Территория боли: Давать не жалко, давать – больно! или " Тайна Голого короля".

Опыт обладает особой ценностью, но достигается эта ценность порой нелегко, особенно когда опыт связан с болью.

Опыт боли – это то, что отгораживает нас от нас самих, тех самых, желанных, настоящих, живых.

Территория боли  Давать не жалко давать  больно  или Тайна Голого короля

У каждого человека есть такой свой опыт, и затрагивает он определенную сферу, а иногда и не одну.

Чаще всего опыт боли - это история про взаимодействие с другими людьми.

«Он меня обидел!» или «Он меня ранил!» говорит тот, кто испытал боль, обращая свое послание другому лицу.

И очень редко можно услышать слова: «Я обижен(а)», «Я ранимый» и т. п.

В лучшем случае человек скажет «Мне больно!».

Так чаще говорят дети, но дальше как они распорядятся своим ощущением, во многом зависит от реакции родителей.

В такой ситуации, когда ребенок испытал боль, ему важно помочь ее осознать, задав вопросы о том, как болит и где и помочь ощущение пережить и встроить в свою картину мироощущения.

Узнать боль, значит понять ее причину!

На ровне с ответом на детское сакраментальное:  «Почему трава зеленая?» ребенку важно получить ответ на вопрос «Почему болит?».

Осмысление ответа на вопрос «Почему?» поможет прислушаться к себе, понять ощущение, рассказать о нем.

Почемучками называют маленьких детей от 3-х до 5 лет.

Действительно, вопрос «почему?» - детский вопрос, но это не умоляет его важности.

Взрослый спросит скорее «Зачем?» или «Для чего?» и это совсем иная логика вопроса (он возникнет позже).

Задаваясь вопросом «Для чего мне это?» человек в ходе поиска ответа обретает смысл. Вопросы «Для чего?» и «Зачем?» конструктивны и требуют анализа, размышления. Вопрос  же «Почему?» скорее обеспечивает констатацию факта.

Рассмотрим работу вопросов на примере истории про Голого короля.



В сказке о Голом короле ребенок как раз единственный и обнаруживает истину о том, что король гол, буквально озвучивая этот факт.

Вопрос звучит : «Почему король голый?»

Ответ: «Король голый, потому, что он думает, что одет».

Или

«Король голый, потому, что его обманули!»

Детский вопрос «Почему?» действительно ставит в тупик, но что важнее, он позволяет избежать ответа, отделавшись например, фразой «По кочану и кочерыжке!».

Вопросы же «Для чего?» и «Зачем?» призывают к ответственности., требуют объяснений.

Беда ребенка как раз в том, что он не может призвать родителя к ответственности, он слишком мал, чем и пользуются многие родители.

Если мы зададимся вопросом «Для чего (зачем) король голый?» то испытаем замешательство, и для ответа на вопрос потребуется довольно длинное разъяснение, возможно даже с комментариями.

Например, «король голый для того, чтобы произвести впечатление, ведь его обманули, и он уверен, что одет!».

Ну и какой взрослый будет сам себя перед ребенком разоблачать? В этом случае, он (этот взрослый) сам буквально разоблачиться, т. е. признает в себе Голого короля.

В каждом из нас есть Голый король и, наш Внутренний ребенок точно об этом знает!

 Но Родитель в нас очень ловко морочит Ребенку голову, скрывая очевидный факт.

Детей мало волнует логика, их познание, пока они малы, происходит через ощущения и последние не обманывают, т. к. малыши буквально сканирую среду.

Этот опыт, когда «я чувствую, но себе не верю» остается с нами на всю жизнь, мы не доверяем собственным чувствам, потому, что когда-то нас увели от них, перенаправив в сферу разума, буквально переформатировав.



А с ним, с разумом можно играть в игры бесконечно!

С малышом необходимо говорить не на языке разума, а на языке чувств, не искушая сознание, не торопя природу!

Обман для ребенка, такой же опыт боли, боли от соприкосновения с реальностью. И в этом опыте он не должен быть одинок, ему нужна поддержка. Ребенку нужно окрепнуть, а это обеспечивается стадийностью, постепенностью, но, увы, часто болезненный опыт обрушивается на маленького человека лавиною.

Постижение мира ребенком, приобретение опыта должно происходить в сопровождении взрослого. Но не всякий взрослый, ставший родителем, отличается той степенью зрелости, которая позволяет быть такой поддержкой ребенку.

Ребенок, столкнувшись с обманом один раз, продолжает сталкиваться с ним и дальше и чем дальше, тем меньше он верит себе, не замечая как вырастает…

В чем трудность такого «ребенка»?

В том, что он продолжает верить не себе, своим ощущениям, а тому, что ему транслирует окружение.

Если ребенок оказался запасливым и решил растянуть удовольствие, отложив про запас подаренные конфеты, а его брат или сестра распорядились сладким иначе, то что его ждет в случае если он позволит себе удовольствие насладиться вкусом конфет, которые он сохранил в отличие от брата или сестры?

Знакомая история? )

Этого ребенка, если вдруг свидетелем удовольствия окажется (особенно младший) второй ребенок, обвинят в жадности, а аргументом будет объяснение о том, что с младшими (братьями / сестрами) надо делиться, не смотря на…

Парадокс такого человека далее может выглядеть следующим образом. По природе он может быть не жаден и даже более щедр по сравнению с ближайшим окружением, но у него уже есть ощущение границ.

Каждый раз, когда он, не отбирая у других, не претендуя на большее, пытается провести границу «мое» / «не мое», его обвиняют в жадности!

Еще один пример, думаю, знакомый многим.

Ребенок подрастает, переходя из одного возрастного периода в другой, и закономерно он должен проститься с прежними игрушками и одеждой, НО поспешный родитель принимает решение за него, раздаривая его вещи и игрушки другим детям.

Так он получает, еще один опыт, еще одну боль!

Его границы нарушены!

И когда он пытается выразить эмоции по поводу утраты, он снова получает послание о том, что он жадный.

Внутри страдает щедрая душа, которой просто нужно время, чтобы перейти из одного состояния в другое.

В таких случаях можно предложить игру / ритуал прощания с игрушками и после, через некоторое время, он сам с удовольствием их подарит другим детям.

Но не торопить, не брать ответственность на себя, решая за ребенка, а дать ему возможность совершить переход.

Так многие родители, облегчая свою родительскую участь, испытывая страх перед тяжелыми для самого родителя эмоциями, лишают ребенка возможности научиться ответственности, отбирают у него дар дарить, не дают ему пережить расставание с любимой игрушкой, умершим животным, обрекая его застревать в прошлом.

Такому человеку сложно отпускать прошлое, людей, расставаться с собой былым, давать не требуя взамен не от жадности, а от опыта боли.

У него внутри формируется программа «Давать не жалко, давать больно!».

Больно, как раз потому, что не спросили, не дали время, не подготовили и обвинили в том, чего нет!

Дарение становиться невозможным или чрезмерным, т. к. границы нарушены. И любая попытка их отстоять сопровождается чувством вины и стыда за «жадность»!

Вот и получается, что эти чувства (стыд и вина) не имеют никакого отношения к реальности!

В чем тайна Голого короля?

В том, что он, хоть и король (читай «взрослый») сам наивен как ребенок и ради славы и лести закрывает глаза на реальность, которая как раз для ребенка с его развитыми органами чувств, доступна и очевидна!

Этот ребенок – «доЭдип», ребенок до познания «реальности», которую предлагает ему взрослый мир.

В чем же мудрость ребенка?

В том, что он постигает мир физический, такой как он есть, без иллюзий.

Если ему холодно, то это значит только то, что температура окружающей среды понизилась и ничего другого!


Опыт боли не единственный опыт! Есть и другие пути познания!
Будьте счастливы!


Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Опыт дискриминации. Что мы выносим из него и что он может дать?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Ребенок боится спать один, что делать? Вопрос - ответ
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что чувствую, о том и говорю, или Когда болит душа
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Для начинающих практику психологов. Если есть вопрос – что делать на первой консультации?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь