|
Нужны ли ребенку карманные деньги?Автор статьи: Соснина Мария Сергеевна
Карманные деньги - это "свободные" деньги, которые мы можем тратить на свое усмотрение, в отличие от "необходимых затрат". Конечно мы можем тратить их на развлечение и на какие-то удовольствия. Но карманные деньги ребенка для меня это не развлечение, не игрушка, и даже не средство поощрения или наказания. С какой целью ребенок получает карманные деньги? Все зависит от того, какой урок мы хотим ему преподнести,чему его научить. С помощью карманных денег я хочу научить своего ребенка обращатся с деньгами (тратить их адекватно стоимости вещи и реальных условий, планировать свои настоящие расходы и откладывать на неочевидные расходы сегодня и т.д.), научить относится к ним ни как к ценности или бесценности самой по себе, а как к одному из средств удовлетворения своих потребностей. Чтобы после своего совершеннолетия, когда он или она будут работать, и их родители уже не будут содержать их в том объеме, как это было раньше, сегодняшний ребенок, а в будущем молодой человек или юная леди, умели в достатке содержать себя, свою будущую семью, своих детей. А возможно даже сколотили свое успешное дело или стали наследниками семейного бизнеса. Еще в свое время Б.Ауэрбах сказал, что "нажить много денег - это храбрость, сохранить - мудрость, умело расходовать их - искусство". Этой храбрости, мудрости и искусству необходимо обучать детей своевременно и постепенно. "Необходимо учить детей обращаться с деньгами точно также, как мы учим их читать или писать", - говорит Ирена Голуба. И я полностью разделяю ее мнение. С какого возраста ребенку можно давать карманные деньги? С того возраста как вы можете доверить своему чаду сходить в ближайший к дому магазин, чтобы он купил, например, хлеб или молоко. Наверняка многие из вас ответят, что это возраст 6,5 - 7 лет или чуть позже. Сколько карманных денег нужно давать ребенку? Карманные деньги ребенка входят в разряд так называемых "мелких денег" семьи. Объем детских карманных денег должен быть меньше объема карманных денег родителей. В целом, размер карманных денег ребенка зависит от общего объема доходов семьи (чем меньше доходы, тем меньше детские карманные деньги, и наоборот) и от размера карманных денег его сверстников (друзей, однаклассников, товарищей): если у ребенка будет меньше карманных денег, чем у его сверстников, он может чувствовать себя неполноценно, а если больше - его могут использовать. Объем карманных денег ребенка индивидуален в каждом конкретном случае. Поэтому, чтобы однозначно ответить на вопрос, нужно учесть ряд факторов: общий объем доходов семьи, объем карманных денег родителей, объем карманных денег сверстников ребенка, его возраст и т.п. Как научить ребенка пользоваться карманными деньгами? Процесс обучения постепенный и может быть продолжительным во времени. Шаг 1. Учите ребенка тратить деньги. Первый раз знакомство ребенка с деньгами может произойти тогда, когда вы доверили ему совершить несложную покупку в соседнем магазине (молоко, хлеб или килограмм картошки). Тогда вы даете ему деньги на покупку и деньги на "вкусняшку" по его усмотрению. Но если ребенок принес домой 200 гр. картошки (маленькую булочку, 200-миллиграммовую пачку детского молока) и 10 пачек мороженого (5 "сникирсов" или "чупа-чупсов"), ругать все-таки его не стоит, а вот уточнить: "Ты уверен, что мама велела тебе купить именно это (или так)? " - необходимо. Обучая ребенка пользоваться карманными деньгами, мы рассказываем ему как это можно делать. Например: "Вот тебе деньги (определенная сумма). Ты можешь купить то-то и то-то тогда-то и тогда-то.... А как ты предпочтешь: купить что-то прям сейчас или оставить на потом?...Ты это хочешь или вот это?...А как тебе лучше: несколько небольших, но важных вещей плюс какой-то остаток (резерв) или одну, но большую вещь?..." Очень важно с ребенком проводить подобные уроки, поскольку в силу своего возраста (6,5-7 до 13-14 лет) он еще не умеет простраивать горизонты своих возможностей, видить последствия своих действий. На данный момент времени он может лишь видеть что-то одно (фокусировать свое внимание только на смартфоне или на PS3) и не знать, что есть еще и другие возможности. Необходимо помнить, что ребенок учится тратить денежные суммы постепенно, начиная с меньшей. Например, объем карманных денег составляет 100 рублей в день, тогда мы проводим уроки про 100 рублей; карманные деньги увеличились до 500 рублей в 2 дня - уроки про 500 рублей и т.д. Конечно мы не забываем о возрасте ребенка (для первоклассника сумма в 100 рублей может быть существенной, а для 15-тилетнего подростка очень маленькой). Но увеличивать сумму карманных расходов следует лишь в том случае, если ребенок усвоит предыдущий урок. Стоит ли контролировать покупки ребенка? Да, но(!) - родительский контроль остается за качеством покупки ребенка, а не за тем, что он покупает. Например, если девочка хочет купить платье, джинцы, кофточку или обувь, мама следит лишь за тем, чтобы эти вещи были надлежащего качества. Шаг 2. Учите ребенка сводить "концы с концами". Содержание урока следующее: "Вот тебе деньги (определенная сумма) на 3 дня (неделю, месяц или какой-либо другой период времени). Ты их можешь потратить сейчас или потом... Ты можешь разменять их на более мелкие деньги и тратить по чуть-чуть, а можешь копить... Это твой капитал на ...(конкретный период времени)". При этом, если ребенок потратил доверенную ему сумму раньше времени и просит еще, в этом случае не рекомендуется давать "еще денег". Только таким образом мы можем, во-первых, дать ребенку понять свою ответственность за траты, которые он совершает, а во-вторых, научится формировать свой бюджет сначала на 3 дня, потом на неделю, на месяц, на лето и т.д. - чем больше временной период, тем сложнее навык получает ребенок. Конечно, мы не забываем о том, что увеличивать период "сведения концов с концами" для ребенка необходимо постепенно и только после того, как он усвоил предыдущий урок. Можно также научить ребенка зарабатывать деньги, откладывать их на так называемые "неочевидные расходы сегодня", долгосрочно планировать, но это немного другая история и темы для будущих статей. Мне кажется важным понимать и то, что мы не можем обеспечить своему ребенку жизнь через 20-25 лет, вложить в него свой разум. Но мы можем делиться с ним своим опытом, в том числе и опытом обхождения с деньгами, который сын или дочь обязательно впитают. Делясь свои опытом финансового планирования, мы можем научить ребенка пользоваться деньгами искуссно. А детские карманные деньги - это всего лишь одно из средств подобного обучения...
При подготовке статьи использовались материалы с семинара "Семья и деньги" Ирены Голубы, гештальт-терапевта, преподавателя Рижского гештальт-института (программа -специализация "Работа с семьей и семейными системами в гештальт-подходе") Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|