"Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  

Проблема повышенной агрессивности среди детей и подростков в последнее время стала все острее. Да что там кривить душой: среди взрослых агрессивных выпадов мы видим не меньше. Часто слышу такую фразу: «Мир стал таким жестоким, и мы должны защищаться». Так и хочется спросить: « А мир из кого состоит? Не из нас ли с вами?»

На прием пришла мама агрессивного ребенка четырех лет. Я помню этого малыша, когда он еще посещал ясельную группу детского сада. Милый, добрый мальчик смотрел на этот мир широко открытыми глазами. Адаптация проходила благоприятно. Прошел год. Жалобы воспитателей посыпались, как из рога изобилия: « не пропустит ни одного ребенка без того, чтобы не ударить», «бьет детей всем, что попадет под руку», «налетает на ребенка с разбега и бьет до крови». Что же произошло? Почему доброжелательный, милый мальчик стал отпетым драчуном?

Начинаем разбираться с историей протекания беременности, родов, первых дней и лет жизни, соматическим здоровьем. Без патологии.

Далее беседуем, в какие игры играет ребенок, какие мультфильмы, телепередачи смотрит. Ведь совершенно очевидно, что агрессивные телепередачи, кино- и мультфильмы являются для малышей образцами поведения. Дети не знают, что такое хорошо, а что плохо. Они подражают своим родителям, братьям и сестрам, друзьям, киногероям. В детском саду повальное увлечение малышей американскими киногероями – Бэтменом, Человеком-пауком, Суперменом и прочими супергероями. Дети видят агрессивное поведение кумиров и считают его правильным. Кто из родителей объясняет ребенку, что агрессия уместна только в случаях защиты жизни и здоровья человека? Думаю, немногие. Детям из-за возрастной неразвитости логического мышления трудно понять причинно-следственные связи мотивов и поведения супергероев. Они видят лишь драки и насилие, как модель поведения. И просто повторяют за взрослыми.

Так что же мама ребенка? По ее словам, ребенок просматривает «правильные» телепередачи, мультфильмы.

Идем дальше. Интересуюсь, имеют ли место физические наказания в семье. Ответ отрицательный. И тут я задаю свой «любимый» вопрос: «Учите ли вы ребенка "давать сдачу"?» И получаю положительный ответ с объяснением: «Мы учим давать сдачи, потому что не хотим, чтобы наш сын вырос рохлей, которого все обижают. Вы же понимаете, что сейчас творится в школах – все дерутся, и мальчик должен уметь постоять за себя!»

И такие речи я слышу от большинства родителей. А кто из них подробно объясняет ребенку разницу между дракой и «даванием сдачи»? Мамы и папы возлагают на ребенка ответственность самому решать эту дилемму.

Два года назад я провела опрос среди детей двух подготовительных групп детского сада на тему конфликтов. С результатами я ознакомила их родителей, что заставило всех задуматься над проблемой: учить или не учить давать сдачи. Ответы детей просто потрясали!

89% детей на вопрос «Что значит «давать сдачу?» ответили: «бить, драться». На вопрос, всегда ли надо «давать сдачу», мнения детей разделились. Агрессивные дети ответили утвердительно. Дети со средним уровнем агрессивности сомневались в этом. Но когда конкретно надо «давать сдачу», как определить, специально ли тебя ударили или не нарочно, мальчики и девочки колебались. Что же получается? Взрослые учат, что надо «давать сдачу», возлагая при этом на самих детей дошкольного возраста ответственность в определении и оценке ситуации конфликта, забывая, что дошколята не могут это сделать в силу возрастных особенностей – неразвитости логического мышления! Вот и лупят детишки друг друга, оправдывая себя: «Я давал сдачу!»

Как же быть? Как учить ребенка реагировать на агрессивное поведение другого?

Расскажите ребенку, что от агрессора надо просто держаться подальше. Ни в коем случае не кидаться в драку. Следует запомнить правило: на агрессию нельзя реагировать агрессией, потому что это порождает еще большую агрессию и негативные последствия для всех участников драки. Отбиваться любыми средствами, драться, царапаться, кусаться нужно только в одном случае – если есть угроза жизни. Но это уже не детская проблема. Это уже то, что может угрожать во взрослой жизни.

А еще агрессивному ребенку надо говорить о своем отрицательном отношении к его поступкам: «Мне не нравится, мне больно, когда ты меня бьешь! Давай договоримся: я тебя не бью, и ты меня не бьешь!» Дать отпор драчуну – это значит не позволить ему проявить агрессивные действия по отношению к себе: выставить вперед руку и, глядя прямо в глаза разбушевавшемуся ребенку, сказать: «Не подходи!»

В каждой семье, группе детского сада, школьном классе должно действовать «золотое правило»: «Я никого не бью, и меня никто не бьет!» Только тогда мир станет мягче и добрее!
Начнем с себя: «Я НИКОГО НЕ БЬЮ, И МЕНЯ НИКТО НЕ БЬЕТ!» Учить ли ребенка давать сдачу 



Просмотров: 667
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бить или не бить? Надо ли учить детей давать сдачу?
  • Учить детей давать сдачу?
  • Учить ли ребенка давать сдачи?
  • Детские драки: учить давать сдачи или нет, и почему?
  • Ребенок дерется дома. Давать ли сдачу?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Давать ли ребенку карманные деньги, и за что не надо платить
  • Территория боли: Давать не жалко, давать – больно! или " Тайна Голого короля".
  • Давать иль не давать, вот в чём вопрос! (Воскликнул бы Гамлет, если бы был девушкой.)
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Вот только не надо меня учить!
  • Вопрос расстановщику. "Давать ли деньги родителям?"
  • Эффективное общение или «Когда не надо давать советы?»
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Почему ребенку до 3 лет нельзя давать пользоваться гаджетами?
  • “Сохранить” или освободиться? Отношения могут давать или не давать желаемого.
  • Надо ли давать советы и надо ли их слушать?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Почему женщине не надо давать советы мужчине.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Как давать ребенку обратную связь?
  • Адаптация детей с речевыми нарушениями к условиям детского сада
  • Про телесные наказания детей. Ответ на вопрос родителей
  • Как важно и как давать ребенку позитивную обратную связь
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • Как подготовить ребенка к посещению детского сада.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь