|
Влияние семьи на невротизацию ребенкаАвтор статьи: Наталия Дюма
Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног Совладать с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье! короткий миг, Быть счастливыми поспешите. Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, Вы на свете счастливей всех, Берегите ж, пожалуйста, детство
Родители, не воспитывайте своих детей! Они все равно будут похожи на вас! Поэтому, если вас с не устраивают ваши отношения с детьми, меняйте себя, меняйте отношения в вашей семье между взрослыми, только тогда изменится то, что вы будете эмоционально или в виде опыта и навыков взаимоотношений передавать вашим любимым детям. При этом именно ЛЮБОВЬ является обязательным и ключевым моментом во взаимоотношениях. (Не путать с тем, что вы желаете воспитать ребенка хорошим человеком, умным, ученым и т.п. Главное дать ребенку возможность почувствовать себя СЧАСТЛИВЫМ). Задумайтесь об этимологии слова ВОСПИТАНИЕ – Вос Питание – восполнение питания. Это то, что могут дать только родители. С момента появления на свет маленького человечка, все взрослые люди «знают», что ему надо, как для него правильно. Всю жизнь в разных заведениях и в социальном общении его будут учить, что для него «хорошо» и «правильно». И только его родители могут просто любить его; любить таким, какой он есть – ничего от него не хотеть, не исправлять его, ни поправлять, а просто ЛЮБИТЬ ЕГО и тем самым учить любви к себе, а следовательно и к миру и к другим людям. И главное, через любовь к нему, родители учат его любить и принимать себя, чувствать себя уверенно, нужным и значимым в мире, что несомненно приведет его ощущению себя СЧАСТЛИВЫМ. Вот цель ВОСПИТАНИЯ. Если проанализировать, систематизировать и обобщить теорию и практику психотерапевтической работы с детьми, можно подъитожить все сказанное, и сделать один очень простой, а главное, полезный для практического использования вывод. Ведь если разобраться – проанализировать, то есть разложить по полочкам, то, что происходит в ваших взаимоотношениях с детьми, понять причину происходящего, тогда можно взять под контроль любые свои деструктивные (не желательные для себя и близких) эмоции свои и понять причину подобных эмоций своих близких. Ведь, если мы что-то понимает, то значит, контролируем это! В этом случае, любые ошибки воспитания легко исправить и любые переживания успокаиваются и находят свое конструктивное место. И чудесным образом в семье налаживаются отношения между всеми ее членами. И приходит осознание ощущения счастливой семейной жизни и радости родительства! Причины, способствующие формирования невротизации (истеричности, возникновения неврозов, страхов, перетекающих в фобии, тревоги и т.п.) у ребенка: 1. Слишком много ограничений. НА одно «Нельзя», должно быть три «Можно» - соотношение нельзя/можно = 1/3; 2. Несоответствие требований значимых (воспитывающих) взрослых. (Не согласованность требований к ребенку со стороны членов семьи) – альтернирующее воспитание; 3. Повышенные требования к ребенку; 4. Нарушение последовательных требований к ребенку (должно быть - если сегодня – нельзя, то и завтра, и послезавтра – нельзя); 5. Нарушена системность воспитания (воспитание должно быть упорядочено. Вос-питание – от слов – «восполнение» «питания» (энергией любви); 6. Жесткое доминирование одного из супругов – родителей с ребенком; 7. Коммуникативный барьер между отцом и ребенком (при наличии отца в доме), а также ограничение влияния отца в процессе воспитания (если в семье нет отца вообще – строится совсем другая система отношений, другой стиль отношений); 8. Конфликтность семейных отношений – нарушение межличностных отношений между родителями Можно выделить всего лишь ЧЕТВЫРЕ причины «плохого» - не устраивающего родителей поведения детей: ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО 1. Желание привлечь внимание. (Мало внимания. Хочет обратить на себя внимание); 2. Стремление контролировать. (Власть над ситуацией, взрослым, сверстниками); 3. Месть; 4. Страх неудачи. (Боится, что у кого-то лучше, что его не любят и т.п.) Определив, по какой именно, из этих четырех причин ваш ребенок ведет себя уделить больше внимания или поддержать его в чем-то и ребенок вновь обретет радость и спокойствие. И в заключение приведу несколько правил, КАК ПРАВИЛЬНО РУГАТЬ ДЕТЕЙ, чтобы не травмировать психику и не обесценивать личность ребенка. 1. Критикуйте не человека в целом (не личность), а его конкретные действия; 2. Говорите о своих чувствах по поводу того, что вам не нравится; 3. Покажите уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться, дайте кредит доверия; 4. Избегайте слов и интонаций, которые могут обидеть человека; 5. Не приказывайте, а предлагай человеку выбор. 1. Золотая пропорция воспитания. Человеку трудно согласиться с критикой в собственный адрес, если у него нет твердой уверенности в том, что он "в целом хороший", что он нужен и важен для близких людей, то есть если у человека не удовлетворены базовые психологические потребности: в безопасности, обеспеченности и стабильности, любви, чувстве принадлежности, в самоуважении и уважении другими. Удовлетворение этих потребностей так же важно для психики ребенка, как витамины - для его организма. Знаки одобрения являются одним из средств выполнения этой серьезной задачи. Этими знаками могут быть ласковый взгляд, нежное прикосновение, внимательное выслушивание и, конечно, словесная похвала. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку. Это "пропорция 4 : 1": четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. В этом случае информация, заложенная в критическом высказывании, вполне возможно, будет воспринята ребенком и использована им в своем развитии. 2. Разделение критики и чувств. Разделите критику и выражение собственных чувств. Полезная критика всегда спокойна. Если вы испытываете раздражение, обиду, злость, страх, тревогу, вам не удастся скрыть свои чувства, они обязательно прорвутся в самый неподходящий момент. Поэтому в периоды "бури" от критики лучше отказаться и оставить ее до лучших, "более спокойных" времен. 3. Спокойно расскажи о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится. 4. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной для ребенка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку. Любовь и уважение можно передать мягкой интонацией, добрым, внимательным взглядом, ласковыми словами: "Доченька, послушай...", "Сынок, хочу тебе сказать...". Избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека. 5. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности. 6. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают. 7. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. Сделайте эмоциональный акцент на втором. 8. Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения. Если вы скажете ребенку: "Делай так, потому что я так сказал", то это будет приказом, а не объяснением. Малыш не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они принесут. Не приказывай, а предлагай человеку выбор. 9. Кредит доверия Покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться. 10. Критика с тренировкой. Завершите вашу критику тренировкой желательного поведения. Например, после вашего замечания по поводу брошенной одежды и объяснения, как и зачем она прибирается, вы предлагаете ребенку представить, что он пришел после прогулки и переодевается. Пусть, играя, ребенок приберет одежду нужным образом. Завершение тренировки - самый подходящий момент для родительской похвалы. Такое дополнение критики поможет освоить ребенку новое, более приемлемое поведение. Между тем, что человек знает, и тем, что человек умеет, - огромная разница. Любое знание требует практики и тренировки. Вы можете подробно рассказывать сынишке, как надо кататься на велосипеде, но это не означает, что он освоит навык с первой попытки. Детям не всегда хочется упражняться. Поэтому не забывайте подбадривать малышей. Превратите тренировку в забавную игру. Детям нравится придумывать разные ситуации и исполнять в них разные роли. Они любят использовать свои любимые игрушки для проигрывания придуманных историй. Так, плюшевый мишка может учиться вести себя в стоматологическом кабинете, а кукла Барби тренируется не просить шоколадку в магазине. Любви и терпенья Вам!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|