Родители при всем желании не могут оградить детей от всех стрессов, которые преподносит жизнь. Зато в их силах провести быструю «дезинфекцию» детских эмоциональных ран и способствовать их скорейшему заживлению. А еще в компетенции мам и пап – научить детей извлекать ценный опыт из неприятных ситуаций. О том, что для этого необходимо, порталу interfax.by рассказала психолог Людмила Овсяник.
Помочь ребенку прожить и выразить негативные чувства. Вместо «Не плачь!», «Не кричи!», «Успокойся!», «Не переживай!», «Выше нос!» назовите его чувство «по имени» («Ты расстроен / обижен / злишься / боишься…») и дайте знать, что это переживание абсолютно естественно и нормально (например, «Любой на твоем месте чувствовал бы то же самое»). Если ребенка душат слезы, дайте ему выплакаться, это уменьшит концентрацию гормонов стресса в организме. Плач затянулся и не приносит облегчения – предложите выпить стакан воды мелкими глотками или медленно подышать, удлиняя выдох и паузу после него. Малышу продемонстрируйте способы выражения гнева: вместе потопайте ногами, помашите кулаками, порычите, погримасничайте перед зеркалом. Если ребенка после пережитого стресса охватила дрожь, не торопитесь унимать ее – пусть его тело сбросит лишнее напряжение.
Молчаливые объятия. Пока ребенка захлестывают сильные эмоции, не пытайтесь вступить с ним в диалог – молча прижмите к себе. Можете покачивать его в такт своему дыханию, поглаживать, напевать что-то без слов. Если вы сами испуганны или расстроены, следите за тем, чтобы ваши вдохи и выдохи были глубокими и плавными. Чем быстрее вы отрегулируете свое дыхание, тем быстрее успокоится ребенок.
Разбор полетов» без критики и поучений. После того как эмоциональные страсти улягутся, самое время разобраться в том, что случилось и по какой причине. Если ребенок мал, озвучивайте ему свою версию происшествия, сосредотачиваясь на фактах: «Ты бежал… поскользнулся… упал… ударился… тебе было больно». Если владеет речью – побуждайте к самостоятельному рассказу, с 5-6 лет – к анализу ситуации. Прикусите язык, если с него готовы сорваться фразы вроде «Сам(а) виноват(а)!», «А я предупреждал(а)!» Вместо того чтобы критиковать и осуждать, будьте внимательным и сочувствующим слушателем. Не указывайте ребенку на его ошибки и возможные способы решения проблемы, пока он сам не выдвинет предположения. При таком подходе ребенок учится самоконтролю и ответственности за свои действия или бездействие, а значит, со временем будет способен из любого инцидента извлекать полезный опыт.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.