Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия

У ребенка есть проблемы, есть сложности, есть поведение, которое нужно исправить. Но разве это проблемы только его?

У очень многих родителей при этом вопросе возникает мысль только об одном. Что их опять обвиняют, что они опять виноваты. 

Действительно, когда заводиться разговор о семейной терапии очень многие думают, что речь идёт о том, что в проблемах ребенка виноваты родители поэтому и нужно лечить именно их. Но это не так.

В первую очередь семейная терапия рекомендуется потому что семья это очень тесно связанные между собой люди, люди, у которых очень многое, а иногда и всё делиться, разделяется между собой. Не то что семья — это один человек, нет, конечно. Но всё же близкие люди в чём-то всегда так сильно переплетены, что разделять этих людей у психолога, только иногда правильно.

Давайте посмотрим на реальную жизнь. Мы говорим о ребенке с нарушением развития. У этого ребенка не просто есть проблемы, а он действительно немного или очень сильно не такой как все. Родители это видят каждый день. И совсем не переживать за это не могут, даже, если им все специалисты сказали, что в будущем всё будет нормально. Но если такого не говорят, если вопросов очень много, а будущее совершенно непонятно — то тогда особенно. Родители переживают, грустят, депрессируют, очень устают — потому что такой ребенок часто требует больше ухода, сил, и времени. Это происходит каждый день, годы. И одно это уже достаточная причина для обращения за помощью к психологу.

Но это не всё. Тяжёлые состояние родителей меняет не только их самих, но их отношение к миру, к другим людям, к детям и к себе. Ведь, каждый родитель иногда срывается на ребенка. (И это нормально даже для идеальной семьи). Но когда постоянно очень устаешь, а на очень важные вопросы не можешь найти ответы, то срываться начинаешь чаще, а ругать себя за это больше. Нет сил уделить ребенку внимание столько сколько хочется. Нет сил на радости жизни. Которые очень нужны и самому человеку и ребенку. Ведь, развитие возможно только, если есть возможность стремиться к чему-то хорошему.

И всё это может привести к протесту у ребенка. Он начнет капризничать и требовать к себе внимание совершенно непомерно. Стать грубым и агрессивным. А может просто быть не внимательным, не усидчивым и совершенно не стремиться ни к каким знаниям. Кстати, это частая ситуация и педагоги почти всегда скажут — возраст, теперь так и будет, смиритесь!

И главное, обстановка в семье будет очень напряженная. И не потому что кто-то виноват, а потому что напряжение будет у каждого члена семьи. У ребенка, потому что все его сложности в первую очередь усложняют именно его жизнь. Эмоциональная неустойчивость очень тяжела для близких ребенка, но самого ребенка она истощает и постепенно рождает чувство вины и неуверенности в себе. Заметные внешние отличая ребенка заставляют его жить в ситуации, когда он постоянно должен находить оправдание своей особенности, что также приводи к неуверенности в себе, а это может привести в обратном порядке к эмоциональной неустойчивости, агрессивности, просто тяжелым переживаниям ребенка. И так далее. И все это будет горько, грустно для родителей. Раздражать, вызывать непонимание и возмущение (что совсем не всегда ненормально).

Именно поэтому терапия и нужна всем членам семьи. И терапия это не поиск виноватых. Это скорее поиск ресурсов, в самой семьи.

Например, это нахождение уже ненужных и очень мешающих привычек, когда что-то негативное было, но давно прошло, и ребенок уже давно может жить без этого и не заставлять жить так всю семью, но каким-то образом он, и все за ним, застряли на этом этапе.

Это исправление каких-то негативных, даже патологических, стереотипов взаимодействия, которые появились, когда родился ребенок, в тот период, когда семье было особенно тяжело.

Воспитывая ребенка с нарушениями развития некоторое время, очень трудно становиться различить, где в его поведение последствие его нарушения, а где просто обыкновенное поведение совершенно нормального ребенка. Не очень хорошее поведение, но совершенно нормальное. Да, и иногда всей семье нужно понимание и сопереживание, но только именно всей, а не каким-то отдельным привилегированным её членам.

Вместо заключения.

Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее актив­но противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные по­следствия. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, инте­грирующее воздействие; в других, на­против, ослабляют семью, ведут к на­растанию ее противоречий.
Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясня­ется по-разному. Ссылаются на опре­деленный механизм, обеспечиваю­щий успешное противодействие нару­шению. Чаще всего говорится о меха­низме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опозна­вать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные груп­пы особенностей семьи, в силу кото­рых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гиб­кость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «рас­плывчатая») степень четкости в фор­мулировке ролевых ожиданий, спло­ченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире.
И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действи­тельно, способность семьи противо­стоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проб­лемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические иссле­дования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проб­лем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учи­тывается то обстоятельство, что про­блемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Реше­ние их определяется не только интел­лектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы — это определен­ное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребле­ния, взятие на себя большей нагруз­ки, большее напряжение воли, улуч­шение взаимопонимания и т.д. Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проб­лемы, а охватывают самые различ­ные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система.
Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтологичность. Верно, что гибкость, «от­крытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым труд­ным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавлива­ется путем выяснения того, сколь гиб­ко, «открыто» и т.д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностя­ми. Получается замкнутый круг: по­чему семья хорошо справляется с не­благоприятными условиями? Пото­му, что ей присущи гибкость, «от­крытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям.
В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под ла­тентным нарушением мы будем пони­мать такое, которое в обычных, нор­мальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного нега­тивного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в труд­ные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособ­ность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и не­обычных условиях члены семьи обща­ются, испытывая друг к другу опреде­ленные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т.д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказы­ваются вполне допустимыми опреде­ленные нарушения во всех этих сфе­рах. Не слишком значительные нару­шения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пони­женная способность членов семьи ре­гулировать уровень своих требований друг к другу, в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело — условия трудные. Той степени взаимопонима­ния, взаимной привязанности, кото­рая существовала в семье в благо­приятных условиях, теперь уже ока­зывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей на трудности. В семьях, где латент­ных нарушений нет или они мини­мальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция раз­ных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих ус­ловиях начинают функционировать лучше, а имеющие их— хуже.
Представление о латентных нару­шениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосто­ронне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные усло­вия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они преж­де всего выявляют латентные нару­шения ее жизнедеятельности, «обна­жают» ее «слабые места», а эти на­рушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.

Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, «Семейная психотерапия». Ленинград, «Медицина», 1990 г.

 

 



Просмотров: 803
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Проблемы семьи при разводе и сложности структуры семьи.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Об особенностях семьи расскажет…поведение ребенка!
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Создание семьи. Проблемы создания семьи
  • Когда в семье психическое заболевание. Рекомендации членам семьи.
  • Роль семьи в жизни ребенка
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Очень простые ответы на очень сложные вопросы
  • Особенности психологического консультирования семьи, воспитывающей ребенка с СДВГ
  • Важное событие в жизни семьи - как подготовить ребенка?
  • Почему рождение ребенка стало катастрофой для семьи?
  • Влияние семьи на невротизацию ребенка
  • Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи
  • Психологическое сопровождение семьи аутичного ребенка
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Прочти это, когда будет очень плохо...
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Влияние семьи на адаптацию ребенка к детскому саду
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Эволюция семьи: от патриархальной семьи к гражданскому браку
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь