Шаг 1. Займите исследовательскую позицию. Истерики могут свидетельствовать о 2 вещах:
1) Есть неудовлетворенная потребность. В чем она? 2) Переживания ребенка остаются без внимания, он не способен сам справиться со своими чувствами (контейнировать их). Какие это чувства?
Справиться с истериками, точнее выяснить их причину, помогает исследовательская позиция, которая звучит примерно так:
«Моему ребенку сейчас плохо. Мне нужно найти причину».
Поможет в этом наблюдение за ребенком и проверка предположений через беседы с ним и воспитателями.
Шаг 2. В общении с ребенком отдавайте приоритет обсуждению чувств.
— Ты расстроена? — Ты устала? — Тебе грустно без мамы? — Тебе страшно оставаться с воспитательницей? — Ты обиделась? — Ты чувствуешь себя ненужной/брошенной? — Ты боишься, что я за тобой не приду? — Ты стесняешься спросить воспитательницу? — Ты долго ждала меня в садике и теперь злишься на меня? — Ты хочешь, чтобы я тебя пожалела?
Добавляйте этот элемент в ваши повседневные беседы с ребенком, наряду с вопросами о том, как прошел дел, что кушал, что нового узнал.
Когда ваши слова находят отклик в душе о ребенка, возникает ощущение «меня услышали, меня понимают». Необходимость в истериках отпадает.
Шаг 3. Выясните, какие сложности могут вызывать у ребенка устойчивое нежелание ходить в садик.
Подъем.
— Достаточно ли спит ребенок?
По данным специалистов по детскому сну, в 3 года ночной сон ребенка должен составлять не менее 10-11 часов. Дневной — 1-2 часа. Суммарное продолжение сна в сутки — 12 часов. Например, если ребенок засыпает в 21.00, встает в 7.00, в садике спит 2 часа — это хорошо. Если засыпает в 23.00, встает в 7.00 и в садике спит 40 минут — недосып ребенка в сутки составляет 3,5 часа. Даже 30 минут суммарного недосыпа в сутки могут влиять на его настроение, самочувствие и способность самоконтроля, когда ребенок не получает желаемого.
Питание.
— Есть ли в меню садика хоть какая-то еда, которую ребенок привык кушать?
Многие дети не любят подливы и овощи. Есть ли возможность не смешивать на тарелке нелюбимые продукты с теми, которые ребенок в принципе может скушать? Например, не поливать котлету подливой, а налить ее рядом, чтобы «не испачкала» котлету?
— Заставляют ли съедать все, что на тарелке, или можно кушать только то, что нравится?
Излишнее давление в вопросах питания со стороны воспитателей может вызвать сильный стресс у ребенка.
Дневной сон
— Разрешают ли ребенку взять с собой в кроватку любимую игрушку, которую принес из дома или она она остается в группе?
— Читают ли книжку перед сном?
— Разрешают ли «просто полежать» или настаивают, чтобы закрыл глаза и спал?
Игрушки из дома
— Разрешают ли приносить в группу из дома игрушки?
Если да, то реально ли ребенок имеет доступ к игрушке или ее «изымают», потому что дети ссорятся, и отдают только перед уходом домой?
Туалет
— Есть ли свободный доступ в туалет или нужно проситься? — Нужна ли помощь ребенку, чтобы вытереть попу, или справляется самостоятельно? — Знает ли ребенок, к кому и как обратиться, если «произошла авария» и нужно сменить трусики? — Туалетная бумага в свободном доступе или убирают, чтобы дети с ней не играли? — В группе унитазы или горшок? Привычен ли такой способ ребенку?
Одежда в группе и на улицу
— Нравится и удобна ли ребенку та одежда, в которой он находится в группе и идет гулять? — Легко ли ему переодеваться и переобуваться самостоятельно?
Может быть есть такая футболка с узким горлом, натирающие колготки, или спадающие штаны, которые доставляют ребенку дискомфорт и портят все настроение в детском саду? Легко ли ему застегивать пуговицы, кнопки, молнии, липучки, справляться с завязками, шнуркам и натягивать штрипки на обувь ? Или это постоянный источник стресса?
Общение со сверстниками
— Знает ли ребенок, как знакомиться с детками и начать играть вместе? — Запомнил ли ребенок, как зовут ребят в группе? — Начал ли играть в совместные игры или держится обособленно? — Умеет ли попросить игрушку? — Может ли подождать своей очереди? — Знает ли, как себя вести, если отбирают игрушку, обзываются, дерутся?
Отношения с воспитателями
— Появился ли любимый воспитатель, с которым ребенку комфортно? — Есть ли воспитатель, няня или педагог (муз.рук, физ.рук), который чем-то неприятен или пугает ребенка?
Обращение с просьбами о помощи
— Спокойно ли ребенок себя чувствует, если нужно задать вопрос воспитателю или обратиться за помощью?
Некоторые дети испытывают страх, когда нужно о чем-то попросить.
- Чем именно воспитатель отталкивает ребенка?
Иногда от природы громкий голос или индивидуальная манера общаться заставляют детей испытывать антипатию к взрослым.
Как видите, список сфер, в которых ребенку предстоит адаптироваться и выработать новые привычки, достаточно велик.
Новая обстановка и отношения сваливаются на ребенка лавинообразно — быстро и сильно. Поэтому ему нужна помощь родителей, чтобы организовать комфортные условия для адаптации. Как это сделать, читайте следующий шаг.
Если у вас есть опыт решения подобных проблем, то поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие причины нежелания ходить в садик вы обнаружили у ваших детей и как вы их решили? Иногда сложности могут быть совсем неочевидными.
Шаг 4. Обсудите с ребенком и воспитателями, какой можно придумать выход из имеющейся проблемы.
Спросите у ребенка, что ему могло бы помочь чувствовать себя лучше (не таким одиноким, покинутым, чужим), пока вас нет рядом. Возможно, это игрушка-талисман из дома. Действие-ритуал перед прощанием или перед встречей. Что-то еще?
Объясните ребенку правила общения со сверстниками и воспитателями.
Заверьте его, что вы всегда на стороне ребенка и обязательно поговорите с воспитателями и поможете ему решить любые сложности.
Поговорите с воспитателями и уточните все детали, которые вызвали у вас опасение или оказались сомнительными после общения с ребенком. Не все ответы малышей в этом возрасте нужно принимать за чистую монету. Поэтому вам важно составить объективную картину из разных источников информации: общение с ребенком, вопросы воспитателям о ребенке, наблюдения за ребенком, информация от других мам, чьи дети посещают группу.
После того, как вы более-менее поняли причину стойкого нежелания ребенка ходить в садик и его дискомфорта, обсудите, какие шаги навстречу могут сделать воспитатели в рамках своих должностных обязанностей и правил детского учреждения?
Например, в садике не имеют права не накладывать еду, которую ребенок не любит, но попросить нянечку не класть кусок свеклы на середину пюре, чтобы она не «испачкала» всю еду — вполне реально. Можно снять ответственность с воспитателей за сохранность игрушек, которые ребенок приносит из дома, и тем самым получить разрешение.
В общении с воспитателями желательно сохранять доброжелательный тон, т.е. обращаться с просьбой в формате «Не могли бы вы…», вместо позиции «Вы должны, вы обязаны». Это значительно увеличивает шансы на то, что проблема будет решена.
- Анна Колесова практикующий психолог СПБ Скайп WhatsApp
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.