Начнем с того, что прежде чем что-то «чинить», надо знать, где и что «сломалось». Ребенок плохо учится. Почему?
Не умеет учиться, т.е. не умеет работать с книгой, не умеет готовиться к устным предметам, к контрольным, к экзаменам, не умеет распределять время, не умеет сосредоточиться на одном деле, медленно читает, не читает вообще, плохой почерк, не умеет организовать свое рабочее место, часто отвлекается, невнимателен, плохая память и т.д. .
Не умеет организовать свое время таким образом, чтобы хватало на все и – как следствие – ничего не успевает. Постепенно объем несделанного становится все больше, и у ребенка просто “опускаются руки» и он предпочитает ничего не делать вообще: все равно не успеть. В этом случае ребенку необходима помощь старших: организовать свой рабочий день таким образом, чтобы времени хватало на все, посчитать, на что уходит время в течение дня – вести хронометраж несколько дней подряд, записывая все: телефонный разговоры, «ничегонеделание», время, потраченное на прием пищи, на путь в школу и домой и т.д.
Страх: ребенок боится отвечать у доски, боится сделать ошибку, получить двойку, боится, что будут смеяться, не будут слушать, будет говорить некрасиво или неправильно, что он плохо выглядит, некрасивый (некрасивая), у него не тот рост (слишком большой или слишком маленький), он плохо одет и т.д. страхов, на самом деле, великое множество, среди них много таких, которые нам – взрослым, кажутся смешными, надуманными. Но для ребенка этот страх настоящий, он парализует ребенка, мешая ему адекватно воспринимать себя и реальность, искажая эту реальность. В результате ребенок как бы «замораживается», он занят только своими страхами. Разве ему до учебы в такие моменты?
Коллектив в классе не настроен на учебу, и ребенок не может противостоять коллективу. Он не хочет быть изгоем-«ботаником», а значит, для этого ему придется забросить учебу и переключиться на интересы и занятия одноклассников. Самый худший вариант здесь - это травля ребенка его одноклассниками. При таком положении вещей, безусловно, самый лучший вариант – это сменить школу или хотя бы класс.
Конфликт с учителями - неважно, по какой причине, просто есть конфликт, и ребенок не может контактировать с учителем нормально, адекватно. Разрешить конфликт достаточно эффективно для обеих сторон бывает крайне сложно, но тут ребенок не может обойтись без помощи родителей, даже старшеклассник. Очень важна грамотная поддержка родителей.
Учитель на уроке кричит или громко разговаривает. А ребенок совершенно не переносит крика или разговора на повышенных тонах, громких звуков. поэтому он занят не учебой, а преодолением страха громкого голоса и крика. Если у учителя просто громкий голос, можно попросить пересадить ребенка в конец класса, на последнюю парту.
Ребенок не понимает объяснений учителя - тоже по разным причинам: непонятно для него объясняют, пропущено какое-то количество уроков по болезни - пробелы в материале, плохо усвоен предыдущий материал. А если ребенок не может на уроке работать - он "выключается". и опять пробел. Здесь нужна поддержка и помощь родителей: объяснить, «наверстать» упущенное. Можно нанять на несколько занятий репетитора, чтобы восстановить пропущенное.
Ребенок очень активный, энергичный, «непоседа», ему тяжело выполнять одно и то же действие в течение длительного времени, да даже просто сидеть на одном месте. В этом случает необходимо заняться выработкой у ребенка усидчивости и терпения. Как вариант – собирать пазлы, причем это можно делать и на компьютере. Хорошо бы собирать пазлы вместе с ребенком. Мама может учить ребенка разного рода рукоделию, приготовлению сложных блюд.
Ребенку не хватает умения внимательно слушать объяснение учителя, как следствие – нарушение дисциплины на уроке, «пропущенный мимо ушей» учебный материал, затем некачественная подготовка к следующему уроку. Здесь необходимы игры и действия, развивающие внимание, умение сосредоточиться на выполняемой работе.
Плохое самочувствие ребенка, особенно в «переходном» возрасте – во время гормональной перестройки. Это резкая смена настроения, головные боли, пониженное либо повышенное давление, общая слабость организма. Самое важное в этот период – это соблюдение режима сна, питания, смены работы и отдыха, обязательно – 30-40-минутная прогулка перед сном, желательно вместе с родителями или с одним из них, расслабляющие ванна с солью, витамины.
Сложная домашняя обстановка: нестабильные отношения между членами семьи, особенно между папой и мамой, бабушкой и дедушкой и родителями, рождение младшего брата или сестры, большая занятость родителей на работе.
Развод родителей или период перед разводом: родителям просто не до ребенка.
«Смена » одного из родителей: мама выходит замуж, и ребенок живет в новой семье с отчимом, а с папой время от времени встречается либо не встречается совсем. Самый худший вариант здесь – это если мама в ситуации конфликта с папой старается сделать из ребенка своего союзника, всячески чернит папу, его поведение. Ребенок в такой ситуации вынужден брать на себя функции, которые ему по возрасту совершенно не по силам.
Раннее сексуальное просвещение ребенка, интерес к противоположному полу психологически не подготовленного к этому ребенка. Как правило, этот интерес формируется при помощи СМИ, интернета, фильмов, рекламы и.т.д. Здесь очень важен как осведомленность со стороны родителей – что читает ребенок, какие фильмы смотрит, какие сайты посещает, так и существование доверительных отношений между родителями и ребенком, возможность обсуждать прочитанное, увиденное.
Недостаточно развитое у ребенка чувство ответственности. В этом случае с ребенком, начиная уже с 1 класса, возможно договариваться: составлять такой устный договор на выполнение каких-либо дел. В таком договоре обязательно должен быть «пункт» о том, что будет происходить, если одна из сторон не выполнит своей части договора.
Как видите, причин , почему ребенок вдруг начал плохо учиться, достаточно много. И задача родителей прежде всего выяснить, какие причины есть у их ребенка. И только после этого есть возможность что-то предпринять, изменить, помочь своей дочери или своему сыну. Некоторые вопросы вполне возможно решить самостоятельно, но вопросы, связанные с отношениями, лучше всего решать со специалистом в данной области.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.