Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду


Шаг 1. Займите исследовательскую позицию. 
Истерики могут свидетельствовать о 2 вещах: 

1) Есть неудовлетворенная потребность. В чем она? 
2) Переживания ребенка остаются без внимания, он не способен сам справиться со своими чувствами (контейнировать их). Какие это чувства? 

Справиться с истериками, точнее выяснить их причину, помогает исследовательская позиция, которая звучит примерно так: 

«Моему ребенку сейчас плохо. Мне нужно найти причину». 

Поможет в этом наблюдение за ребенком и проверка предположений через беседы с ним и воспитателями. 

Шаг 2. В общении с ребенком отдавайте приоритет обсуждению чувств. 

— Ты расстроена? 
— Ты устала? 
— Тебе грустно без мамы? 
— Тебе страшно оставаться с воспитательницей? 
— Ты обиделась? 
— Ты чувствуешь себя ненужной/брошенной? 
— Ты боишься, что я за тобой не приду? 
— Ты стесняешься спросить воспитательницу? 
— Ты долго ждала меня в садике и теперь злишься на меня? 
— Ты хочешь, чтобы я тебя пожалела? 

Добавляйте этот элемент в ваши повседневные беседы с ребенком, наряду с вопросами о том, как прошел дел, что кушал, что нового узнал. 

Когда ваши слова находят отклик в душе о ребенка, возникает ощущение «меня услышали, меня понимают». Необходимость в истериках отпадает. 

Шаг 3. Выясните, какие сложности могут вызывать у ребенка устойчивое нежелание ходить в садик. 

Подъем. 

— Достаточно ли спит ребенок? 

По данным специалистов по детскому сну, в 3 года ночной сон ребенка должен составлять не менее 10-11 часов. Дневной — 1-2 часа. Суммарное продолжение сна в сутки — 12 часов. Например, если ребенок засыпает в 21.00, встает в 7.00, в садике спит 2 часа — это хорошо. Если засыпает в 23.00, встает в 7.00 и в садике спит 40 минут — недосып ребенка в сутки составляет 3,5 часа. Даже 30 минут суммарного недосыпа в сутки могут влиять на его настроение, самочувствие и способность самоконтроля, когда ребенок не получает желаемого. 

Питание. 

— Есть ли в меню садика хоть какая-то еда, которую ребенок привык кушать? 

Многие дети не любят подливы и овощи. Есть ли возможность не смешивать на тарелке нелюбимые продукты с теми, которые ребенок в принципе может скушать? Например, не поливать котлету подливой, а налить ее рядом, чтобы «не испачкала» котлету? 

— Заставляют ли съедать все, что на тарелке, или можно кушать только то, что нравится? 

Излишнее давление в вопросах питания со стороны воспитателей может вызвать сильный стресс у ребенка. 

Дневной сон 

— Разрешают ли ребенку взять с собой в кроватку любимую игрушку, которую принес из дома или она она остается в группе? 

— Читают ли книжку перед сном? 

— Разрешают ли «просто полежать» или настаивают, чтобы закрыл глаза и спал? 

Игрушки из дома 

— Разрешают ли приносить в группу из дома игрушки? 

Если да, то реально ли ребенок имеет доступ к игрушке или ее «изымают», потому что дети ссорятся, и отдают только перед уходом домой? 

Туалет 

— Есть ли свободный доступ в туалет или нужно проситься? 
— Нужна ли помощь ребенку, чтобы вытереть попу, или справляется самостоятельно? 
— Знает ли ребенок, к кому и как обратиться, если «произошла авария» и нужно сменить трусики? 
— Туалетная бумага в свободном доступе или убирают, чтобы дети с ней не играли? 
— В группе унитазы или горшок? Привычен ли такой способ ребенку? 

Одежда в группе и на улицу 

— Нравится и удобна ли ребенку та одежда, в которой он находится в группе и идет гулять? 
— Легко ли ему переодеваться и переобуваться самостоятельно? 

Может быть есть такая футболка с узким горлом, натирающие колготки, или спадающие штаны, которые доставляют ребенку дискомфорт и портят все настроение в детском саду? Легко ли ему застегивать пуговицы, кнопки, молнии, липучки, справляться с завязками, шнуркам и натягивать штрипки на обувь ? Или это постоянный источник стресса? 

Общение со сверстниками 

— Знает ли ребенок, как знакомиться с детками и начать играть вместе? 
— Запомнил ли ребенок, как зовут ребят в группе? 
— Начал ли играть в совместные игры или держится обособленно? 
— Умеет ли попросить игрушку? 
— Может ли подождать своей очереди? 
— Знает ли, как себя вести, если отбирают игрушку, обзываются, дерутся? 

Отношения с воспитателями 

— Появился ли любимый воспитатель, с которым ребенку комфортно? 
— Есть ли воспитатель, няня или педагог (муз.рук, физ.рук), который чем-то неприятен или пугает ребенка? 

Обращение с просьбами о помощи 

— Спокойно ли ребенок себя чувствует, если нужно задать вопрос воспитателю или обратиться за помощью? 

Некоторые дети испытывают страх, когда нужно о чем-то попросить. 

- Чем именно воспитатель отталкивает ребенка? 

Иногда от природы громкий голос или индивидуальная манера общаться заставляют детей испытывать антипатию к взрослым. 

Как видите, список сфер, в которых ребенку предстоит адаптироваться и выработать новые привычки, достаточно велик. 

Новая обстановка и отношения сваливаются на ребенка лавинообразно — быстро и сильно. Поэтому ему нужна помощь родителей, чтобы организовать комфортные условия для адаптации. Как это сделать, читайте следующий шаг. 

Если у вас есть опыт решения подобных проблем, то поделитесь, пожалуйста, в комментариях, какие причины нежелания ходить в садик вы обнаружили у ваших детей и как вы их решили? Иногда сложности могут быть совсем неочевидными. 

Шаг 4. Обсудите с ребенком и воспитателями, какой можно придумать выход из имеющейся проблемы. 

Спросите у ребенка, что ему могло бы помочь чувствовать себя лучше (не таким одиноким, покинутым, чужим), пока вас нет рядом. Возможно, это игрушка-талисман из дома. Действие-ритуал перед прощанием или перед встречей. Что-то еще? 

Объясните ребенку правила общения со сверстниками и воспитателями. 

Заверьте его, что вы всегда на стороне ребенка и обязательно поговорите с воспитателями и поможете ему решить любые сложности. 

Поговорите с воспитателями и уточните все детали, которые вызвали у вас опасение или оказались сомнительными после общения с ребенком. Не все ответы малышей в этом возрасте нужно принимать за чистую монету. Поэтому вам важно составить объективную картину из разных источников информации: общение с ребенком, вопросы воспитателям о ребенке, наблюдения за ребенком, информация от других мам, чьи дети посещают группу. 

После того, как вы более-менее поняли причину стойкого нежелания ребенка ходить в садик и его дискомфорта, обсудите, какие шаги навстречу могут сделать воспитатели в рамках своих должностных обязанностей и правил детского учреждения? 

Например, в садике не имеют права не накладывать еду, которую ребенок не любит, но попросить нянечку не класть кусок свеклы на середину пюре, чтобы она не «испачкала» всю еду — вполне реально. Можно снять ответственность с воспитателей за сохранность игрушек, которые ребенок приносит из дома, и тем самым получить разрешение. 

В общении с воспитателями желательно сохранять доброжелательный тон, т.е. обращаться с просьбой в формате «Не могли бы вы…», вместо позиции «Вы должны, вы обязаны». Это значительно увеличивает шансы на то, что проблема будет решена. 


Анна Колесова
практикующий психолог 
СПБ Скайп WhatsApp



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!»
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Дома спит, в саду кричит. Как помочь своему ребенку.
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что делать, если ваш ребенок в 3-4 года отказывается ходить на горшок?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Ребенок избирательно питается. Психоаналитическая трактовка нарушений питания у ребенка.
  • Контроль за ребенком должен быть 24 часа в сутки…
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Что обязательно нужно делать с ребенком, чтобы..
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь