|
Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепойАвтор статьи: Афанасьев Алексей Владимирович
Итак, пришло время выяснить, чем же так опасны пресловутые прозвища, которые родители дают детям. Следующий вопрос и ответ на него выявляет всю соль ситуации. На каком же логическом уровне действуют эти прозвища? Да, ни много ни мало, на уровне метафоры, идентичности. То есть человек с самого раннего детства усваивает: я как кто? Я как мышонок! Я как зайчонок! Я как котеночек! И в соответствии с этой метафорой автоматически простраиваются: убеждения (в чем я убежден, когда я как зайчонок?), способности (как я действую, когда я как зайчонок?), поведение (что я делаю, будучи зайчонком?) и окружение (что меня окружает, и как я сам выгляжу при этом?). И каждый сам без особого труда может дать ответы на эти вопросы применительно к зайчонку-лягушонку-котенку-паучку и т.п. Важно иметь в виду, что за сотни и тысячи тысяч лет существования человечества в коллективном бессознательном отпечатались достаточно полные представления о самых разных животных, с которыми человеку приходилось иметь дело за это время. То есть каждый человек даже на доречевом этапе своего индивидуального развития, будучи подключенным к пластам коллективного бессознательного, уже «знает», что за зверь заяц (заяц шустрый, трусливый, в сложной и опасной ситуации спасается бегством, живет в постоянном страхе, потому что у него множество могучих врагов-хищников, и каждый из них, если ему представится случай, зайца с радостью слопает), что за зверь мышь (быстрое, верткое, опять-таки, трусливое существо, крайне маленькое и хрупкое, излюбленная добыча кошек, предпочитает прятаться у себя в норе и питается, чем бог пошлет и т.п.) и т.д. Т.е. образ животного в коллективном бессознательном включает в себя отличительные черты характера, способности, типичное поведение и окружение этого животного. И к этому образу, к этому полю автоматически подключается ребенок, которого родители снабжают такого рода метафорой. Парадокс налицо. Никому не хочется вырастить сына зайцем, а дочку, например, мышью. И при этом детей с легкостью «определяют» в зайчат и мышат. И ведь понятно же, что вырастая, мышонок превращается в мышь, зайчонок в зайца – но никак не в льва, тигра, волка, медведя, пантеру, рысь и т.п. Медведи получаются из медвежат, рыси – из рысят. Однако такие прозвища, как тигренок, львенок, медвежонок и пр. сильные метафоры можно услышать гораздо реже. Странно, не правда ли? Необходимо также иметь в виду, что изменения, которые происходят на уровне окружения и поведения, на высшие уровни не распространяются. Представьте себе девушку, которая надела яркое платье, сделала броский макияж – а идентичность у нее мышь… Странное, дисгармоничное зрелище. Логично предположить, что несмотря на все внешние ухищрения, она так и останется – незаметной и незамеченной. Или вообразите, например, что молодой человек с метафорой заяц агрессивно оделся и взял в руки оружие. Скорее всего, даже в случае острой необходимости, в ситуации защиты жизни своей и близких – он им просто не воспользуется, не сможет. Или сам себя поранит ненароком. Опять же – потому что изменения, произведенные на низших уровнях, на высшие не распространяются. Значимые изменения нужно производить, начиная с верхних уровней. В дополнение к разговору об иерархичности мышления скажем вот еще что: человек естественным образом ищет свое место в социальной иерархии, находит его – и подсознательно стремится ему соответствовать. Т.е. если у человека метафора лев (царь зверей), то он и занимает в группе подобающее высокое положение. Человек с метафорой медведь также будет пользоваться всеобщим уважением. Волк занимает какое-то срединное положение, однако легко может объединиться с другими в команду («стаю») для достижения цели – и достичь ее. А если метафора, опять-таки, зайчик? Комарик? Вывод напрашивается сам собой. Отметим еще вот что. Кто такой котенок? Это детеныш кота, маленькое существо, которое вырастет и станет котом или кошкой. Кто такой львенок? Это будущий лев или львица. То есть человек, которого в детстве наделили такой метафорой, в определенный момент – бессознательно – понимает, что он уже взрослый, и метафора логически сменяется: на уровне идентичности он становится взрослым котом или львом. При этом у того, кого в детстве звали лапушкой, лапкой, пупсиком, мальпуськой или как-то еще (иной раз остается только удивляться: каких только прозвищ ни придумают?!), такой метаморфозы, «взросления идентичности» произойти не может. Поэтому на протяжении жизни такого человека отличает некая неопределенность и инфантильность. Если, конечно, не произойдет смена метафоры. Напомним, что в соответствии с метафорой автоматически изменяются убеждения, способности, поведение и окружение. И если необходимость осознана, и смена метафоры производится тоже осознанно, то все последующие изменения тоже нужно иметь в виду, помогать им происходить, поддерживать их нужное направление. Особенно важно проследить за уровнем убеждений: понятно ведь, что у мыши и пантеры убеждения совершенно разные. В этой книге мы уже приводили примеры упражнений, направленных на смену убеждений. Целесообразно прибегнуть к их помощи и в данном контексте. Иногда можно услышать мнение типа: «Ну какая разница, что ему говорить и как называть, он же еще ничего не понимает!» И ясно, что это мнение совершенно ошибочно. На доречевом этапе человек просто «запоминает» (конечно, речь идет не о сознательной, а о бессознательной памяти) все, что ему говорится. Все, что он слышит от взрослых, тем более – таких значимых для него взрослых, как папа и мама. И воспринимает это некритично, все, сразу, целиком. Потом, когда ребенок овладеет лингвистической системой родного языка, вся эта информация будет декодирована. Однако критике так и не подвергнется. Нужно понимать, что в жизни ребенок во многом будет ориентироваться на то, что ему говорили и говорят – и самим относиться к своей речи с должным вниманием. К тому же наше общение друг с другом на 25% состоит из вербального компонента (собственно, слова) и на 75% – из невербального компонента (интонации, мимика, жесты, паузы, темп дыхания и т.д.) – и вот эти 75% ребенок очень чувствительно считывает даже до овладения речью. И как вы считаете, когда родители утверждают, что их сынок или доченька ничегошеньки пока не понимают, какие сигналы считывает ребенок? Какое отношение к себе воспринимает? Конечно, это большая ответственность для нас, родителей. Но и великий дар тоже. Потому что мы можем дать ребенку такую систему внутренних опор и ресурсов, жизненную базу уверенности и позитивного отношения к себе и миру, которые помогут ему в жизни стать очень успешным и счастливым человеком.
© Алексей и Мария Афанасьевы. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|