"Чистые штанишки". Как мы учим детей любить вещи и не любить себя

Часто приходилось видеть такую картину: мама / папа / бабушка / дедушка на прогулке с ребёнком. У детёныша целый интересный неисследованный мир: животные, деревья, кучи песка, лужи, трава. Каждую лужу хочется измерить на глубину, попрыгать в куче песка, налепить куличи, поваляться на траве в поисках непонятных жучков-паучков.
И вот счастливый ребёнок несётся к луже (в специально для этого предназначенных резиновых сапогах) или в песочницу в предвкушении самых больших открытий, как вдруг сзади грозный голос взрослого: "Не лезь в лужу! Штаны испачкаешь!", "Не ползай по траве! Футболка зелёная будет!", "Не скатывайся с горки, она пыльная!", "Не брызгайся водой! Платьице промочишь!" и так далее...

Со стороны это выглядит так: "Мы вышли с тобой гулять и веселиться, так что спокойно иди рядом со мной и никуда не влазь."

О чём заботится взрослый, вполне понятно: он устаёт на работе, от домашних дел, и лишний раз стирать детские вещи абсолютно не хочется. Взрослому кажется, что таким образом он приучает ребёнка ценить чужой труд, быть аккуратным и чистоплотным.
Но что слышит, а самое главное, что чувствует ребёнок, когда слышит подобные слова?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам самим представить, а если получится, то и вспомнить себя на месте этого ребёнка.

Представьте - вы сидите дома, играете с конструктором, который за сегодня уже успел намозолить глаза. И вот наконец-то этот долгожданный момент, в комнату заходит мама и говорит:"Пора идти гулять, собирайся!". Вы подскакиваете, быстро (или не очень) одеваетесь. Вы долго ждали того момента, когда наконец-то можно будет пойти гулять, бежите к входной двери, снося маму с ног, открываете её, с нетерпением ждёте, пока мама закроет дверь и вы наконец-то выйдете на улицу.

И вот он, долгожданный огромный интересный мир. Вы несётесь со всех ног на детскую площадку к друзьям, которые копошатся в муравейнике, чтобы присоединиться к этому увлекательному действу...Как вдруг сзади голос мамы:"Не вставай на колени! Штаны грязные будут!.....А ну не лезь туда, там же пыльно!".

- Что вы почувствуете в этот момент?
- Что вы услышите в словах мамы (какой для вас в них будет смысл)?
- Каковы будут ваши действия?
(Можно поделиться в комментариях)

После того, как я представил эту ситуацию, моё лицо "скисло" в течении 10 секунд. Вначале были попытки противостоять, проигнорировать, но...

В этом "противостоянии" я вижу два основных варианта развития событий:

1) Ребёнок, подогреваемый неподдельным интересом к муравейнику, после каждого окрика родителя будет вновь и вновь становиться на четвереньки, лезть туда, где пыльно и делать всё то, что взрослый сейчас пытается запретить...И родитель в конце концов вздохнёт, махнёт на это рукой и пробормочет про себя:"вот непоседа".

2) Ребёнок, услышав окрик взрослого, подскочит и просто впадёт в ступор. Ему очень интересно продолжить копание во всех пыльных местах вместе с друзьями, но значимый взрослый говорит, что этого делать ни в коем случае нельзя, зачастую добавляя:"Я ведь это буду стирать, а не ты! Зачем оно мне надо!". И ребёнок оказывается в поистине жуткой ситуации - ему приходится делать выбор между собой, своими интересами и родителем, значимым взрослым. И нередко этот выбор делается в пользу родителя.

С первым вариантом вся понятно: ребёнок счастлив, родитель продолжает ежедневно стирать штанишки, безгранично любя своего непоседу.

Во втором случае безоговорочную "победу" одерживает взрослый. Посылом "Я не буду стирать за тобой штаны каждый день!" он делает выбор в свою пользу. Ребёнок, слыша этот посыл, тоже делает выбор в пользу взрослого (а если этот выбор делается не сразу, то ребёнок ещё и получает по шапке за непослушание). И у детёныша закрепляется простая установка: хочешь быть хорошим, откажись от себя и ходи в чистых штанишках. А эти "чистые штанишки" по мере взросления трансформируются в базовые установки взаимодействия с миром и отношения к себе.
______________________________

"Чистые штанишки" взрослого человека.

Многие авторы, мыслители и учителя отмечают "материализацию" современного мира. Мы боимся разбить свой дорогущий смартфон, а на человека с "бронированной" кнопочной нокией 2000 года выпуска смотрим как-то с презрением; мы заключаем брачные контракты и называем молодую семью младшего научного сотрудника и воспитательницы неудачниками и нищебродами. Мы тратим огромные деньги на новомодную одежду, украшения, мебель, прочие аксессуары.
И всё это мы делаем только для того, чтобы была гарантия "чистых штанишек"; чтобы произвести впечатление, и в первую очередь на самого себя, потому что "хочешь быть хорошим, ходи в чистых штанишках".

А что остаётся делать тому маленькому ребёнку во взрослой жизни? Он ведь усвоил один большой урок: "Я неважен. Другие важнее меня. Вещи важнее меня. Я и есть вещи. Я и есть другие." И всю жизнь этот повзрослевший ребёнок гонится за "собой", хвастаясь очередной дорогой, сверхновой и мегамодной покупкой...и принимая вызов, когда кто-то хвастается покупкой подороже, помоднее и поновее...изо всех сил пытаясь заполнить материальным, внешним, непонятную, едва ощутимую, но неизменно разрастающуюся внутреннюю пустоту.
______________________________

Чего мы хотим нашим детям? Радости познания, исследования, чувствования или бесконечной гонки за модным, новым и дорогим?

Перефразируя слова Нила Деграсса Тайсона, астрофизика и популяризатора науки:"Дети по своей природе исследователи. Главная проблема - взрослые. В их руках ресурсы, право голоса и великая власть воспитания."
______________________________

И буквально сегодня, периодически размышляя на тему данной заметки, я столкнулся с примером, которому можно и нужно подражать. Мама и сын лет 6. Сын полез на детский домик на площадке, обнимая его всем своим телом. И дальше состоялся следующий диалог:
М (довольно строго но спокойно): Ты вымазал футболку.
С: Да, мам.
М: Чья это футболка?
С: Моя.
М: Но стираю её я.
С (немного подумав): Мам! А давай я её буду стирать!
М: Хорошо, договорились.

Дайте своему чаду посильный труд, ответственность за что-то, что принадлежит ему, следите за выполнением и помогайте в трудных и непонятных моментах. И тогда ребёнок не только научится уважать свой и чужой труд, но и увидит, что его "чистые штанишки" принадлежат ему и зависят лишь от него.



Просмотров: 424
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Практика "Семейный миф" для клиентов. И немного про "Внутреннего взрослого Родителя"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Предательство | "Удар в спину" или "Моральный выбор ни в нашу пользу"?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "Я буду любить тебя вечно!" или почему так трудно забыть "бывшего"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь