Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?

Как научить ребенка обращаться с деньгами Часть 3 Когда и как давать ребенку собственные деньги

 Читайте начало темы здесь:

 Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Часть 1. Родительские ошибки. https://www.psyoffice.ru/article/270372/

 Как научить ребенка обращаться с деньгами?
Часть 2. Как правильно? https://www.psyoffice.ru/article/271635/

В последней части цикла про обучение ребенка обращению с финансами мы поговорим о последней, практической части:

 Когда и как давать ребенку собственные деньги?

 Обычно первые деньги появляются у ребенка в районе 6-8 лет, когда он начинает находиться где-то без родителей или другого замещающего их взрослого.

Сначала нужно давать деньги только на нужды ребенка (проезд, еду и тп). А сумма должна быть близка к той, которая реально нужна, не надо давать каждый раз с запасом.

Не стоит заводить ребенку карту, начинать нужно именно с наличных денег. Вспомните, что считать ребенок тоже сначала учился на предметах и только потом - в уме. Также и с управлением финансами: начните с наличных денег, чтобы ребенку проще было распределять их по дням (первое время - по кучкам), осознавать, сколько у него денег и сколько он уже потратил и так далее.

Помните, что даже у взрослых людей при покупке картой траты возрастают на 20-50% по данным разных исследований, так как деньги на карте субъективно кажутся им менее ценными, чем наличные, и люди легче с ними расстаются. Кроме того, ребенку сложнее осознавать объем денег на карте, считать и распределять их в уме. Поэтому карту ребенку лучше завести в старших классах, когда его отношение к деньгам станет более осознанным, а счет в уме и образное мышление окрепнут.

 На экстренный случай дайте ребенку круглую сумму один раз, объясните, что это – неприкосновенный запас, он не должен быть потрачен просто так, он предназначен для экстренных случаев (забыл основные деньги, украли, вышел не на той остановке и нужно больше денег, чтобы добраться до места, нужно срочно приехать куда-то на такси или произошло еще что-то не предвиденное).

Покажите ребенку, где хранить эти деньги так, чтобы они точно были с ним, чтобы он не забыл их дома вместе с портфелем, например.

В случае, если ребенок воспользовался НЗ, он должен сообщить об этом вам, и вы восполните запас, параллельно обсудив саму ситуацию и, возможно, скорректировав действия ребенка в ней.

 Так вы сразу научите ребенка очень важным пунктам взрослой финансовой грамотности:

- Нужно всегда иметь резерв, нельзя тратить все, что зарабатываешь.
- Резерв нужно создать изначально только 1 раз, чтобы потом всю жизнь им пользоваться, пополняя, если потратил.
- Наличие резерва учит ответственности - «я сам обеспечиваю себе страховку на экстренный случай», избавляет от неловкости (при необходимости просить у незнакомых людей на проезд, например) и прибавляет уверенности в себе в экстренной ситуации.

В более взрослом возрасте, когда вы будете выдавать ребенку деньги не только на необходимые покупки, но и на канцелярию, косметику, одежду или тому подобные не срочные траты, пополнение резерва должно стать задачей самого ребенка. Это будет еще одним шагом во взрослый мир, где, если мы проспали и поехали на такси, мы сами потом уравновешиваем этот расход экономией в другом месте.

 Обязательно поговорите с ребенком о безопасности.

Да-да, снова о безопасности, как и во второй части этого цикла, только на этот раз важно предметно обсудить вопрос «что делать, если ты по любой причине остался без основных и резервных денег, когда они тебе очень нужны».

Разберите именно те ситуации, для которых вы даете деньги: у кого и как можно попросить деньги на еду в школе или на проезд в маршрутке, как может помочь звонок вам в этой ситуации. Обязательно заранее проговорите ребенку, что вы не будете его ругать, что всякое бывает и в любом случае важно рассказать вам о случившемся как можно скорее. Что вы можете по телефону помочь ему найти выход из сложившейся ситуации.

Отдельно расскажите, как быть, если ребенок остался одновременно без денег и без телефона (нет связи или не может до вас дозвониться). Именно из-за этой вероятности очень важно заранее снабдить ребенка готовыми вариантами выхода из трудного положения, а не просто сказать «в случае чего звони мне». Да и список «доверенных лиц» на этот случай лучше расширить.

 Начните давать ребенку деньги раз в день и присматривайте за тем, как он справляется с тратами.

Если ребенок все делает верно и аккуратно обращается с деньгами, постепенно уменьшайте частоту финансовых вливаний. Оставляйте деньги сразу на 2 дня, пояснив, как нужно их распределить и что нельзя потратить все сразу. Потом на 3 дня и так далее, доведя постепенно частоту выдачи денег до 1 раза в неделю. Для младших классов уменьшать частоту больше не нужно.

Если же на каком-то этапе ребенок начинает совершать ошибки, то остановитесь на нем и не переходите на следующий уровень, пока ребенок не будет показывать стабильно хороший результат. При необходимости можно даже отступить назад на 1 или 2 шага, когда у ребенка еще все получалось хорошо и оттуда очень медленно начать снова двигаться вперед, тщательно закрепляя полученные навыки.

 Объясните ребенку, что деньги, которые вы ему даете – это не какие-то дополнительные деньги, это именно те, которые обычно тратили на него вы.

Часто у детей создается иллюзия, что отданные им деньги как бы «лишние», «дополнительные» в семейном бюджете. Что родители как тратили, так и будут тратить деньги на них, а эти – «карманные», можно потратить куда угодно.

Не употребляйте словосочетание «карманные деньги», ведь вы даете не «карманные», а «целевые» деньги, которые должны быть потрачены на конкретные задачи, а не на "хотелки" ребенка.

Поясните ребенку, что раньше вы вместе с ним ездили куда-то и платили за его проезд, а теперь вы не ездите с ним и даете эти деньги ему, чтобы он смог оплатить проезд сам. Ну и далее по той же логике.

Задумайтесь, есть ли «карманные» деньги у вас с мужем? Большинство взрослых с семьей и детьми уже давно забыли о существовании «карманных» денег. У них в бюджете – только целевые: на еду, ипотеку, коммуналку, одежду, проезд и так далее. Если в вашем собственном бюджете нет «свободных от обязательств» средств – не давайте их ребенку, не создавайте для него «розовый мир», из которого будет очень тяжело потом возвращаться в реальность.

 А как же его «карманные» деньги на всякие «хотелки»?

Если вы считаете его «хотелки» важной категорией бюджета, на которую нужно выделять отдельные финансы – выделяйте. Пусть будет такая графа, вводите ее по всем обычным правилам, о которых мы поговорим ниже.

Но если на самом деле вы считаете это «лишней тратой денег» и «бесполезным барахлом» - вы имеете право не давать на нее деньги. А ваш ребенок имеет право научиться так распределять бюджет и экономить, чтобы все-таки накопить на желанные вещи.

 Не бойтесь, что ребенок будет экономить.

Если вы боитесь, что ребенок будет экономить на еде, значит, вы недостаточно хорошо прошли с ним теоретическую часть про ценности, выбор и приоритет потребностей над желаниями. Ведь то, на чем мы экономим, а на что не жалеем средств, отражает наши ценности гораздо красноречивее слов. Если ваш ребенок решил экономить на еде - вернитесь на несколько шагов назад и выучите этот урок заново.

Помимо ошибочных ориентиров при выборе, на что потратить свои деньги, проблема может быть в недостатке знаний об экономии. Ведь экономить бюджет можно не только лишая себя завтрака в школе, но и найдя выгодную акцию на нужную вещь или принеся еду из дома вместо того, чтобы питаться шоколадкой из буфета. То есть экономия – это не ущемление себя в чем-то, а поиск более выгодных и полезных решений.

Важно рассказать и показать ребенку, как вы сами ищите выгодные предложения для покупки, как можно за меньшую стоимость найти товар лучшего качества, как с помощью нестандартных решений сэкономить, не ущемляя себя или даже получив большую выгоду и лучшее качество жизни.

 Приведу пример:

Модные носки, которые очень хотела иметь моя племянница-подросток, стоят в торговом центре, куда она обычно ходит за покупками, 150-300 руб. Я решила сэкономить, спросив в соц. сетях, где купить такие носки по выгодным ценам. Мне подсказали маленький магазинчик рядом с домом, где такие носки стоили 50 руб, причем имели более натуральный состав и богатый выбор расцветок. Таким образом на одну и ту же сумму я смогла подарить племяннице целую коробку веселых носков вместо грустных 3 штук, да еще и жизненный урок в придачу 

 Освоив предыдущие этапы, продолжайте на более глубоком уровне учить ребенка планированию, распределению, накоплению и экономии средств.

Я не буду расписывать финансовую теорию по этому пункту, отправляю вас посмотреть ее в бесплатных видео в группе про финансы https://vk.com/club149132787, однако обращаю ваше внимание, что процесс теоретической подготовки ребенка – не быстрый. Это не один короткий разговор, а месяцы общения с ребенком на каждую из тем.

Обратите внимание, что всегда сначала нужно рассказать теорию, привести примеры из вашей жизни и только убедившись, что вас услышали, выдавать деньги. Практику важно начинать постепенно, сначала показав, как это делаете вы, потом сделать все вместе с ребенком и только после этого можно отпускать его в самостоятельное плавание: сначала под вашим наблюдением, а потом и без него. Не пропускайте этапы обучения!

 И только когда вы почувствуете, что ребенок готов – уменьшайте частоту выдачи денег: выдавайте их раз в 2 недели, потом раз в 3, доведя до выдачи денег раз в месяц НЕ РАНЬШЕ среднего звена школы.

Обязательно придерживайтесь четкого тайминга выдачи денег: если начали выдавать каждую субботу (лучше – не в понедельник, чтобы ребенок успел распределить финансы и обдумать траты до начала рабочей недели) – выдавайте именно в субботу, а не в воскресенье или когда-то еще. Если обещали 1-ого числа или 25-ого – выдавайте именно в этот день.

Опция «я буду выдавать деньги с 1-ого по 5-ое» станет доступна для вас только когда ребенок перейдет в старшие классы. Тогда благодаря своему опыту обращения с финансами он уже сможет создавать себе подушку безопасности на эти дни. Но в маленьком возрасте этой неопределенностью вы только испортите ребенку обучение финансовой грамотности, а также отношения с ним. Поэтому создавайте собственный резерв и всегда выдавайте деньги вовремя!

 Увеличивайте размер суммы «на день» только добавляя к списку те потребности, которые теперь ребенок будет оплачивать сам (а не просто потому что у вас сегодня хорошее настроение).

Такими потребностями могут стать канцелярия, книги, косметика, одежда, обувь, оплата секций, репетитора или что-то еще. С какой категории начать, решать вам. Важно, чтобы вы были готовы полностью отдать ему ответственность за эти расходы.

Проведите всю необходимую теоретическую подготовку и дайте ребенку сделать первые самостоятельные выборы под вашим наблюдением. Научите, о чем важно спрашивать у продавца и где на товаре можно прочесть нужную информацию. Обязательно разъясните ребенку правила продажи этой категории товаров и его права (на полный осмотр товара, на примерку, на обмен и возврат в разных ситуациях и другие).

Я вроде бы пишу элементарные вещи, но почему-то огромному количеству подростков не объяснили разницу между хлопком и полиэстером и не научили, зачем брать в магазине чек и почему не стоит сразу отрывать все бирки.

Безопасно начинать «самостоятельное плавание» с тех категорий, где вещи подлежат обмену и возврату – тогда вы можете договориться с ребенком показывать вам покупку до того, как снять этикетки и выбросить чек. Также удобно начинать с категорий, в которых стоимость вещей не велика и при неудачном выборе ребенок сможет просто купить повторно то, что нужно (естественно, из своих средств).

Увеличивая размер суммы, которую вы даете ребенку и передавая ему еще одну категорию трат, обязательно подчеркните, что вы эту категорию у себя из бюджета убираете, так как деньги, на нее предназначенные, вы отдаете ему. Теперь это его ответственность.

Важно, чтобы родители строго соблюдали этот принцип: если вы отдали канцелярию в бюджет ребенка, не надо покупать ему ручки и тетрадки, когда видите, что они подходят к концу.

Дайте ребенку возможность самому совершить ошибку и исправиться. А если ошибки повторяются систематически и прогресса нет – сделайте шаг назад, заберите категорию обратно в свой бюджет и вернитесь на этап обучения планированию и распределению финансов или тому, на чем «споткнулся» ваш ребенок.

Постепенно обучая ребенка финансовой грамотности и передавая в его ведение категорию за категорией, к 16-20 годам вы делегируете ребенку все сферы его бюджета. Так он естественно перейдет в положение студента, которому раз в месяц родители высылают деньги на все расходы, если пока он еще не зарабатывает сам.

 Про работу.

В норме ребенок должен начать зарабатывать в раннем подростковом возрасте - обычно это 10-12 лет. Именно в это время подросток сам хочет работать и стремится снять с родителей лишнюю финансовую нагрузку, заработать на свои желания и, конечно, ощутить себя взрослым.

Очень важно дать подростку возможность попробовать взрослую жизнь именно таким способом – через работу. Иначе он найдет другие способы «побыть взрослым», которые понравятся вам сильно меньше, чем раздача листовок у ТЦ.

Поэтому нужно активно способствовать трудоустройству подростка. Только не описанным в статье про родительские ошибки способом оплаты за учебу или домашние дела.

Подскажите вашему подростку, где найти объявления, как отличить работу от наркоторговли, как общаться с работодателем и какие у сотрудника есть обязанности и права. А лучше – напишите пост в соц. сетях. Пусть кто-то из знакомых возьмет вашего подростка на подработку грузчиком или няней, репетитором для первоклашки или помощницей по хозяйству.

Вообще тема про первую работу – интересная, важная и большая. Хоть статью об этом пиши, честное слово  Я, кстати, на учебной практике уроки вела на эту тему в 9-11 классах 

 Помните, что ваше финансирование должно быть достаточным, а не избыточным.

Начав давать ребенку деньги, многие родители автоматически увеличивают свой бюджет на него. Часто они переживают, что «мама Светы дает ей каждый день по 200 руб, а мы своей Маше только 100». Все это излишне: и увеличение бюджета, и переживания.

Если объективно на нужды у ребенка уходит 100 руб, не надо давать ему 200. И не переживайте, что чьи-то родители дают 500 только на обед в школе. Потому что финансово грамотным ребенок может стать и со 100 рублями (и это даже гораздо вероятнее, чем с избыточными в его ситуации 500). А вот транжирить родительские деньги большого ума не надо. Так что не стоит тратить школьные годы на обучение этому навыку, он навряд ли пригодится ребенку во взрослой жизни 

Вспомните свой собственный опыт: как в студенчестве вы могли прожить месяц на очень маленькие деньги. Как вы знали, где какие скидки и как бесплатно поесть/подстричься/сделать что-то еще (легальным способом, разумеется :) Не забудьте рассказать эти истории детям! И помните, что их тоже обязательно (!) ждет подобный опыт, когда они выпорхнут из гнезда.

Поэтому не учите их понтоваться перед Светой, давая им 1000 руб. в день против светкиных 500. Лучше научите их уметь жить по средствам, планировать бюджет, иметь финансовую подушку, искать выгодные предложения, не брать кредиты и вообще принимать по жизни обдуманные и взвешенные решения 

 В завершении дам ссылку на видео моих коллег:
Павел Зыгмантович «Дети и деньги»: https://vk.com/wall-149126480_110
Евгения Погудина «Дети и деньги»: https://vk.com/wall-149126480_85

 Буду рада вашим откликам и репостам, обращениям и рекомендациям 

Читайте статью "Как научить ребенка организовывать свое время?"
https://www.psyoffice.ru/article/269309/

С любовью, практикующий психолог Тамара Усачева
https://vk.com/usachevatamara



Просмотров: 418
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Давать ли ребенку карманные деньги, и за что не надо платить
  • Деньги для жизни или жизнь для денег? Или почему семейные психологи решили сделать тренинг про деньги.
  • Деньги из ниоткуда. Как «найти» деньги, когда они очень нужны
  • Нужны ли ребенку карманные деньги?
  • Зачем ребенку карманные деньги
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Как именно деньги могут испортить отношения:«Куда у нас деваются все деньги?»
  • Как перестать тратить деньги и начать копить? Хочу перестать бояться денег. Как получать деньги?
  • Как давать карманные деньги подростку, чтобы он стал успешным
  • Как зарабатывать деньги, сидя дома. 5 хороших идей, если не хватает денег
  • Совет дня. Что нужно сделать, чтобы «деньги были всегда»
  • Мужчина и деньги. Что делать если мужчина жадный и скупой? Как заставить мужа тратить деньги на жену?
  • «Все только начинается» - интервью Олеси Бережной о функциях денег для журнала «Наши Деньги»
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Можно ли давать детям карманные деньги
  • Лучше гор могут быть только деньги 2
  • Семья и деньги. Часть 1. Я, семья, деньги. Повышаем мотивацию к зарабатыванию денег.
  • Хочу больше денег. Как сделать, чтобы он давал мне деньги? Как убрать ревность? Как перестать ревновать?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Как научить ребенка разумно тратить деньги? Заведите три разных копилки
  • Как правильно вести семейный бюджет, чтобы в нём всегда были деньги
  • Правило денег №1. Когда мы теряем свои деньги?
  • Во что не стоит вкладывать свои деньги: 4 инвестиции, которые принесут вам только убыток
  • Что нужно сделать, чтобы деньги нас «полюбили»?
  • Если я буду иметь большие деньги, то я предам свой род
  • Мне надо учиться, чтобы потом зарабатывать деньги для мамы или маленькая жизнь с кредитом до гроба
  • Карманные деньги для ребенка: как все не испортить
  • Стоит ли давать детям карманные деньги?
  • Семья и деньги. Часть 2. Удовольствие и деньги. Работа с внутренним ребенком.
  • Как одолжить деньги, чтобы потом не пожалеть об этом



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь