|
Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?Автор статьи: Беломытцева Алёна Алексеевна
В последнее время волна «планшетопоглащения» и «телефономании» растет с темпами, с которыми мало какая популистская волна вообще способна сравниться. Планшеты, телефоны, компьютеры, ноутбуки – технологический прогресс окружает нас повсюду. И если мы, взрослые, уже слабо представляем свою жизнь без подобных современных гаджетов, то наши дети, для которых это – одно из первых запечатлений в детстве – и подавно. Только тенденция подобная не всегда идет во благо детей. Спорить о том, полезны ли планшеты и телефоны детям или нет – бесполезно. Сколько людей, столько и мнений, как говорится. Кто-то считает, что даже в руки давать такое детям нельзя (будто дети всегда спрашивают – чего им можно дать, чего нельзя), кто-то, напротив, считает, что «Это лучший способ занять ребенка». На мой взгляд, если подобные гаджеты будут дозированны во времени (не более 40 минут в день для ребенка от 3х лет и до 8, не более 1 часа для детей постарше), то вреда в них нет. Это с условием того, что родители смогут найти правильный игровой и обучающий материал для своих детей. Но в этом, согласитесь, надо еще разобраться самим. Что касается детей до 3х лет, то здесь, как раз, вопросов больше. Как правило, родители совершенно не знают, что можно делать с ребенком возрастного диапазона «1 год – 3 года». А ведь это – самый ответственный этап в жизни ребенка. Формируются все основы его мировосприятия, оценки окружающих и самого себя. В этом возрасте ребенок учиться «Играть в жизнь» и осваивает ее правила. И вот представьте себе такую картину. Вас пригласили играть в покер. Вы не можете отказать, потому как, наверное, это интересная игра. Но правил ее Вы совсем не знаете. Вы садитесь за стол, кто-то начинает объяснять Вам принцип игры, но в это время в поле Вашего зрения появляется человек, который мастерски объясняет другому, какие функции нового ай-фона он освоил. Вы отвлекаетесь на него, потому как Вам кажется, что айфон и то, что с ним можно делать – это прогресс, а полученная информация запомниться Вами надолго. Объяснения игры Вы прослушали. Играть в игру Вы теперь не сможете. То же самое происходит с Вашим ребенком, когда на этапе освоения «правил жизни» мы, родители, сами, осознанно подменяем его стремление ложными ценностями. Критик, сидящий напротив экрана и читающий эту статью, с большой долей уверенностью и ехидной улыбкой скажет: «Напишут, тоже! Планшеты и телефоны ребенку жизнь не дают освоить. Тоже мне… авторы…». Какие выводы делать читателю – это выбор исключительно читателя. Однако, конечно, проще жить, не меняя собственных установок, нежели задуматься: «а что, если...?» Предположим, мы с Вами приняли теорию о том, что планшет, может, конечно, и не крайне вредное изобретение – но ребенку до трех лет не является необходимостью, как, например, туалет, полноценная пища, хорошие прогулки на свежем воздухе и родительское внимание. Тогда в чем будет заключаться истинная потребность ребенка до 3х лет? Как помочь ему освоить пространство? Все гениальное просто – об этом приходиться твердить регулярно. Только современный мир потребителей сумел сделать из простого множество «ноу-хау», которые очень выгодно (для продавца) продаются родителям. Очень ловкий трюк написать на упаковке непонятной субстанции о том, что это новый, не прилипающий к рукам, гипоаллергенный песок для детского творчества, чтобы родители купили подобное «что-то». Но каждый раз, когда Вы находитесь в магазине – задайте себе вопрос – зачем это нужно покупать? Чаще всего, если закрыть рукой красивое описание на упаковке и открыть рукой ценник этих «новшеств» ответ очевиден – незачем. Уважаемые родители! Не изобретайте велосипеды и прекратите искать «новинки». Вспомните себя в детстве. Во что играли мы? Одним из важнейших элементов нашего творчества был обыкновенный песок. Возраст 1-3 года удивительным образом сочетается со стремлением ребенка познакомиться с этим материалом. Можно легко формировать один из важнейших на этом этапе навыков конструирования по подражанию. Что это? Это когда родитель показывает ребенку, как строить куличик из песка, а ребенок пробует это повторить. А как здорово попробовать вместе с ребенок построить песочную башню? Можно использовать и другие материалы для строения – веточки, которые будут деревьями вокруг построенного замка; камушки, из которых можно сделать дорогу к замку. Сколько важнейших аспектов развития ребенка включается в эту игру? И развитие воображения, и способность к коллективной работе, и формирования последовательности выполнения работы, методология. Все это в одной простой игре взрослого (или старшего брата-сестры) с ребенком! Хотя одно из ноу-хау заслуживает большого уважения – в настоящее время можно купить