"Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  

Проблема повышенной агрессивности среди детей и подростков в последнее время стала все острее. Да что там кривить душой: среди взрослых агрессивных выпадов мы видим не меньше. Часто слышу такую фразу: «Мир стал таким жестоким, и мы должны защищаться». Так и хочется спросить: « А мир из кого состоит? Не из нас ли с вами?»

На прием пришла мама агрессивного ребенка четырех лет. Я помню этого малыша, когда он еще посещал ясельную группу детского сада. Милый, добрый мальчик смотрел на этот мир широко открытыми глазами. Адаптация проходила благоприятно. Прошел год. Жалобы воспитателей посыпались, как из рога изобилия: « не пропустит ни одного ребенка без того, чтобы не ударить», «бьет детей всем, что попадет под руку», «налетает на ребенка с разбега и бьет до крови». Что же произошло? Почему доброжелательный, милый мальчик стал отпетым драчуном?

Начинаем разбираться с историей протекания беременности, родов, первых дней и лет жизни, соматическим здоровьем. Без патологии.

Далее беседуем, в какие игры играет ребенок, какие мультфильмы, телепередачи смотрит. Ведь совершенно очевидно, что агрессивные телепередачи, кино- и мультфильмы являются для малышей образцами поведения. Дети не знают, что такое хорошо, а что плохо. Они подражают своим родителям, братьям и сестрам, друзьям, киногероям. В детском саду повальное увлечение малышей американскими киногероями – Бэтменом, Человеком-пауком, Суперменом и прочими супергероями. Дети видят агрессивное поведение кумиров и считают его правильным. Кто из родителей объясняет ребенку, что агрессия уместна только в случаях защиты жизни и здоровья человека? Думаю, немногие. Детям из-за возрастной неразвитости логического мышления трудно понять причинно-следственные связи мотивов и поведения супергероев. Они видят лишь драки и насилие, как модель поведения. И просто повторяют за взрослыми.

Так что же мама ребенка? По ее словам, ребенок просматривает «правильные» телепередачи, мультфильмы.

Идем дальше. Интересуюсь, имеют ли место физические наказания в семье. Ответ отрицательный. И тут я задаю свой «любимый» вопрос: «Учите ли вы ребенка "давать сдачу"?» И получаю положительный ответ с объяснением: «Мы учим давать сдачи, потому что не хотим, чтобы наш сын вырос рохлей, которого все обижают. Вы же понимаете, что сейчас творится в школах – все дерутся, и мальчик должен уметь постоять за себя!»

И такие речи я слышу от большинства родителей. А кто из них подробно объясняет ребенку разницу между дракой и «даванием сдачи»? Мамы и папы возлагают на ребенка ответственность самому решать эту дилемму.

Два года назад я провела опрос среди детей двух подготовительных групп детского сада на тему конфликтов. С результатами я ознакомила их родителей, что заставило всех задуматься над проблемой: учить или не учить давать сдачи. Ответы детей просто потрясали!

89% детей на вопрос «Что значит «давать сдачу?» ответили: «бить, драться». На вопрос, всегда ли надо «давать сдачу», мнения детей разделились. Агрессивные дети ответили утвердительно. Дети со средним уровнем агрессивности сомневались в этом. Но когда конкретно надо «давать сдачу», как определить, специально ли тебя ударили или не нарочно, мальчики и девочки колебались. Что же получается? Взрослые учат, что надо «давать сдачу», возлагая при этом на самих детей дошкольного возраста ответственность в определении и оценке ситуации конфликта, забывая, что дошколята не могут это сделать в силу возрастных особенностей – неразвитости логического мышления! Вот и лупят детишки друг друга, оправдывая себя: «Я давал сдачу!»

Как же быть? Как учить ребенка реагировать на агрессивное поведение другого?

Расскажите ребенку, что от агрессора надо просто держаться подальше. Ни в коем случае не кидаться в драку. Следует запомнить правило: на агрессию нельзя реагировать агрессией, потому что это порождает еще большую агрессию и негативные последствия для всех участников драки. Отбиваться любыми средствами, драться, царапаться, кусаться нужно только в одном случае – если есть угроза жизни. Но это уже не детская проблема. Это уже то, что может угрожать во взрослой жизни.

А еще агрессивному ребенку надо говорить о своем отрицательном отношении к его поступкам: «Мне не нравится, мне больно, когда ты меня бьешь! Давай договоримся: я тебя не бью, и ты меня не бьешь!» Дать отпор драчуну – это значит не позволить ему проявить агрессивные действия по отношению к себе: выставить вперед руку и, глядя прямо в глаза разбушевавшемуся ребенку, сказать: «Не подходи!»

В каждой семье, группе детского сада, школьном классе должно действовать «золотое правило»: «Я никого не бью, и меня никто не бьет!» Только тогда мир станет мягче и добрее!
Начнем с себя: «Я НИКОГО НЕ БЬЮ, И МЕНЯ НИКТО НЕ БЬЕТ!» Учить ли ребенка давать сдачу 



Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бить или не бить? Надо ли учить детей давать сдачу?
  • Учить детей давать сдачу?
  • Давать ли ребенку карманные деньги, и за что не надо платить
  • Учить ли ребенка давать сдачи?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Детские драки: учить давать сдачи или нет, и почему?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок дерется дома. Давать ли сдачу?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Чему нужно учить ребенка. Чему учить не обязательно. А что он и так умеет сам.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Мужчина говорит, что ненавидит меня и что я сама во всем виновата (ответ на вопрос)
  • Мне 37 лет, у меня нет мужа и детей. Что со мной не так?
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь