А Ваш ребенок умеет читать?

А Ваш ребенок умеет читать

Какие эмоции может вызвать этот вопрос? Наверное, все зависит от возраста ребенка. Если для дошкольника 5-6 лет поинтересоваться этим умением было бы вполне уместно, то что Вы мне ответите, если я поинтересуюсь тем, как обстоят дела с чтением у ученика третьего, пятого и (о, ужас) девятого класса?

На самом деле, каким странным бы это ни показалось,  в данном вопросе нет абсолютно ничего риторического. Более того, смею Вас уверить, очень часто учебные трудности ребенка (даже великовозрастного) могут быть связаны именно с низким уровнем развития навыка чтения.

Что же я здесь имею в виду? Конечно, не знание букв алфавита и даже не умение более-менее бегло складывать из них слова и предложения. У детей школьного возраста проблема очень часто кроется в понимании прочитанного, в умении одновременно охватывать не отдельные слова, а предложения и даже целые фразы, то есть извлекать информацию из прочитанного, осмысливать его.

В каких случаях можно говорить о низком уровне развития навыка чтения? Ребенок, конечно, формально умеет читать, но единицей восприятия текста у него выступает слово или даже его составные части (слоги). В результате нормально воспринимаются только тексты, состоящие из коротких простых фраз, напечатанные крупным шрифтом  и очень небольшие по объему (не более трети-четверти страницы). Читать такой ребенок, конечно, не любит, делает это только под давлением взрослых. Видя перед собой большой текст, маленький человек пугается и не пытается разбирать его медленно, что могло бы «сработать». Скорее ребенок будет угадывать слова, ориентируясь на их общий вид, начало, корни, упуская из вида такие «несущественные» детали, как приставки, суффиксы и окончания. К сожалению, смысл при такой «стратегии» чтения будет чаще всего пониматься совершенно неверно.

В других случаях навык чтения будет сформирован несколько лучше. Единицей восприятия текста в этом случае выступает словосочетание. Смысл предложения ребенок будет понимать не сразу, а как бы складывать из нескольких частей. Если такой ребенок соглашается читать медленно, то ему будут доступны практически любые тексты. К сожалению, этого часто не происходит: «на помощь» приходит «стратегия» быстрого просматривания  текста с попытками угадать его содержание, что, как мы понимаем, очень часто приводит к серьезному искажению смысла прочитанного.

Что же делать в этих случаях? Как помочь ребенку сформировать навык, без которого, в принципе, невозможно любое эффективное обучение? Я предлагаю здесь прислушаться к рекомендациям, которые дает Людмила Аполлоновна Ясюкова – замечательный специалист в области психологии обучения и автор специальной психодиагностической методики, позволяющей оценить уровень сформированности навыка чтения у ребенка.

Во-первых, важно выбрать тексты, на которых ребенок будет «учиться читать».  Исходя из перечисленных особенностей «нечитающих» детей, эти тексты должны быть интересными, максимально короткими (три-четыре предложения), написанными простыми знакомыми словами и напечатанными крупным шрифтом; очень желательно также наличие картинок, которые поясняют прочитанное. По сути дела, этим критериям больше всего соответствуют комиксы и некоторые рекламные буклеты.

Во-вторых, не стоит заставлять ребенка читать вслух. Дело в том, что озвучивание текста и его понимание – две совершенно разные операции, у плохо читающего ребенка пока просто-напросто нет ресурсов на их объединение.

В-третьих, с ребенком можно заключить своеобразное соглашение. Вы можете обещать читать ему вслух все, что требуется по школьной программе, если он, в свою очередь, будет самостоятельно каждый день читать то, что ему интересно. Пусть сначала объем прочитанного будет совсем небольшим: в районе половины страницы, постепенно его можно будет увеличивать.

В-четвертых, если ребенок при чтении переставляет местами буквы и слоги, не бойтесь разрешить ему водить пальцем по читаемому тексту.

Могу отметить, что я активно применяю описанные выше рекомендации в своей работе, и они вполне доказали свою эффективность.



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что делать, если ребенок не хочет читать
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Очень медленный ребенок, как его ускорить?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Книгофобия: почему ребенок не любит читать
  • Что будет, если поменять детско-родительские и супружеские отношения местами?
  • Что будет, если проблема решится?
  • Мой ребенок очень агрессивный. Что мне делать?
  • Ребенок жалуется, что его обижают. Что делать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • У вас будет ребенок. Как убрать бесплодие.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • Как заставить его читать?
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • А чувствует ли Ваш ребенок, что Вы его любите?
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь