Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 53 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 54 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 56 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/b17ru/b17ru_news.php on line 57 Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой



Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой

Итак, пришло время выяснить, чем же так опасны пресловутые прозвища, которые родители дают детям. Следующий вопрос и ответ на него выявляет всю соль ситуации. На каком же логическом уровне действуют эти прозвища?

Да, ни много ни мало, на уровне метафоры, идентичности. То есть человек с самого раннего детства усваивает: я как кто? Я как мышонок! Я как зайчонок! Я как котеночек!

И в соответствии с этой метафорой автоматически простраиваются: убеждения (в чем я убежден, когда я как зайчонок?), способности (как я действую, когда я как зайчонок?), поведение (что я делаю, будучи зайчонком?) и окружение (что меня окружает, и как я сам выгляжу при этом?). И каждый сам без особого труда может дать ответы на эти вопросы применительно к зайчонку-лягушонку-котенку-паучку и т.п.

Важно иметь в виду, что за сотни и тысячи тысяч лет существования человечества в коллективном бессознательном отпечатались достаточно полные представления о самых разных животных, с которыми человеку приходилось иметь дело за это время. То есть каждый человек даже на доречевом этапе своего индивидуального развития, будучи подключенным к пластам коллективного бессознательного, уже «знает», что за зверь заяц (заяц шустрый, трусливый, в сложной и опасной ситуации спасается бегством, живет в постоянном страхе, потому что у него множество могучих врагов-хищников, и каждый из них, если ему представится случай, зайца с радостью слопает), что за зверь мышь (быстрое, верткое, опять-таки, трусливое существо, крайне маленькое и хрупкое, излюбленная добыча кошек, предпочитает прятаться у себя в норе и питается, чем бог пошлет и т.п.) и т.д. Т.е. образ животного в коллективном бессознательном включает в себя отличительные черты характера, способности, типичное поведение и окружение этого животного.

И к этому образу, к этому полю автоматически подключается ребенок, которого родители снабжают такого рода метафорой.

Парадокс налицо. Никому не хочется вырастить сына зайцем, а дочку, например, мышью. И при этом детей с легкостью «определяют» в зайчат и мышат. И ведь понятно же, что вырастая, мышонок превращается в мышь, зайчонок в зайца – но никак не в льва, тигра, волка, медведя, пантеру, рысь и т.п. Медведи получаются из медвежат, рыси – из рысят. Однако такие прозвища, как тигренок, львенок, медвежонок и пр. сильные метафоры можно услышать гораздо реже. Странно, не правда ли?

Необходимо также иметь в виду, что изменения, которые происходят на уровне окружения и поведения, на высшие уровни не распространяются. Представьте себе девушку, которая надела яркое платье, сделала броский макияж – а идентичность у нее мышь… Странное, дисгармоничное зрелище. Логично предположить, что несмотря на все внешние ухищрения, она так и останется – незаметной и незамеченной.

Или вообразите, например, что молодой человек с метафорой заяц агрессивно оделся и взял в руки оружие. Скорее всего, даже в случае острой необходимости, в ситуации защиты жизни своей и близких – он им просто не воспользуется, не сможет. Или сам себя поранит ненароком. Опять же – потому что изменения, произведенные на низших уровнях, на высшие не распространяются. Значимые изменения нужно производить, начиная с верхних уровней.

В дополнение к разговору об иерархичности мышления скажем вот еще что: человек естественным образом ищет свое место в социальной иерархии, находит его – и подсознательно стремится ему соответствовать. Т.е. если у человека метафора лев (царь зверей), то он и занимает в группе подобающее высокое положение. Человек с метафорой медведь также будет пользоваться всеобщим уважением. Волк занимает какое-то срединное положение, однако легко может объединиться с другими в команду («стаю») для достижения цели – и достичь ее. А если метафора, опять-таки, зайчик? Комарик? Вывод напрашивается сам собой.

Отметим еще вот что. Кто такой котенок? Это детеныш кота, маленькое существо, которое вырастет и станет котом или кошкой. Кто такой львенок? Это будущий лев или львица. То есть человек, которого в детстве наделили такой метафорой, в определенный момент – бессознательно – понимает, что он уже взрослый, и метафора логически сменяется: на уровне идентичности он становится взрослым котом или львом. При этом у того, кого в детстве звали лапушкой, лапкой, пупсиком, мальпуськой или как-то еще (иной раз остается только удивляться: каких только прозвищ ни придумают?!), такой метаморфозы, «взросления идентичности» произойти не может. Поэтому на протяжении жизни такого человека отличает некая неопределенность и инфантильность.

Если, конечно, не произойдет смена метафоры. Напомним, что в соответствии с метафорой автоматически изменяются убеждения, способности, поведение и окружение. И если необходимость осознана, и смена метафоры производится тоже осознанно, то все последующие изменения тоже нужно иметь в виду, помогать им происходить, поддерживать их нужное направление. Особенно важно проследить за уровнем убеждений: понятно ведь, что у мыши и пантеры убеждения совершенно разные. В этой книге мы уже приводили примеры упражнений, направленных на смену убеждений. Целесообразно прибегнуть к их помощи и в данном контексте.

Иногда можно услышать мнение типа: «Ну какая разница, что ему говорить и как называть, он же еще ничего не понимает!» И ясно, что это мнение совершенно ошибочно. На доречевом этапе человек просто «запоминает» (конечно, речь идет не о сознательной, а о бессознательной памяти) все, что ему говорится. Все, что он слышит от взрослых, тем более – таких значимых для него взрослых, как папа и мама. И воспринимает это некритично, все, сразу, целиком. Потом, когда ребенок овладеет лингвистической системой родного языка, вся эта информация будет декодирована. Однако критике так и не подвергнется. Нужно понимать, что в жизни ребенок во многом будет ориентироваться на то, что ему говорили и говорят – и самим относиться к своей речи с должным вниманием. К тому же наше общение друг с другом на 25% состоит из вербального компонента (собственно, слова) и на 75% – из невербального компонента (интонации, мимика, жесты, паузы, темп дыхания и т.д.) – и вот эти 75% ребенок очень чувствительно считывает даже до овладения речью. И как вы считаете, когда родители утверждают, что их сынок или доченька ничегошеньки пока не понимают, какие сигналы считывает ребенок? Какое отношение к себе воспринимает?

Конечно, это большая ответственность для нас, родителей. Но и великий дар тоже. Потому что мы можем дать ребенку такую систему внутренних опор и ресурсов, жизненную базу уверенности и позитивного отношения к себе и миру, которые помогут ему в жизни стать очень успешным и счастливым человеком.

 

© Алексей и Мария Афанасьевы. 

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

 



Просмотров: 978
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • В лабиринте «мышь», «падальшик», «человек», «крыса», «ребенок».
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Каждый человек индивидуален, а ребенок — уникален
  • Как установить контакт со своим подсознанием? даже если ты обычный человек
  • Почему человек запрещает себе иметь больше?
  • И в кого ты такой? Если ребенок не оправдывает родительских ожиданий
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • «Мел судьбы» или Работа с метафорой жизни.Ч. 2. Работа с метафорой жизни
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Можно ли сохранить хорошие отношения, если человек не оправдал ожидания?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Если человек прекращает удивляться
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Что произойдет, если человек перестанет чувствовать
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Когда приходит грусть, или Психолог тоже человек (статья + стихотворение)
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • «Приходит время, когда человек понимает, не он создаёт мандалу, но мандала создаёт его.»
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь