или  вы чувствуете, что назревает конфликт, или  он уже состоялся – обратитесь к ним за профессиональной консультацией и организацией помощи.

 

2. Если нет друзей.

Начиная примерно с 4 лет для ребенка становятся значимыми отношения со сверстниками, и начинается его путь  к социуму.

Если до этого периода дети играли «рядом в песочнице», то теперь они начинают «играть вместе». Уже в этом возрасте или немного позднее начинает формироваться система предпочтений в контактах. И появляются «товарищи» и «друзья». С которыми ребенок чаще проводит время по сравнению с другими детьми, и отдает им эмоционально предпочтение.

У родителей и учителей часто возникают беспокойство относительно тех детей, которые ни с кем «не дружат» и «не общаются». В некоторых книгах пишутся рекомендации, как помочь ребенку в такой ситуации: научить его, как завести друзей, как общаться, и т.п.

Причины, по которым ребенок не общается в классе или не имеет друзей, или имеет трудные отношения, могут быть различными. Они могут находиться как в самом ребенке, так и в особенностях ситуации. Например, причиной временного «одиночества» могут послужить: переход из школы в школу, из класса в класс, где все «друзья» и социальные ниши уже были распределены к моменту поступления ребенка в класс, если в классе имеется негативный лидер, который дразнит, преследует ребенка и запрещает другим детям дружить с ним, если ребенок имеет индивидуальные особенности, привлекающие внимание и «используемые» детьми для насмешек.

Чем могут помочь родители

Если вы хотите помочь своему ребенку построить взаимоотношения со сверстниками, важно и вам  построить отношения со своим ребенком так, чтобы он чувствовал в них поддержку, тогда он будет менее зависим в отношениях со сверстниками. А это важно, чтобы найти настоящих друзей, а не бросаться в первые предлагаемые отношения или непременно в отношения с тем сверстником, который является лидером в классе, группе.

Приглашайте других детей в гости, тогда они будут общаться под вашим присмотром и вы смжете помогать им строить отношения, корректировать негативные моменты.

Чем могут помочь специалисты

 Если проблема возникла в классе, где учится ребенок, психолог или социальный педагог  могут пронаблюдать, оценить ситуацию в классе и подобрать рекомендации для ее решения. В том числе - разработать и дать рекомендации классному руководителю по корректировке взаимоотношений в классе между детьми.

Одновременно с оценкой ситуации и принятии мер по ее коррекции, важно понять и индивидуальность ребенка и принять ее во внимание. Некоторые дети имеют только одного друга, и чувствуют себя прекрасно. Другие дети нуждаются в большем количестве друзей и большем количестве контактов. Число друзей, глубина отношений, лидирование, активность или пассивность в отношениях и в установлении контактов отражают индивидуальность ребенка, основы которой фактически уже сформировались на ранних стадиях развития. Ломка такой индивидуальности может привести к негативным последствиям.

Психолог в рамках консультативной помощи может помочь  как вам, так и ребенку в  понимании им своей индивидуальности.

 



Просмотров: 950
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • Я потерялся или Как подготовить ребенка к ситуации?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Что делать родителю в ситуации психотравмы ребенка
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • А если ребенку будет скучно в первом классе?
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Арт-терапия в работе с перинатальными потерями и в ситуации рождения ребенка с ОВЗ
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что будет, если в ситуации никого не винить?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Слезы ребенка. Как правильно реагировать, чтобы помочь ему вырасти психологически устойчивой личностью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь