|
Территория боли: Давать не жалко, давать – больно! или " Тайна Голого короля".Автор статьи: Сердюк Алевтина Александровна
Опыт обладает особой ценностью, но достигается эта ценность порой нелегко, особенно когда опыт связан с болью. Опыт боли – это то, что отгораживает нас от нас самих, тех самых, желанных, настоящих, живых. У каждого человека есть такой свой опыт, и затрагивает он определенную сферу, а иногда и не одну. Чаще всего опыт боли - это история про взаимодействие с другими людьми. «Он меня обидел!» или «Он меня ранил!» говорит тот, кто испытал боль, обращая свое послание другому лицу. И очень редко можно услышать слова: «Я обижен(а)», «Я ранимый» и т. п. В лучшем случае человек скажет «Мне больно!». Так чаще говорят дети, но дальше как они распорядятся своим ощущением, во многом зависит от реакции родителей. В такой ситуации, когда ребенок испытал боль, ему важно помочь ее осознать, задав вопросы о том, как болит и где и помочь ощущение пережить и встроить в свою картину мироощущения. Узнать боль, значит понять ее причину! На ровне с ответом на детское сакраментальное: «Почему трава зеленая?» ребенку важно получить ответ на вопрос «Почему болит?». Осмысление ответа на вопрос «Почему?» поможет прислушаться к себе, понять ощущение, рассказать о нем. Почемучками называют маленьких детей от 3-х до 5 лет. Действительно, вопрос «почему?» - детский вопрос, но это не умоляет его важности. Взрослый спросит скорее «Зачем?» или «Для чего?» и это совсем иная логика вопроса (он возникнет позже). Задаваясь вопросом «Для чего мне это?» человек в ходе поиска ответа обретает смысл. Вопросы «Для чего?» и «Зачем?» конструктивны и требуют анализа, размышления. Вопрос же «Почему?» скорее обеспечивает констатацию факта. Рассмотрим работу вопросов на примере истории про Голого короля. В сказке о Голом короле ребенок как раз единственный и обнаруживает истину о том, что король гол, буквально озвучивая этот факт. Вопрос звучит : «Почему король голый?» Ответ: «Король голый, потому, что он думает, что одет». Или «Король голый, потому, что его обманули!» Детский вопрос «Почему?» действительно ставит в тупик, но что важнее, он позволяет избежать ответа, отделавшись например, фразой «По кочану и кочерыжке!». Вопросы же «Для чего?» и «Зачем?» призывают к ответственности., требуют объяснений. Беда ребенка как раз в том, что он не может призвать родителя к ответственности, он слишком мал, чем и пользуются многие родители. Если мы зададимся вопросом «Для чего (зачем) король голый?» то испытаем замешательство, и для ответа на вопрос потребуется довольно длинное разъяснение, возможно даже с комментариями. Например, «король голый для того, чтобы произвести впечатление, ведь его обманули, и он уверен, что одет!». Ну и какой взрослый будет сам себя перед ребенком разоблачать? В этом случае, он (этот взрослый) сам буквально разоблачиться, т. е. признает в себе Голого короля. В каждом из нас есть Голый король и, наш Внутренний ребенок точно об этом знает! Но Родитель в нас очень ловко морочит Ребенку голову, скрывая очевидный факт. Детей мало волнует логика, их познание, пока они малы, происходит через ощущения и последние не обманывают, т. к. малыши буквально сканирую среду. Этот опыт, когда «я чувствую, но себе не верю» остается с нами на всю жизнь, мы не доверяем собственным чувствам, потому, что когда-то нас увели от них, перенаправив в сферу разума, буквально переформатировав. А с ним, с разумом можно играть в игры бесконечно! С малышом необходимо говорить не на языке разума, а на языке чувств, не искушая сознание, не торопя природу! Обман для ребенка, такой же опыт боли, боли от соприкосновения с реальностью. И в этом опыте он не должен быть одинок, ему нужна поддержка. Ребенку нужно окрепнуть, а это обеспечивается стадийностью, постепенностью, но, увы, часто болезненный опыт обрушивается на маленького человека лавиною. Постижение мира ребенком, приобретение опыта должно происходить в сопровождении взрослого. Но не всякий взрослый, ставший родителем, отличается той степенью зрелости, которая позволяет быть такой поддержкой ребенку. Ребенок, столкнувшись с обманом один раз, продолжает сталкиваться с ним и дальше и чем дальше, тем меньше он верит себе, не замечая как вырастает… В чем трудность такого «ребенка»? В том, что он продолжает верить не себе, своим ощущениям, а тому, что ему транслирует окружение. Если ребенок оказался запасливым и решил растянуть удовольствие, отложив про запас подаренные конфеты, а его брат или сестра распорядились сладким иначе, то что его ждет в случае если он позволит себе удовольствие насладиться вкусом конфет, которые он сохранил в отличие от брата или сестры? Знакомая история? ) Этого ребенка, если вдруг свидетелем удовольствия окажется (особенно младший) второй ребенок, обвинят в жадности, а аргументом будет объяснение о том, что с младшими (братьями / сестрами) надо делиться, не смотря на… Парадокс такого человека далее может выглядеть следующим образом. По природе он может быть не жаден и даже более щедр по сравнению с ближайшим окружением, но у него уже есть ощущение границ. Каждый раз, когда он, не отбирая у других, не претендуя на большее, пытается провести границу «мое» / «не мое», его обвиняют в жадности! Еще один пример, думаю, знакомый многим. Ребенок подрастает, переходя из одного возрастного периода в другой, и закономерно он должен проститься с прежними игрушками и одеждой, НО поспешный родитель принимает решение за него, раздаривая его вещи и игрушки другим детям. Так он получает, еще один опыт, еще одну боль! Его границы нарушены! И когда он пытается выразить эмоции по поводу утраты, он снова получает послание о том, что он жадный. Внутри страдает щедрая душа, которой просто нужно время, чтобы перейти из одного состояния в другое. В таких случаях можно предложить игру / ритуал прощания с игрушками и после, через некоторое время, он сам с удовольствием их подарит другим детям. Но не торопить, не брать ответственность на себя, решая за ребенка, а дать ему возможность совершить переход. Так многие родители, облегчая свою родительскую участь, испытывая страх перед тяжелыми для самого родителя эмоциями, лишают ребенка возможности научиться ответственности, отбирают у него дар дарить, не дают ему пережить расставание с любимой игрушкой, умершим животным, обрекая его застревать в прошлом. Такому человеку сложно отпускать прошлое, людей, расставаться с собой былым, давать не требуя взамен не от жадности, а от опыта боли. У него внутри формируется программа «Давать не жалко, давать больно!». Больно, как раз потому, что не спросили, не дали время, не подготовили и обвинили в том, чего нет! Дарение становиться невозможным или чрезмерным, т. к. границы нарушены. И любая попытка их отстоять сопровождается чувством вины и стыда за «жадность»! Вот и получается, что эти чувства (стыд и вина) не имеют никакого отношения к реальности! В чем тайна Голого короля? В том, что он, хоть и король (читай «взрослый») сам наивен как ребенок и ради славы и лести закрывает глаза на реальность, которая как раз для ребенка с его развитыми органами чувств, доступна и очевидна! Этот ребенок – «доЭдип», ребенок до познания «реальности», которую предлагает ему взрослый мир. В чем же мудрость ребенка? В том, что он постигает мир физический, такой как он есть, без иллюзий. Если ему холодно, то это значит только то, что температура окружающей среды понизилась и ничего другого! Опыт боли не единственный опыт! Есть и другие пути познания! Будьте счастливы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|