«Мел судьбы» или Работа с метафорой жизни.Ч. 2. Работа с метафорой жизни

Мел судьбы или Работа с метафорой жизни Ч 2 Работа с метафорой жизни

 

-В чем смысл метафоры?

-Вскрытие покажет…

(М. Ширин).

 

Не редкость, когда клиент приходит на терапию без ясного понимания не только того, что он хочет от терапевта, но и того, что он собственно хочет изменить в своей жизненной ситуации. Или, клиент, наоборот, думая над запросом, свою проблему, сводит к какому-то узкому (часто «формальному») определению («неуверенность в себе» или «депрессия») и с этим «диагнозом» уже обращается за помощью. И тогда, напрямую задавая ему вопросы, сложно понять, почему проблема в его жизни возникла, почему ее не удается решить и к чему (конкретно) человек стремится... «Сознание человека это Страж, не так просто пропускающий всех любопытствующих внутрь, и поэтому 95% работы любого психотерапевта – это «штурм стен сознания», «усыпление его Цензуры», с целью поиска «кода доступа» в Бессознательное» (Назаренко Е.).

Так почему бы не «говорить» с Бессознательным на его «родном» языке? «Язык бессозна­тельного - это образы и символы» (М.Эриксон).

У Сознания и Бессознательного есть «общий язык», позволяющий им «понять друг друга» - это метафорический язык, более открытая форма общения, по-сути «прямая речь» бессознательного, обращенная к сознанию… «Метафора представляет собой путь, дающий возможность общения, некоторый надъязык, нечто подобное эсперанто,… искусственному языку, который принадлежит одновременно многим языкам и никакому из них в отдельности» (О.А.Свирепо, О.С.Туманова).

Метафора (от др. греч. μεταφορά — «перенос»)  – «иносказание» (Михельсон, 1994) — «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)…

«Метафора рождается при приложении характеристик одного образа к другому, это «нарушитель границ», информационный канал, связывающий два отделенных друг от друга мира (О.А.Свирепо, О.С.Туманова). «Метафора — это…искра, возникающая от “удара” двух реальностей друг о друга. Она, как вспышка, освещает соответствие двух сфер: словесного и невыразимого, реального и воображаемого, сознательного и бессознательного. Так высекается искра смысла, искра понимания. В результате соприкосновения этих реальностей рождается нечто необычное — блеск жизни. Собственно, суть терапии и заключается в том, что человек перестает просто двигаться по накатанным рельсам: в нем вспыхивают искорки жизни". (Кроль Л.М).

С метафорами работают практически во всех направлениях психотерапии. Почему?

Преимущества работы с метафорой.

Часто, пытаясь описать проблему или свое состояние, клиент сам использует метафору. Я чувствую такую тяжесть на плечах. Или: Думаю, я сломался. …- говорит вам человек. Или даже: «Я чувствую себя так, как будто меня разрезали на кусочки и пропустили через мясорубку», «Я так боюсь, у меня душа ушла в пятки». Понятно, что у него в реальности нет никакого груза на плечах, и он не машина, чтобы реально «сломаться» и с виду он вполне себе «целый» и само наличие души (не считая возможности ее перемещения) еще требует научных подтверждений... Но, любая из этих фраз очень красноречиво говорит (и даже кричит!) о переживаниях человека. И, в большинстве случаев, мы прекрасно понимаем, что человек хотел сказать, и можем связать его слова с собственным опытом…

- Мы пользуемся метафорами, потому что это быстро, лаконично, точно и понятно. В ситуации неясности, когда осознавание (и называние) противоречивых ощущений и чувств затруднено, или слишком болезненно, человек посредством метафоры (резонирующей с его состоянием) отображает его в символической форме (например, через сравнение с объектами живой или неживой природы и т.п.)…и тогда, через знакомый образ, появляется возможность «встречи»: клиента со своим опытом и клиента с терапевтом…

- Метафора – это точка отсчета в работе, ведь пока клиент находится в слиянии со своим опытом, он не может ничего сделать с ним, наличие метафоры позволяет «вынести его на поверхность», "переместить из внутреннего мира во внешний". Появляется фигура, которая как «актер выходит на сцену» (появляется из «фона»), а значит, может быть рассмотрена терапевтом и клиентом.

- Метафора похожа на «заархивированный файл», она содержит огромное количество информации в сжатом виде. Как и проблема клиента, она существует на нескольких уровнях, и процесс контакта с ней позволяет прояснить восприятие проблемы, привычные паттерны поведения и ранее неочевидные (непривычные) для клиента альтернативы, убеждения, ценности (иногда не доступные рациональному исследованию, потому, что «слова созданы для того, чтобы скрывать свои мысли» (Фуше) и «все лгут!» (Хаус), причем, лгут, прежде всего, себе!),

 - Метафора определяет восприятие, понятийную систему и поведение (подробнее см. дальше).

«То, что мы думаем, определяет то, во что мы верим.

То, во что мы верим, влияет на то, что мы выбираем.

То, что мы выбираем, определяет то, что мы имеем» (Джим Рон).

- Метафора дает нам новый взгляд на вещи, ведь «метафора – это сравнение двух (на первый взгляд) совершенно не связанных друг с другом вещей или явлений. Эта «непохожесть» создает в нашем восприятии диссонанс, т.е. напряжение, требующее разрешения» (М.Паркин). «Метафора – это мышление в терминах иного, поэтому она способна открывать «психологические замки» - установки, блокирующие мышление, принуждающие его оставаться внутри привычных рамок» (Лакофф и Джонсон). Благодаря метафоре мы можем расширить имеющиеся у клиента поведенческие стереотипы и помочь ему найти решения проблемы.

Воображение свободно, как птица. И просторно, как море. Никто его не остановит.

(Х.Мураками, Страна Чудес без тормозов и Конец Света)

- Метафора  дает терапевту «ключ» для понимания «языка» клиента, позволяет делать интервенции, которые в большей мере соответствуют особенностям восприятия и мышления клиентов (т.е. легче принимаются и ассимилируются им) и т.д.

Существует много способов работы с метафорой, но в гештальт-терапии отдается приоритет клиентской метафоре (по сравнению с метафорой терапевта, как например, в НЛП), так как именно она отражает уникальное представление человека о своем опыте.

Работа с метафорой жизни.

  

«Это было» - сказала Память.

«Этого не могло быть» - сказала Гордость.

И Память уступила …

(Ф. Ницше).

 

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе опыта (контактов человека с миром). Вот только наша память «хранит» далеко не все воспоминания… а (в основном) только те, что… соответствуют нашему базовому представлению о жизни.…

Наши глаза, словно воображаемая кинокамера, выхватывают кусочки историй, из которых постепенно слагаются картины чьих-то воспоминаний.

(Х.Мураками, Послемрак)

Согласно концепции А. Браха, «автобиографические воспоминания далеки от точных фотографических снимков и носят метафорический характер. Согласитесь, наши мысли – это вовсе не словесные описания. Когда мы «произносим» свою жизнь, пытаясь максимально точно описать образы нашего прошлого, мы из «сценария» делаем «пьесу». Мы воспринимаем прожитую жизнь далеко не всегда осмысленно, скорее чувствуем ее. И именно поэтому при работе над «жизненными образами» настолько логично использовать метафоры» (Е.Алипова) …

Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так («просто плохо или неуютно жить»), клиент сам метафорически описывает свою жизнь…

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале…скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду…Вдруг что-нибудь произойдет…И моя жизнь наконец начнется…»?

(Героиня фильма П.Леконта «Девушка на мосту»)…

Жизнь - коробка с печеньем.
...В коробке с печеньем есть печенюшки любимые, и не очень. Съешь первым делом самые вкусные - останутся лишь те, что особо не любишь. Когда мне горько, я всегда думаю об этой коробке. Потерпишь сейчас - проще будет потом…

(Х.Мураками, Норвежский лес)

Многие клиенты вполне согласились бы с этими литературными описаниями. Они проводят жизнь в ожидании «разрешения начать ее жить», дни напролет «изучают железнодорожные расписания» (и «никуда не едут») или откладывают приятное на потом (которое может так никогда и не наступить) …

Осознают ли они свое отношение к жизни? Далеко не всегда… Ведь человек не так часто думает о том, на что похожа его жизнь…Просто в какой-то момент понимает, что так больше нельзя…и приходит к терапевту в надежде что-то изменить к лучшему, потому что нет хуже эпитафии: «жизнь прошла, а ты так и не принял в ней участия» или «с ней так ничего и не случилось», или «хорошие времена так и не наступили»…

Понимает ли терапевт, что клиент думает о жизни в целом и о своей в частности? Тоже далеко не всегда… Или, как минимум, далеко не сразу…Ведь человек, обычно, рассказывает только о каких-то определенных аспектах жизни. Как правило, проблемных, тех, о которых он «хорошо» все знает…

Мне кажется важным видеть «картину» в целом. Работая с клиентом, важно знать внутри (и посредством) какой метафоры он живет (или, увы! существует): что он думает о жизни, окружающих людях и себе. Это точка  зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует «объективную» (а на самом деле субъективную) реальность, в которой живет…

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю клиенту сочинить сказку о своей жизни (или вспомнить историю какого-то героя, похожую на его жизнь и рассказать) или просто сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать ее)…

«Метафора жизни – это модель или репрезентация жизненного опыта человека. Отражение своей жизни в метафорической форме является актом упорядочения и обобщения составляющих жизни, служит интеграции рассредоточенных и несвязанных между собой компонентов жизненного пути». (Булюбаш И.Д.)

К тому же это:

- «экспресс-способ («моментальный снимок») видения своей жизни,

- доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей» (Н.Козлов).

Метафора жизни описывает вариант и способ идентификации (кто я в данной метафоре?), определенное отношение к себе и окружающим людям (кто они в данной метафоре?), способ связи с другими людьми, понимание ситуации, фиксированные статические ригидные паттерны, принадлежащие данной метафоре, постановку личностной проблемы, вклад клиента в ее возникновение и те выборы, которые открываются перед ним для изменения его жизни (индивидуально возможный и предпочитаемый способ решения), ресурсы и предполагаемый образ действия в будущем. Через метафору жизни такие убеждения раскрываются, выражаются и исследуются.

Работая с метафорой клиента, прорабатывая буквальный контекст, и находя связи с его социальной реальностью, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни, «есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или защите, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется («куда живет»?), его жизнь осмысленна или смысл потерян» (Н.Козлов)…В последнем случае, вы можете помочь создать новую метафору, найти новый смысл… Другой метафоре могут соответствовать и другие чувства, другие паттерны поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Многие психологи сходятся во мнении: осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. Т.е., если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни, позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем…

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Работа с вербальной метафорой клиента.

Что имеют в виду, когда говорят, что: «метафора жизни, используемая человеком, всегда содержит в себе определенные ограничения опыта и поведения»?

Обратимся к наиболее часто используемым метафорам жизни (большинство примеров метафорических определений жизни взято из статьи Ю.Волковой «Употребление метафор жизни в современной российской прессе»).

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба» (постоянная, упорная, суровая и т.п.). Близкая метафора «жизнь – это война». Например, «Жизнь – это война одного против всех» (Ф.Ницше). Метафорические выражения, отражающие данную точку зрения: «разбить чью-то жизнь, бороться не на жизнь, а на смерть» и т.п.

  

У каждого свое поле боя...

(Х.Мураками, Послемрак)

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба (война)», не сможет уже воспринимать ее как « прекрасное путешествие». Старая английская пословица говорит: « Если у тебя в руке только молоток, то везде будешь видеть одни гвозди». Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь»…Без них нет самой жизни (для него)…

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою» ...?

Если вы считаете, что «жизнь – это борьба или война», вы обязательно найдете врагов, которых, возможно, вокруг вас отродясь не было.

«Боец видит повсюду брошенный ему вызов…»

(К.Кастанеда)

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, средство достижения цели – убийство (не обязательно буквальное, возможно, символическое), девиз «кто не с нами, тот против нас». Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб – за зуб», «либо я их, либо они меня…», «не верь, не бойся, не проси»…Мягко говоря, вас многие «недолюбливают»…

Человек так устроен: если в него выстрелить, польется кровь...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Жизнь может быть не только (и не столько) борьбой с внешними силами (обстоятельствами), но и борьбой противоречий, противоположностей внутри человека. Как это «поле битвы»  представлено в его внутреннем мире?

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра» (бесконечная, стратегическая, многоходовая и т.д.). Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (что за роль у вас?).

 

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «жизнь – это авантюра» (которая «неизвестно чем закончится»…), «спектакль», «искусство», «музыка» («песня») (например, грустная, веселая, быстрая, спокойная, колыбельная, лебединая и т.д.); «танец» (ваш собственный танец с Жизнью).

И тогда, если «жизнь – это танец», то какой танец мог бы метафорически отражать вашу жизнь? Фламенко, степ, «танец с саблями»… «белый танец»? Вы танцор-одиночка или «парник»? Вы предпочитаете вести в танце или подчиняться? И т.д. «Эта метафора неявно предполагает, что все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются партнерами по танцу. Танец, как правило, означает радость, праздник, движение… Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота» (А.Гиршон). Красота танца зависит от умения ловить его ритм, а не от того под чью дудку ты пляшешь… Возможно, у вас нет свободы отказаться от танца, но есть выбор позиции и движения).

 

... ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги... все твои контакты с миром вокруг оборвутся... поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать... выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой... а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели... так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ..

(Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

«Жизнь – это дорога (путь, путешествие)».

 

Путешествие может быть совместным или одиноким…

Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас? У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе…

Близкое определение: "Жизнь - это восхождение ". «Неявно предполагается, что в жизни есть некоторая вершина (причем еще более неявно предполагается, что одна), на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться (хотя, пока вы на ней не побывали, это предположение, представляется, по крайней мере, гипотетичным). Этой метафорой часто описывается "духовный путь" или карьера» (А.Гиршон).

«Более "эзотерическая" метафора - "жизнь - это школа" (большая, жестокая, вечная), если мы принимаем ее, то оказывается, что мы приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, обрести какой-либо важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность и т.д.), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие). Неявно предполагается, что таких классов и школ достаточное количество, а для тех, кто верит в "реинкарнацию", их может быть бесконечно много. В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых - поощряют (метафоры "ада и рая")» (А.Гиршон).

"Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там".

(Х.Мураками, О чем я говорю, когда говорю о беге…)

 

Какой опыт, вы уже приобрели?...

Похожее определение: «жизнь – это экзамен» (например, на зрелость)…И тогда на каком вы этапе? Все еще готовитесь («век живи, век учись?») или уже сдаете? Кто в приемной комиссии? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что вы будете делать дальше, с «дипломом»?... Или «жизнь – это экзаменатор, учитель (суровый, строгий, главный и т.д.), который как нельзя лучше показывает человеку как нужно поступать и вести себя. За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью («отчислением»). Для кого-то «жизнь – это урок»: «тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем)»…или «длинный урок смирения», в результате которого вы приобретаете множество навыков…

«Жизнь – это рассказ (история)». Похожие определения: «жизнь – это книга, повесть, летопись, роман, сказка».

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

Я отношусь к такому типу людей, которые ничего не могут понять, пока не попробуют записать это на бумаге…

(Х.Мураками, Норвежский лес)

И тогда, если «жизнь – это книга», а прожитые годы – это «страницы, которые перелистывает время», то готовы ли вы ее «открыть» для другого человека?

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Какая она (эта книга) для вас? Увлекательная, грустная, трагичная…?

- "Какое заглавие могло бы отразить то, что написано вами?

- Каков ваш стиль, тон повествования?

- Как называются главы?

- Как насчет обложки и предисловия? Захотят ли люди вас «прочитать»?

- Дадите ли вы то, что обещаете в предисловии?

- Какие главы вашей жизни было труднее всего написать?

- Какие главы вы хотели бы вычеркнуть?

- Что, по-вашему, подумают люди, которые прочтут вашу жизнь «от корки до корки»?"

(Дж.Кори)

- Насколько вы действительно являетесь автором собственной жизни?

Есть два типа людей – одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Куда катится этот мир?!»

(неизвестный автор)

Возможно, ваша «жизнь – это сплошной любовный роман», имеющий закрученный сюжет, она полна приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано…в ней много людей (участников событий), но мало смысла… А может, ваша жизнь – это поэма (краткая) или повесть (скучная)…, которая никого не интересует и не может заинтересовать …

По сравнению с яркой, полной трагедий и триумфов судьбой Джека Лондона моя собственная жизнь показалась серой и неприметной, как пугливая белка, хоронящаяся в ветках дуба в ожидании весны. По крайней мере, несколько минут мне действительно так казалось. Такая уж это штука – чужие биографии. Кому захочется читать биографию библиотекаря из городка Кавасаки, прожившего мирную жизнь и тихо помершего в своей постели? Нет – читая чужие биографии, мы словно требуем некой компенсации за то, что в наших собственных жизнях не случается, увы, ни черта...

(Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь - это смерть»

Смерть - не полярная жизни субстанция. Смерть изначально существует во мне. И как ни пытайся устраниться от нее невозможно.

(Х.Мураками, Норвежский лес)

Характерные для человека, живущего в данной метафоре, фразы: «Я не живу. Это меня убило» и т.д.

Иногда, сама жизнь для человека превращается в источник страданий, избавиться от которого можно только умертвив себя окончательно. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое… «в прошлом», настоящее печально, будущее - сомнительно … И тогда, с какого момента жизнь человека «перестала быть жизнью»? Что могло бы его «оживить»?

Метафора «Жизнь – это дар (подарок)» (бесценный, величайший, божественный, хрупкий, таинственный и т.д.). Чей это подарок? Какие чувства он у вас вызывает? Помните ли вы, что подарок не принято возвращать? И т.д.

Близкие определения: «жизнь – это награда» (обычно «высшая»), «чудо» (необыкновенное), «благо» (которым, как правило, «надо уметь правильно распорядиться»)…

Метафора «Жизнь – это движение»

Метафорические выражения: «гнаться за жизнью, не отставать от жизни»… Описание: мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве. Человек (по аналогии) проходит определенные этапы (стадии развития). Какое это движение? «Вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без» и т.д…? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

 

- Каждое утро после работы как залезу в постель - в голове одно и то же. Господи, сделай так, чтобы я не просыпалась. Чтобы спала себе и спала целую вечность...

(Х.Мураками, Послемрак)

Если жизнь – это сон, то какой? (приятный, невероятный, дурной и т.д.). Чей это сон? Что будет, если человек проснется?

Как правило, для тех, кто живет в данной метафоре, характерно деление жизни на период сна и бодрствования, и желание продлить состояние ухода от забот. «Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и «отлетать» в определенные моменты от реальности (возможно, под влиянием стимулирующих, изменяющих состояние сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий (В.Н. Дружинин)…

«Жизнь – это время» (мимолетное, временно отпущенное нам и т.п.)…

Реальность утекает меж ее пальцев, словно песок в часах, и время - не на ее стороне.

(Х.Мураками, Послемрак)

 И тогда на что вы его тратите? «Время – деньги» - это про вас?...

 

«Жизнь – это вода» (поток, болото, море, водоворот, река, океан и т.д.)

Пример: «Жизнь – водоворот» - постоянно вращается вокруг своей оси и затягивает в себя.

«Жизнь – река»: бурная, большая, с порогами и т.д.

«Моя жизнь – болото…» - говорит вам клиент. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами сам, тем больше я в нем увязаю …»

О чем это?

Возможно, об однообразии, скуке, беспросветности, вязкости жизни, в которой ничего не происходит?

Или...?

Как понять? Спросить у клиента. У вас, возможно, "свое болото" (свои ассоциации, связанные с данной метафорой), у клиента свое. Например, у меня данное определение жизни автоматически актуализирует в памяти песню из мультфильма "Летучий корабль" - "Эх, жизнь моя - жестянка"...

Помните?

Я водяной, я водяной

поговорил бы кто со мной,

а то мои подружки:

пиявки да лягушки.

фу, какая гадость!

эх, жизнь моя жестянка,

да ну ее в болото,

живу я как поганка,

а мне летать,

а мне летать,

а мне летать охота.

я водяной, я водяной,

никто не водится со мной.

внутри меня водица,

ну что с таким водиться

противно!

Но, причем тут я? Мы ведь исследуем жизнь («болото») клиента…

Что терапевт мог бы согласно данной метафоре у клиента спросить?…

- Что за болото? (пусть расскажет о нем максимально подробно. Какое оно?)

- Что значит «жить в болоте»? (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).

- В чем состоит основная проблема «жителя болота»? (например, депрессия или, скажем, одиночество? («Поговорил бы кто со мной»)…

- Всегда ли его жизнь была «болотом»? Если нет, то, как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого)? Как он в него попал? (сам или кто-то помог? Кто (что) именно?).

- Кто он в нем? («Я - Водяной, я – Водяной…»). Заметьте «Водяной» (а не «десятая водоросль в восьмом ряду») – «Водяной - в славянской мифологии злобное существо, обитающее в воде и ПОВЕЛЕВАЮЩЕЕ ею» (любят, когда им приносят жертвы, в противном случае «забавляются» тем, что уносят в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, тех, кто вздумает купаться в «неурочный час»), хотя клиент, конечно, не обязан знать мифологию, и может понимать все это иначе, поэтому стоит уточнить: «Кто такой Водяной»?…)

- Что или кто вас окружает? («Все мои подружки, пиявки, да лягушки - фу какая гадость!»…)

- Каково желаемое развитие событий (может, все, что клиент хочет, это улучшить «квартирные условия» (например, сменить «болото» на «океан», а вовсе не «стать человеком», как решил терапевт) или: «А мне летать, А мне летать, А мне летать охота!!» (что значит «летать» в реальной жизни)?

 

- Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (попытка выяснить какова вторичная выгода от проблемы)? Например, в нем можно спрятаться так, что никто не найдет … И тогда: «От кого? Чего?» и т.д.). Какие ресурсы есть у клиента? (например, «хорошо умеет плавать в мутной воде»).

- Чего он ждет от терапевта, кто он в этой истории? (Например, «тот, кто протянет клиенту шест, чтобы он мог выбраться» (и тогда, что означает «протянуть шест» в реальной жизни (и в терапии)?),

«тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто прыгнет к нему в болото и составит компанию»?, а возможно, «тот, кто подарит крылья, чтобы клиент мог летать»? и т.д.

- Если представить, что его вытаскивают из болота, то, что происходит с клиентом дальше?

И т.п.

Возможно, после приведенного примера, вы решили уточнить, является ли автор статьи дипломированным специалистом, это ваше право, не знаю, как вы, а я не считаю, что « терапевтическая работа» обязательно должна быть «уныло серьезной» … и абсолютно согласна с Роджером ван Ойхом, который как-то сказал, что «Творческое мышление с использованием метафор играет в нашей жизни ту же роль, что и секс. Это своего рода секс для ума». Т.е. мозг похож на мускулы – используй, или атрофируется, работа с метафорой позволяет получать не только результат, но и удовольствие от процесса…). К тому же  с помощью работы с метафорой можно:

- развернуть субъективную картину мира клиента, сделать ее более целостной,

- вернуть клиента к активной (авторской) позиции в собственной жизни, разделить с ним ответственность за происходящее и последующий результат,

- связать субъективное восприятие клиента и его практический опыт в реальной ситуации.

Не обязательно работать с вербальной метафорой жизни, как вариант, можно предложить клиенту работу с рисунком (визуальной метафорой). Рисунок сложно контролировать…есть шанс «сказать» больше, чем ты сам осознавал или планировал рассказать…"Мелом судьбы" в данном случае, являются цветные карандаши или мелки).

Работа с рисунком широко используется во многих направлениях терапии, например, в той же гештальт-терапии, без нее невозможно представить себе арт-терапию и т.д. «Первыми, кто использовал изображения в психотерапевтических целях, были, очевидно, первобытные люди. В самом деле, какую еще практическую значимость могли иметь наскальные рисунки, изображающие животных, людей, сцены охоты? Возникновение живописи – не прихоть и не каприз. Не до этого было в том суровом мире. Люди создавали эти картины, для того чтобы ввести себя и соплеменников в определенное психологическое состояние». (О.А.Свирепо, О.С.Туманова). Сцены охоты – это способ «моделирования» желаемого будущего - охотник пронзает копьем животное, и тем самым как бы «досрочно проживает (переживает)» победу, побеждает страх и настраивается на успех… Формирует сценарий успешного развития событий. Уже много лет человечество осознанно применяет древние методики. Поэтому создание метафорического рисунка жизни («как есть» и «как хотелось бы») – далеко не новая идея в психологии. В терапии существует точка зрения, что когда мы меняем что-то в рисунке, меняется что-то в нас. Можете не верить, но, почему-бы не попробовать?

Ход работы:

  1. «На что похожа ваша жизнь? Какой картинкой, вы могли бы описать ее, свои ощущения от того, как вы живете? Что это: восхождение на трудную вершину? Белка в колесе, бег по кругу с все увеличивающейся скоростью? Прогулка в тумане?» (Н.Козлов).

Сделайте рисунок.

2. Что бы ты хотел изменить в своей жизни (как бы вы изменили первую картинку, чтобы сказать: «Я живу так, как мне хотелось бы!»?) Попробуйте развить свою метафору в позитивном ключе, модифицировать, дополнить, расширить.

Сделайте рисунок.

3. Обсуждение и анализ рисунков. Чем первый рисунок отличается от второго? С помощью каких средств (сначала, возможно, «волшебных», а затем реальных) можно достичь желаемых результатов?

При анализе рисунков мы можем опираться на критерии интерпретации арт-терапевтической продукции, символику цветов, особенности построения композиции рисунка и т.д. При этом следует помнить, что главный эксперт – клиент, а не терапевт.

Заходя, вытирайте ноги. Уходя, закрывайте дверь. Таковы правила для гостей.

(Х.Мураками, Страна Чудес без тормозов и Конец Света)

Расшифровка метафор:

При всех сложностях работы с метафорами работу с ними можно формализовать. Для этого их следует проанализировать по нескольким параметрам:

  •  Динамичность – статичность

содержания метафоры (примерами динамичных метафор являются: "дорога, уходящая в даль, "река, впадающая в море", статичных - "награда"). При этом динамика указывает на то, что человек воспринимает свою жизнь как процесс, а статика - как данность, явление.

Далее см. книгу «Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать» Н. Козлова:

 

  • Движение слева направо или справа налево, к горизонту или от горизонта

"Слева направо — движение в русле естественного хода жизни, справа налево — борьба, движение наперекор кому-то или чего-то. К горизонту — уходить от основного потока жизни, от горизонта — возвращаться в жизнь.

  • Движение: вверх — вниз

Движение вниз — отражение усталости либо ощущения, что что-то не складывается, не удается. Сдача позиций. Иногда это отражает философию жизни, желание жить легко, без напряжения. Подъем вверх в картинке — у человека есть готовность бороться, есть ощущение достижений и успеха. Тот, кто идет по дороге ровно, ни вверх ни вниз, держит себя на уровне, легкой жизни не ищет, но и специально напрягать себя не планирует.

  • Яркость — блеклость

Чем более яркое и цветное изображение, тем больше интерес к жизни, уровень энергии и готовность принимать жизнь во всех ее проявлениях.

Черно-белое изображение — протест против каких-то сторон жизни.

  • Ограничения — возможности

Если вас ограничивают стены, заборы, горы и прочие стихии — вы ощущаете свою несвободу и слабость перед превосходящими вас силами. Если же перед вами высокое небо, открывающиеся просторы, разбегающиеся в разные стороны дороги — вы чувствуете свой потенциал и богатство возможностей, открывающихся перед вами.

  • Враждебность — дружественность окружения

Враждебное окружение в картинке есть ощущение враждебности окружающего мира. Если вы «заказали» себе колющий, враждебный ветер в лицо, то вы будете с кем-то или чем-то биться, что-то преодолевать. Это записано в вашей картинке. Записано — получите.

  • Я относительно других

Кто-то видит себя выше других, кто-то ниже. Сильнее или слабее окружения. Вместе или отдельно от других. Какая картинка у вас?

  • Источник силы

Если в вашей картинке вашу сказочную карету везут волшебные крылатые кони, а пиры устраивают светлые феи взмахом легкой руки — либо ваша жизнь сказочно удачлива, либо вы настраиваете себя жить на халяву. Сомнительная ставка. Вы согласны?

  • Туман — четкость

Туман на картинке — ощущение сложности жизни, путаница во взглядах и оценках, отсутствие жизненной перспективы, нет понимания, что делать дальше. Четкость — уверенность в собственных взглядах и оценках, видение дальнейших шагов и перспектив.

В некоторых картинках тумана нет - все видно ярко и четко, но только — вблизи. Ближняя жизнь понятна, а что дальше — нет. Чем лучше видны детали, тем конкретнее человек представляет свое будущее, свои перспективы.

  • Перспективы и результаты.

Возможно, перед вами просто расстилается дорога, везде вокруг хорошо, куда бы вы по этой дороге ни шли, везде солнечно и везде так же… Если и есть повороты, то за поворотом ничего нового и неожиданного не будет. Это светлая и ровная жизнь, но в такой жизни не хватает стремления к результату, и рано или поздно человек, присев очередной раз, дальше уже не встанет: «Зачем?» Зачем двигаться вперед, если впереди все то же самое? Это выбор философии жизни— выбор жизни процессника или результатника. Какой выбор устраивает вас?

«Человек вырастает по мере того, как растут его цели».

(Шиллер)

Даже, если вы достигли вершины (результата), то есть ли вам куда двигаться дальше? Новые вершины у вас будут? Это нередкая ситуация: жизненная цель достигнута, и человек зависает: «И что дальше?..»

Работая с метафорой жизни мы можем увидеть множество полезного: как сам человек относится к жизни (ждет ли от будущего только плохого, т.к. «так было всегда», или хорошего), каковы для него главные жизненные ориентиры, какую «жизненную роль» он отводит себе и другим людям и т.д.

Никто не говорит, что создание рисунков и их последующий анализ «решит все проблемы». Я согласна с Д.Хломовым, что работа с метафорой «напоминает некоторое «забрасывание»: «Забросил старик невод - консервная банка, забросил второй раз - ничего нет, третий раз забросил - калоша, четвертый раз забросил - золотая рыбка». Это приблизительно такое же действие, такие же неводы, которые и нужно забрасывать в отношении рисунка. Забросили, посмотрели: калоша, - ну и ладно!» А вдруг?)…

В гештальте работа с метафорой базируется прежде всего на осознавании своего восприятия действительности и понимании степени его влияния на поведение и в целом на жизнь клиента.

Работа с метафорой  предполагает следующие этапы:

1 этап работы. Создание метафоры. Рассказ о метафоре.

После создания метафоры, терапевт предлагает клиенту рассказать (от третьего лица) о ней (т.е. в данном случае о содержании своего рисунка). В описании предлагается использовать как можно больше прилагательных, описывающих объекты метафоры, их отношения, способы взаимодействия.

На данном этапе клиент осуществляет исследование своего видения ситуации. Это соответствует фазе работы с конфлуэнцией (слиянием со своим опытом) и работе с интроекцией (убеждениями).

 2 этап работы. Контактирование. Работа по ассимиляции проекций.

 Терапевт помогает клиенту прояснить содержание метафоры, предлагая рассказать о своей метафоре от 1 лица. Главная задача этого этапа -прояснение блокированной потребности клиента. Для этого особое внимание уделяется главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Могут быть использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо? Важно  выяснить: какая потребность фрустрирована, чем пугает ее удовлетворение?

Клиент может идентифицироваться не только с главным героем, но и с различными частями метафоры (проективными образами) и ассимилировать принадлежащие ему чувства и желания. По Ф. Перлзу – это работа с частями спроецированного образа, где клиент поочередно становится каждой из частей и, в то же время, целостно проживает их. Могут быть также прояснены полярности каждого из полюсов. Терапевт побуждает клиента оставаться с ощущениями и чувствами, которые вызваны метафорой или образом.

 3 этап. Полный контакт.   Поиск способов удовлетворения потребностей.

Когда проекции клиента ассимилированы, интроекты проработаны, он получает возможность ориентироваться в своих потребностях и искать новые способы их удовлетворения.

На данном этапе важно прояснить, какие действия избегаются клиентом и ради чего. Здесь уместен активный творчески поиск, экспериментирование на расширение границ «допустимого», обогащение поведенческого репертуара.

Возможно проявление психологических защит: ретрофлексии и эготизма.

Челнок в реальную жизненную ситуацию. Для того, чтобы изменения в поведении происходившие во время сессии стали более осознаваемыми клиентом, необходимо обратить его внимание на то как ситуация метафоры связана с реальной жизнью, личной и профессиональной деятельностью клиента. Клиент получает возможность понять, кому адресована та или иная потребность и найти для себя вариант контакта с ней (в реальной жизни).

Далее, как правило, следует работа с внутренней феноменологией или работа на границе контакта терапевт-клиент.

Дальнейшая работа с метафорой жизни.