пластиковую песочницу, размером 100см на 100 см и высотой около 25 см и поставить ее в детскую комнату для игры в песок в зимнее время. Может быть, куличики построить не удастся, но попробовать поиграть в песок с учетом имеющихся небольших игрушек – получится запросто! А пользы будет тоже предостаточно. Еще одно простое и доступное каждому родителю – это ванная. Каждый ребенок с рождения любит находиться в воде комфортной температуры. Это объяснено с точки зрения физиологии. Мы можем найти процедуре купания еще и развивающую функцию в дополнение. Пена для ванн всегда радует детей. Выбрать подходящую пену сейчас не является проблемой в том числе, с точки зрения денег. Пены для ванн продаются в крупных магазинах со стартовой цены 25-30 рублей за тубу. Хотя, пена для ванн может быть с легкостью заменена шампунем, которым, например, всем членам семьи не приходится пользоваться или гелем для душа. Но сама по себе пена в воде, конечно, может оказаться не интересной ребенку. Если мы с Вами дадим ему возможность поиграть с пеной при помощи пластиковых стаканов, тарелок и столовых приборов, то процедура игры станет намного интересней. Если же у Вас есть игрушки для купания – их также можно включить в процесс игры с пеной. Покажите ребенку, как можно прятать в пене игрушки, а потом находить их. Предложите ребенку спрятать игрушки так, чтобы вы их потом нашли. Структура пены благотворно влияет на развитие мелкой моторики, фигуры, которые удается создать благодаря пене – развивают воображение. Дополнительные игрушки превращают процесс игры в интересный процесс, а, может, и помогают развить сюжет в игре ребенка! А что делать, если ребенок находится не в песочнице и не в ванне? Постарайтесь для начала понаблюдать за своим ребенком. Он сам может указать Вам на те занятия, которые могут быть ему интересны. Причудам детей может не найтись границ, но эти «причуды» - физиологически обоснованны. Так, например, дети 1-3 года могут захотеть резать ножницами бумагу или рвать ее руками. Не надо браться за голову и думать о том, сколько потом времени займет наведение порядка. Дайте ребенку ненужные вам бумаги и пакетик, куда вы потом сможете выкинуть бумагу. Пусть ребенок проявит свою фантазию, изучит новый для него материал и создаст кусочки разной формы и размера. Для вас – это новый повод для уборки, для ребенка же – развитие воображения, восприятия текстур, цвета, развитие мелкой моторики. А главное, опять-таки, подобная «Игра» не требует особых материальных затрат и абсолютно естественна для ребенка. Часто ли вам приходится выкидывать старые рубашки? Часто ли вы обнаруживаете дома склад пуговиц, которые идут запасными с одеждой, которой у Вас уже давно нет? Наверное, у каждого дома найдется 5-10 пуговиц. А нам с Вами больше и не надо. Предложите ребенку пришить пуговицы к кусочку ткани. Можно брать разные ткани – жесткие, мягкие. А иголку следует брать потолще, чтобы она была безопасней для ребенка. Покажите ребенку, как пользоваться иголкой. Если, все-таки, боитесь давать ребенку иголку – замените игру на вдевание нитки в пуговицу без использования иглы совсем (и ткани). Снова развиваем мелкую моторику, знакомим с разнообразием текстур, объясняем навык шитья. Можно побеседовать с ребенком о том, что всю одежду, которую носят взрослые и дети шьют. Покажите ребенку швы на одежде, объясните, что это. Постарайтесь вообще как можно чаще говорить с ребенком о том, кто что из взрослых делает и зачем. ВНИМАНИЕ! Старайтесь давать ребенку пуговицы достаточно большого размера или следите за процессом игры с мелкими деталями! Если Ваш ребенок уже приближается к возрасту трехлетки, вы можете привлечь его к процессу приготовления пищи. Например, ребенок может достать продукты с мест хранения, которые вы его попросите. Также, ребенок с 2х лет может проявить способность помогать родителям в быту – вытереть пыль, быть может, даже «помыть полы» (хотя это, конечно, громко сказано) в своей комнате или в кукольном домике (гараже с детскими машинками). Для этого, опять-таки, не надо покупать пылесосы для детей с «мусором» в подарок, которые учат их убираться и всякие щеточки. Ребенок может пользоваться абсолютно привычными для взрослых средствами для уборки (конечно, если речь не идет о бытовых химических веществах, которые вообще при наличии ребенка в доме следует исключить). Как вы смогли заметить, возможных общедоступных вариантов взаимодействия родителя с ребенком – множество. И все это гораздо увлекательней для ребенка, чем современные гаджеты, если родители захотят заинтересовать ребенка! Главное – это большое совместное желание изучать мир и пространство вместе. И тогда Ваш ребенок будет способен в дальнейшем и дальше проявлять интерес к жизни и окружающим его вещам (событиям). Удачи! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|