|
Всему свое время, или когда ребенку начинать писать и читать?Автор статьи: Наумова Виктория Владимировна
Оговорюсь сразу, что в этой зарисовке мы не будем манипулировать понятиями "раннее развитие", так как под этим можно понимать различные состояния. Если оно осуществляется в рамках психофизиологических возрастных возможностей плюс в зоне ближайшего развития, то это, наоборот, создает прекрасную психофизиологическую основу для подрастающего человека. Мы не будем делать анализ различных развивающих систем, их плюсы и минусы - подобных обзоров достаточно. Сфокусируемся на том, когда же ребенок готов начинать писать и читать, и что происходит, если сделать это раньше. Краткий нейропсихологический ликбез. Выделяют импрессивную (процесс понимания устной и письменной - чтение) и экспрессивную (процесс высказывания устно и письменно) речь. Они, в свою очередь, включают в себя несколько речевых функций, мы не будем останавливаться на этом, отметим, что речевая система - это очень сложная, многофункциональная, имеющая множество характеристик суперсистема. А сложность ее обусловлена тем, что каждая их этих подсистем имеет свои сроки формирования в процессе роста и развития ребенка и автономность. Отметим, что понимание устной речи и устных высказываний формируются уже к 2-3 годам, а формирование чтения и письма как осознанной деятельности происходит существенно позже, что так же находит свое отражение и в сложнейшей мозговой организации. Так же, в этой суперсистеме принимают участие все анализаторы (зрительный, двигательный, слуховой, тактильный и др.), каждый их которых вносит свой весомый вклад в основы речи. Поэтому нарушения речи столь многообразны и отличаются по своему характеру, относительно того, где именно произошло то или иное поражение или недоразвитие. Развитие устной и письменной речи резко отличаются. Обусловлено это тем, что усвоение устной речи происходит путем подражания речи взрослых, и длительное время остается неосознанной, непроизвольной. Возникающая произвольность в момент обучения чтению, развивает навык до автоматизма, сворачивая этапы, необходимые в начале пути. Тогда как письменная речь изначально осознанна, так как требует высокой произвольности и происходит в процессе специального обучения, автоматизируясь по мере отработки навыка. Когда ребенок только начинает осваивать письмо, ему необходимо сосредотачиваться и на том, как он пишет букву, что это за буква (из каких элементов она состоит), где она расположена в пространстве листа, в какую сторону ее нужно записывать, какая последовательность букв в этом слове. Ребенок, записывая слово, очень внимательно слушает его, проговаривает его шепотом или вслух, старательно записывает букву. В дальнейшем, исполнение замысла написать слово или фразу, сопровождается не только необходимостью сохранить последовательность букв или фраз, правильностью написания, но и оттормаживание всех посторонних явлений: предвосхищений (вместо "стол" - "слот" или "солт"), перестановок букв (вместо "привет" - "рпивет"), пропусков (вместо "книга" - "кига"), повторений (вместо "молоко" - "мололоко") и др. Грубо говоря, и подкорковые структуры, и кора полушарий, должны иметь достаточный уровень своего развития, чтобы обеспечить выполнение трех этапов письменной речи: анализ звукового состава слова (фонемы), перевод в соответствующую букву и ее графическое изображение. Чтение же начинается с анализа графического изображения, переводя в звуковые структуры и кончается усвоением написанного. Мы не будем рассматривать ситуации каких-то серьезных поражений, так как там будут уже свои особенности в зависимости от локализации, требующие длительной и целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Но остановимся на ситуациях, когда возникают те или иные сложности в процессе освоения чтения и письма у относительно здорового ребенка. Хочу очень коротко обратить внимание на некоторую особенность созревания ГМ с точки зрения нейропсихологии, которая даст нам некоторое понимание о том, как это все устроено. Схематически это можно изобразить в виде домика, где фундаментом будет первый блок, энергетический (это подкорково-стволовые структуры, дозревающие к 1 году). На нем выстраивается здание - второй блок - операциональный (кора полушарий, дозревает к 7 году), где каждый кирпичик кладется в свое время, по мере готовности, и крыша (кора лобных долей полушарий, дозревает к 14-15 годам) - третий блок, основные задачи которой программирование, регуляция и контроль. Если по каким-то причинам, то как, родовая травма, какие-то проблемы во время беременности, умеренная асфиксия в родах, происходит незначительное поражение какой-то части ГМ (мы не рассматриваем случаи тяжелых поражений), то весь этот домик, без какой-то адекватной поддержки, начинает строиться так, как может. Зачастую никак не отражаясь на интеллектуальных возможностях, "выдает" сложности на разных уровнях, соответственно очагу поражения - "где тонко, там и рвется". Если это на уровне "фундамента", то весь домик будет претерпевать изменения, приспосабливаясь к тому, что есть, компенсируясь и за счет активного развития ГМ, и за счет соседних к очагу зон. В моих предыдущих вторничных статьях я уже описывала симптомы этих поражений. А что же происходить с этим "домиком", когда намеренно делают акцент на развитие чего-то определенного - например, обучают чтению в 2 года или письму в 3? Если от мозга требуют выполнение задач, к которым он еще не готов, он начинает адаптироваться, находя другие пути выполнения задачи, за счет чего-то другого, в силу того, что энергетического потенциала не хватает и на обеспечение такого сложного процесса, и на развитие каких-то других навыков и умений. Или, попросту, ребенок устает. Если смотреть на домик, то в результате происходит искажение в развитие, где, при хорошем изначально "фундаменте", часть стены оказалась на уровне 9 этажей, а часть - на 2-3. И на всем этом будет как-то располагаться "крыша". Как мы уже успели заметить выше, и чтение, и письмо на этапе своего освоения требует осознанности и произвольного внимания, серьезных усилий и участия практически всей суперсистемы. Самый подходящий возраст для того, чтобы начать знакомиться с чтением и письмом - это старший дошкольный, начиная с 6 лет. Оговоримся здесь, что это при условии, если ребенок сам не был инициатором изучения букв раньше. Следует отметить, что стойкий интерес к изучению букв у ребенка стоит, все же, поддержать, даже если ему еще нет 6-7 лет. Идея в том, что "дозревший" мозг очень быстро усваивает необходимые навыки, необходимые для чтения и письма. Ему не требуется уже стольких усилий, не нужно тратить много энергии, в том числе и для того, чтобы достаточно продолжительное время сосредотачивать внимание на деятельности, что является обязательным условием. Как же можно помочь ребенку в освоении чтения и письма? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|