|
Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапияАвтор статьи: Ноздрунова Елена Николаевна
У ребенка есть проблемы, есть сложности, есть поведение, которое нужно исправить. Но разве это проблемы только его? У очень многих родителей при этом вопросе возникает мысль только об одном. Что их опять обвиняют, что они опять виноваты. Действительно, когда заводиться разговор о семейной терапии очень многие думают, что речь идёт о том, что в проблемах ребенка виноваты родители поэтому и нужно лечить именно их. Но это не так. В первую очередь семейная терапия рекомендуется потому что семья это очень тесно связанные между собой люди, люди, у которых очень многое, а иногда и всё делиться, разделяется между собой. Не то что семья — это один человек, нет, конечно. Но всё же близкие люди в чём-то всегда так сильно переплетены, что разделять этих людей у психолога, только иногда правильно. Давайте посмотрим на реальную жизнь. Мы говорим о ребенке с нарушением развития. У этого ребенка не просто есть проблемы, а он действительно немного или очень сильно не такой как все. Родители это видят каждый день. И совсем не переживать за это не могут, даже, если им все специалисты сказали, что в будущем всё будет нормально. Но если такого не говорят, если вопросов очень много, а будущее совершенно непонятно — то тогда особенно. Родители переживают, грустят, депрессируют, очень устают — потому что такой ребенок часто требует больше ухода, сил, и времени. Это происходит каждый день, годы. И одно это уже достаточная причина для обращения за помощью к психологу. Но это не всё. Тяжёлые состояние родителей меняет не только их самих, но их отношение к миру, к другим людям, к детям и к себе. Ведь, каждый родитель иногда срывается на ребенка. (И это нормально даже для идеальной семьи). Но когда постоянно очень устаешь, а на очень важные вопросы не можешь найти ответы, то срываться начинаешь чаще, а ругать себя за это больше. Нет сил уделить ребенку внимание столько сколько хочется. Нет сил на радости жизни. Которые очень нужны и самому человеку и ребенку. Ведь, развитие возможно только, если есть возможность стремиться к чему-то хорошему. И всё это может привести к протесту у ребенка. Он начнет капризничать и требовать к себе внимание совершенно непомерно. Стать грубым и агрессивным. А может просто быть не внимательным, не усидчивым и совершенно не стремиться ни к каким знаниям. Кстати, это частая ситуация и педагоги почти всегда скажут — возраст, теперь так и будет, смиритесь! И главное, обстановка в семье будет очень напряженная. И не потому что кто-то виноват, а потому что напряжение будет у каждого члена семьи. У ребенка, потому что все его сложности в первую очередь усложняют именно его жизнь. Эмоциональная неустойчивость очень тяжела для близких ребенка, но самого ребенка она истощает и постепенно рождает чувство вины и неуверенности в себе. Заметные внешние отличая ребенка заставляют его жить в ситуации, когда он постоянно должен находить оправдание своей особенности, что также приводи к неуверенности в себе, а это может привести в обратном порядке к эмоциональной неустойчивости, агрессивности, просто тяжелым переживаниям ребенка. И так далее. И все это будет горько, грустно для родителей. Раздражать, вызывать непонимание и возмущение (что совсем не всегда ненормально). Именно поэтому терапия и нужна всем членам семьи. И терапия это не поиск виноватых. Это скорее поиск ресурсов, в самой семьи. Например, это нахождение уже ненужных и очень мешающих привычек, когда что-то негативное было, но давно прошло, и ребенок уже давно может жить без этого и не заставлять жить так всю семью, но каким-то образом он, и все за ним, застряли на этом этапе. Это исправление каких-то негативных, даже патологических, стереотипов взаимодействия, которые появились, когда родился ребенок, в тот период, когда семье было особенно тяжело. Воспитывая ребенка с нарушениями развития некоторое время, очень трудно становиться различить, где в его поведение последствие его нарушения, а где просто обыкновенное поведение совершенно нормального ребенка. Не очень хорошее поведение, но совершенно нормальное. Да, и иногда всей семье нужно понимание и сопереживание, но только именно всей, а не каким-то отдельным привилегированным её членам. Вместо заключения. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить неблагопрятные последствия. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию ее противоречий. Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Ссылаются на определенный механизм, обеспечивающий успешное противодействие нарушению. Чаще всего говорится о механизме «решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Выделяют также определенные группы особенностей семьи, в силу которых она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей указываются гибкость взаимоотношений, средняя (не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая») степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность, «открытость» в восприятии окружающего мира, т. е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации об этом мире. И тот, и другой подходы имеют определенные недостатки. Действительно, способность семьи противостоять трудностям и нарушениям в немалой степени зависит от умения ее членов осознавать и решать проблемы, которые обусловлены этой трудностью. Психологические исследования и психотерапевтический опыт подтвердили, что повышение способности семьи к решению проблем, с которыми она сталкивается, подготовка к ним повышают стрессоустойчивость семьи. В то же время при таком подходе недостаточно учитывается то обстоятельство, что проблемы, с которыми сталкивается семья, имеют особый характер. Решение их определяется не только интеллектуальным принятием какого-то варианта действий. Нередко решение семейной проблемы — это определенное самоограничение каждого из ее членов, уменьшение уровня потребления, взятие на себя большей нагрузки, большее напряжение воли, улучшение взаимопонимания и т.д. Эти процессы относятся уже не к одному семейному механизму решения проблемы, а охватывают самые различные стороны ее жизнедеятельности. Семья реагирует на трудность как целое, как единая система. Что касается второго подхода, то его отличает определенная тавтологичность. Верно, что гибкость, «открытость» и другие перечисленные выше характеристики содействуют приспособлению семьи к новым трудным условиям, преодолению их. Беда лишь в том, что само наличие у семьи этих качеств нередко устанавливается путем выяснения того, сколь гибко, «открыто» и т.д. ведет себя семья, столкнувшись с разными трудностями. Получается замкнутый круг: почему семья хорошо справляется с неблагоприятными условиями? Потому, что ей присущи гибкость, «открытость». Откуда мы знаем, что ей присущи эти черты? Из наблюдений над тем, как она приспосабливается к трудным условиям. В центре подхода, предлагаемого нами, понятие латентного нарушения функционирования семьи. Под латентным нарушением мы будем понимать такое, которое в обычных, нормальных условиях не оказывает сколько-нибудь значительного негативного воздействия на ее жизнь. Однако при попадании семьи в трудные условия именно оно играет значительную роль, определяя неспособность семьи противостоять таким условиям. Как в обычных, так и необычных условиях члены семьи общаются, испытывая друг к другу определенные чувства, распределяют между собой права и обязанности и т.д. Но в обычных (благоприятных, а тем более «тепличных») условиях оказываются вполне допустимыми определенные нарушения во всех этих сферах. Не слишком значительные нарушения взаимопонимания, умеренно выраженные конфликтность, пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований друг к другу, в этих условиях могут не оказывать весомого влияния на жизнь семьи. Иное дело — условия трудные. Той степени взаимопонимания, взаимной привязанности, которая существовала в семье в благоприятных условиях, теперь уже оказывается недостаточно. Вот здесь-то и возникает разница в реакции семей на трудности. В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказываются возможными мобилизация семьи, усиление ее сплочения, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Именно так и возникает описанная выше столь различная реакция разных семей на трудные условия. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их— хуже. Представление о латентных нарушениях, по нашему мнению, дает возможность более точно и многосторонне понять взаимодействие между семьей и самыми различными трудностями, которым она противостоит. В соответствии с этим трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семья. Они прежде всего выявляют латентные нарушения ее жизнедеятельности, «обнажают» ее «слабые места», а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности. Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, «Семейная психотерапия». Ленинград, «Медицина», 1990 г.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|