|
Книгофобия: почему ребенок не любит читатьАвтор статьи: Анна Анатольевна Маньшина
Беда с уроками и домашними заданиями. Задание к упражнению по русскому языку нужно ПРОЧИТАТЬ. И даже задачу по математике тоже нужно ПРОЧИТАТЬ!
Когда же успело так опротиветь чтение, ведь еще только второй класс? Нет, школа тут не причем, отвращение к чтению у Саши появилось раньше, задолго до похода в школу. Наверное, оно появилось одновременно с желанием мамы сделать из Саши самого умного…
Во время беременности Марина мечтала о том, какой будет ребенок, как будет расти, развиваться. Она хотела стать хорошей мамой! Перечитала столько умных книжек, сколько студенты педагогических ВУЗов не читают, закупила кучу пособий и развивающих игрушек для малышей, изучила методику раннего развития... Кажется, что знала уже почти все.
И вот долгожданный день! Малыш родился! Пару дней дала себе на восстановление и ринулась вперед, к будням самой лучшей мамы.
У Саши должно быть все только самое лучшее. Одежда самая чистая, даже за маленькое пятнышко ползунки безжалостно отправлялись в стирку. Продукты только натуральные, поэтому пюре – исключительно собственного приготовления.
Каждый вечер Марина валилась с ног от усталости, с сожалением и раздражением вспоминая о том, что опять не успели позаниматься. Будни самой лучшей мамы оказались не особенно радужными…
А еще маленький Саша плакал. «Что не так? Голодный? Животик? Мокрый? Жарко?» - мысли вихрем проносились в голове молодой мамы. «Все еще плачет... Может, на руки взять? Все говорят: "Не приучай к рукам!". Странно, пригрелся и затих...»
Вот так и проводили в основном все дни мама и Саша. С малышом на руках Марина поесть не успевала. Развивашки легли мертвым грузом, а те, с которыми Саша играл, быстро надоедали. И он опять просился на руки... «Вот говорили же мне!» - зудели в голове слова старших и опытных.
Марина мечтала, что когда исполнится Саше шесть месяцев, отдаст в центр, чтобы хоть там с ним позанимались. А еще узнала, что есть группы для малышей с одного года, а в группах с полутора лет уже учат читать: «Здорово! Хочу, чтоб мой малыш был самым умным!».
С трудом дождавшись полугодовалого дня рождения, мама вприпрыжку понеслась с Сашей на первое занятие. Ожидания не оправдались, ребенок стал плакать и кричать. Им пришлось уйти.
В следующие разы тоже приходилось уходить, Саша мешал на занятиях другим детям. Потом Марина нашла другую студию. Оттуда тоже уходили.
Марина не унывала, мечтала сделать из Саши самого-самого: «Ну, ничего! Почитаем во время еды, хотя бы пару-тройку слов, потом догоню, и еще попытаемся прочитать. Я не отстану. Мой сын будет читать!». Так Саше приходилось читать и во время еды, и в перерывах между едой, игрой, сном. Даже от самой интересной в мире игры в машинки ему приходилось отрываться на чтение.
И для Саши это стало последней каплей. Он стал отказываться от занятий дома, стал бросать и рвать книжки. А как только видел, что мама протягивала руку за карточками, сразу убегал.
Эмоции накалялись. Саша злился, что не удавалось поиграть, а мама злилась на Сашу из-за того, что никак не удается догнать мечту о «самом-самом» ребенке. Вот так во взаимной злости и разочаровании вместо любви к книге развивается отвращение к чтению.
Посмотрим еще раз, почему у ребенка возникает ненависть к чтению и занятиям вообще:
- мама не понимает потребности ребенка (поиграть в машинки, насладиться едой, побыть с мамой). Здесь рождаются сложности в отношениях с людьми. - не учитывается эмоциональное состояние ребенка и отношение к занятиям. Поэтому ребенок не учится понимать эмоции свои и другого человека. - ребенок не делает то, что свойственно возрасту и принуждается к несвойственной деятельности. Так возникает перекос в интеллектуальном и эмоциональном развитии. - в слишком сильном желании мамы сделать из ребенка «самого-самого» сам ребенок как будто бы отсутствует. Здесь возникают проблемы с формированием идентичности у ребенка. - накопленная усталость мамы и завышенные требования к себе и к ребенку.
В итоге, нарастающее напряжение мамы и ребенка окончательно разрушает их эмоциональный контакт и уничтожает познавательный интерес у малыша.
Конечно, мечты сбываются. Даже та, о которой вы прочитали. Ребенок научится читать и будет любить чтение. Это возможно. Важно изменить путь и выбрать подходящий для вас и вашего ребенка. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|