Метафора жизни – это не однажды и навсегда сформулированная жизненная стратегия. Ее можно изменить. Конечно, недостаточно просто взять и нарисовать себя на троне или написать: «хочу быть владычицей морскою»… «Расшифровка» метафоры не отменяет дальнейшей работы.

Кстати, если специалисты правы – и мы запоминаем, только, те события, которые соответствуют нашему представлению о мире, то стоит вспомнить, что в жизни каждого из нас есть как отрицательный, так и положительный опыт.

Если очень хорошо, изо всех сил постараться, можно вызывать из прошлого любые воспоминания. Все, что с тобой в жизни случилось. Все, что сама считала давно забытым. Только настройся на правильный ритм, оно тут же – раз! – и выскакивает. Из глубины памяти – прямо тебе в мозг. Но знаешь, что самое интересное? Наша память – ужасно странная штука. Такой огромный шкаф с ящиками, забитый чем попало. Лишние знания, бесполезная информация, бредовые мысли забивают этот шкаф сверху донизу. А чего то действительно важного не раскопать, хоть тресни…

(Х.Мураками, Послемрак)

Например,

  • «Нарисуйте график своей жизни. По оси Х слева прошлое, справа настоящее. По оси Y внизу отрицательные переживания, вверху положительные. Отметьте в этой системе координат самые важные для вас (пусть кому-то они и покажутся несущественными) события и отразите амплитуду их негативного и позитивного воздействия. Проанализировав текущую ситуацию, попробуйте вспомнить максимум хорошего, что было или есть в вашей жизни. Начертите новый график жизни – и сравните со старым. Совсем другое дело?
  • Работа над негативными точками на графике жизни заключается в детальном рассмотрении представленных ситуаций, их анализе и переосмыслении. Например, даже наличие ссор с близкими, говорит о том, что вам было с кем ссориться), а ведь у кого-то вообще нет близких. Возможно, вам необходимо «завершить» какие-то ситуации из прошлого, раз вы их помните» (Е.Алипова)
  • В группах может быть предложено упражнение на осознавание степени «своего участия» в жизни. Мы часто не замечаем, как непроизвольно снимаем с себя ответственность за что-либо. Например, говорим: «Он об меня вытирает ноги».... Участникам предлагается вспомнить некоторые значимые ситуации из жизни. Другой человек, слушая рассказ, старается понять насколько первый участник считает, что влиял на это событие. Потом участнику предлагается стать активным действующим лицом в ситуации, и, перефразировать фразы примерно так: «Я позволяю вытирать об меня ноги.»... При таком взгляде на жизнь, вы, наряду с принятием ответственности за события, приобретаете возможность своей жизнью (в определенной степени) управлять.

«Быть человеком - это чувствовать свою ответственность».

(А. де Сент-Экзюпери)

Если вы решили изменить свою жизнь, то вам необходимо изменить свои жизненные стереотипы и модели поведения, принять тот факт, что ваши успехи будут чередоваться с неудачами, отношение к вам со стороны изменится (не всегда в лучшую сторону), некоторые ранее близкие люди покажутся вам чужими, временами у вас будут приступы тревоги и сомнений, желание вернуться к старому существованию, вы измените представление о себе, окружающих и жизни.

«Человек есть то, что он думает» (Д.Карнеги).


  Список основных источников, использованных при написании статьи:

1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

2. Ю.Волкова «Употребление метафор жизни в современной российской прессе» (www.helsinki.fi/venaja/opiskelu/graduja/volkova).

3. А. Гиршон «Танец как интегративная базовая метафора» (rudocs.exdat.com/docs/index-65742.html?page). 

4. Е.Алипова «Линии жизни». Наша психология № 12-01.

5. Н.Козлов «Жизнь удалась! Как успевать полноценно жить и работать», Издательство: АСТ, 2009.

6. В.Н Дружинин Варианты жизни. ОЧЕРКИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. М:– СПб.: "ИМАТОН-М", 2000.

7. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.

8. В.Нуркова Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: УРАО, 2000.

9. Кори Дж. Техники групповой терапии/Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. - СПб., 2001.

10. В оформлении статьи (в основном) использованы работы индийского художника Нитина Рао Камблекара, выполненные с участием «живых моделей» мелом (судьбы?))) на асфальте и ShmilebliK.

 

 

 



Просмотров: 908
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Жизнь-это.... А что для вас жизнь? (Спиральная динамика Грейвза)
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 2 и 3.
  • Хочется изменить свою жизнь, но как-то лень. Что это значит, вариант 1
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Как понять, что это Ваш человек: упражнение с метафорой
  • Это изменить всю Вашу жизнь или как начать жизнь с чистого листа?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Почему важно присутствовать с своей Жизни? И что это значит?
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Есть ли жизнь после переедания или кто виноват и что делать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Что дал Вам тренинг личностного роста, и как это изменило вашу жизнь? - популярный каверзный вопрос



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь