|
Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.Автор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
1.Забота о достоинстве ребенка Формирование у ребенка чувства собственного достоинства – важная часть воспитания. Чувство собственного достоинства, сформированное в детстве, окажет значительное влияние на то, какой образ жизни изберет и будет поддерживать ваш ребенок в дальнейшем. Ребенок, который уверен, что достоин хорошего обращения с собой, хороших условий жизни, будет формировать отношения с людьми определенной среды и определенного качества, будет планировать и реализовывать образ жизни, соответствующий опеделенным стандартам. Один из важных факторов, влияющих на формирование чувства достоинства – это уважительное обращение с ребенком окружающих его людей. И не только внутри семьи, но и в дошкольном учреждении, и в школе. Необходимо иметь ввиду, что у ребенка и дошкольного, и школьного возраста еще нет достаточного жизненного опыта, и, как правило, дефицит образцов поведения родителей, показывающих, как правильно действовать и защищать себя в ситуациях, когда достоинство находится под угрозой. Поэтому дети нуждаются в защите и в образцах поведения со стороны родителей и других взрослых. Это значит, родителям важно быть внимательными к тому, какие отношения поддерживаются в школьной среде у ребенка с учителями, воспитателями, и со сверстниками и вовремя реагировать. Что бывает К сожалению, проблемные ситуации, возникающие в детских учреждениях, не так редки, как хотелось бы. Встречающиеся ситуации можно разделить на следующие подгруппы:
Что помогает ребенку справиться Первый самый важный фактор, помогающий ребенку справиться с подобными ситуациями – это возможность рассказать о происходящем родителям. Поэтому так важно поддерживать с детьми доверительные отношения. Если в семье часто используются критика и осуждение ребенка, то он скорее всего не расскажет о происходящем, так как он может уже испытывать чувство вины в связи с тем, что произошло. Например, он мог быть наказан учителем за плохой поступок и боится получить за него дополнительное наказание от родителей. Или, он может считать, что его наказали справедливо и не принимать во внимание, что любое наказание за проступок со стороны педагога не должно унижать его человеческого достоинства (в том числе и в соответствии с законодательством). Второй фактор – своевременность и адекватность вмешательства со стороны родителей. Необходимо помнить о том, что если вы откладываете решение ситуации, то откладывается «эмоциональный осадок» от случившегося, с которым потом справиться будет сложнее. Третье, что необходимо учитывать, что, несмотря не все возмущение происшедшим, вмешательство должно быть направлено не на месть обидчику, а на восстановление, исправление ситуации с точки зрения ребенка. Как могут помочь родители Пример правильного действия со стороны родителей. Предположим, что некий Петя, ученик 1 класса, нагрубил учительнице Ольге Петровне в школьной столовой. В ответ на это учительница выдрала его за уши. Петя С. учится в первом классе. На второй переменке Петя идет в школьную столовую, чтобы съесть свой завтрак. В этот день события развернулись не как обычно. Мальчики из класса отняли у него компот. Петя решил обратиться за помощью. Его классная руководительница Елена Сергеевна тоже завтракала. С ней же рядом сидела и учитель другого класса – Ольга Петровна. Петя обратился к Елене Сергеевне. Но он даже не успел высказать свою проблему, как вмешалась Ольга Петровна. «Сгинь отсюда»,- сказала она. Петя воспользовался ее же образцом для самозащиты и ответил: «Сама сгинь». Возможно, он предполагал, что через минуту его компот будет бесполезн оспасать. Учительница была оскорблена и выдрала его за ухо в столовой публично. Узнав у ребенка о происшедшем в школе, мама решила утром следующего дня прояснить ситуацию, действуя «по горячим следам». Явившись в школу, она нашла завуча начальной школы и предложила организовать совместную встречу с учительницей и с ребенком, для прояснения вопроса . Завуч дала согласие. Итак, они встретились вчетвером. -Мама спросила Елену Сергеевну: «Действительно ли это так, что вы выдрали моего сына за ухо в столовой?» -Ольга Сергеевна ответила: «Да». (Ничего другого ей не оставалось сделать, т к слишком много свидетелей) -«Тогда я предлагаю Вам принести извинения передо мной и моим ребенком». В этой ситуации Ольге Сергеевне ничего не оставалось, как принести извинения. В противном случае ситуация могла бы обернуться для нее худшим. Одновременно с этим у нее были шансы и для осознания своей неправоты, так как она встретилась с двумя взрослыми людьми (имеется ввиду сама мама и школьный завуч), имеющими другую точку зрения на то, как следует разрешать проблемы, возникшие с учениками. В поведении мамы ценным был тот факт, что она выбрала одну главную цель, а именно исправление ситуации для ребенка, а не стала например, требовать увольнения учительницы, лишения премии, выговора, не стала ее критиковать при завуче за неправильное поведение. Исправление ситуации для ребенка состояло в извинениях. Также хорошим является правило, что первым извиняется тот, кто первым совершил неправильное действие. Вторым шагом в этой ситуации было бы помочь ребенку найти другие выборы в поведении в подобных стрессовых для него ситуациях. Конечно, для ребенка семи лет это непросто. Это непросто и для взрослого человека – в ситуации, когда тебя оскорбляют, найти способ решения проблемы и не отвечать унижением на унижение. Здесь уже нужна высокая способность к рефлексии. Между тем поведение мамы в этой ситуации для ребенка было примером, как именно можно достойно разговаривать с тем, кто создал проблему оскорбляющим поведением. Когда может помочь психолог Ситуации, в которых достоинство ребенка могло быть ущемлено, разнообразны. Нередко они бывают запутанны, особенно в тех случаях, когда в конфликт вовлечено много участников – (например – ребенок, класс, родительский комитет, учитель, директор, а может быть уже и инспектор РОНО), и в тех случаях, когда конфликт длится давно и успел обрасти большим количеством событий, и участники конфликта уже и плохо помнят, кто начал первый, чего они на самом деле хотели, и т.п. Также проблема бывает иногда запутана по той причине, что участники конфликта не заявляют своих собственных потребностей, которые «пострадали» в результате конфликта, а возможно их и не осознают. В этом случае необходима помощь «стороннего наблюдателя», который профессионально поможет все расставить на свои места. Также, разрешение конфликтов с воспитателем, учителем ребенка или администрацией учреждения, где учится ребенок, бывают затруднены тем, что родители не знают, как правильно действовать, чтобы ребенок не пострадал, так как он продолжает учиться у того же учителя, посещать ту же группу у того же воспитателя. В школе , где учится ваш ребенок, должен работать психолог. Если нет психолога, обязательно должен быть социальный педагог. В его задачи также входит помощь родителям и детям в трудных ситуациях. Если у вас или у вашего ребенка имеются трудности общении с классным руководителем, воспитателем, преподавателем, классом, - или вы чувствуете, что назревает конфликт, или он уже состоялся – обратитесь к ним за профессиональной консультацией и организацией помощи. 2. Если нет друзей. Начиная примерно с 4 лет для ребенка становятся значимыми отношения со сверстниками, и начинается его путь к социуму. Если до этого периода дети играли «рядом в песочнице», то теперь они начинают «играть вместе». Уже в этом возрасте или немного позднее начинает формироваться система предпочтений в контактах. И появляются «товарищи» и «друзья». С которыми ребенок чаще проводит время по сравнению с другими детьми, и отдает им эмоционально предпочтение. У родителей и учителей часто возникают беспокойство относительно тех детей, которые ни с кем «не дружат» и «не общаются». В некоторых книгах пишутся рекомендации, как помочь ребенку в такой ситуации: научить его, как завести друзей, как общаться, и т.п. Причины, по которым ребенок не общается в классе или не имеет друзей, или имеет трудные отношения, могут быть различными. Они могут находиться как в самом ребенке, так и в особенностях ситуации. Например, причиной временного «одиночества» могут послужить: переход из школы в школу, из класса в класс, где все «друзья» и социальные ниши уже были распределены к моменту поступления ребенка в класс, если в классе имеется негативный лидер, который дразнит, преследует ребенка и запрещает другим детям дружить с ним, если ребенок имеет индивидуальные особенности, привлекающие внимание и «используемые» детьми для насмешек. Чем могут помочь родители Если вы хотите помочь своему ребенку построить взаимоотношения со сверстниками, важно и вам построить отношения со своим ребенком так, чтобы он чувствовал в них поддержку, тогда он будет менее зависим в отношениях со сверстниками. А это важно, чтобы найти настоящих друзей, а не бросаться в первые предлагаемые отношения или непременно в отношения с тем сверстником, который является лидером в классе, группе. Приглашайте других детей в гости, тогда они будут общаться под вашим присмотром и вы смжете помогать им строить отношения, корректировать негативные моменты. Чем могут помочь специалисты Если проблема возникла в классе, где учится ребенок, психолог или социальный педагог могут пронаблюдать, оценить ситуацию в классе и подобрать рекомендации для ее решения. В том числе - разработать и дать рекомендации классному руководителю по корректировке взаимоотношений в классе между детьми. Одновременно с оценкой ситуации и принятии мер по ее коррекции, важно понять и индивидуальность ребенка и принять ее во внимание. Некоторые дети имеют только одного друга, и чувствуют себя прекрасно. Другие дети нуждаются в большем количестве друзей и большем количестве контактов. Число друзей, глубина отношений, лидирование, активность или пассивность в отношениях и в установлении контактов отражают индивидуальность ребенка, основы которой фактически уже сформировались на ранних стадиях развития. Ломка такой индивидуальности может привести к негативным последствиям. Психолог в рамках консультативной помощи может помочь как вам, так и ребенку в понимании им своей индивидуальности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|