Нарушения полоролевой идентификации детей в семье как фактор дисгармонии будущей семьи

Успешность будущей семьи закладывается в раннем детстве будущих супругов и родителей. Вырастая, они не изобретают новые способы взаимодействия, а реализуют усвоенные еще в детстве в процессе идентификации образцы поведения.

Процесс идентификации очень важен для ребенка, так как он определяет в дальнейшем успешность или неуспешность выполнения роли супруга и родителя своих детей. Ребенок считывает образец: каким образом поступать, как реагировать в различных ситуациях. Процесс идентификации с родителем своего пола начинается в 4 – 4, 5 года. Ребенок стремится подражать поведению, поступкам, манерам, способам деятельности родителя. Завершается процесс идентификации в подростковом возрасте.

Успешность процесса идентификации определяется рядом факторов, один из важнейших - насколько гармоничны отношения между супругами. Это очень важно для построения благополучных отношений с партнером в будущем браке. Этот процесс является гарантом будущего счастливого человека.

Если процесс идентификации нарушается, то это оказывает значительное негативное влияние на развитие личности ребенка, и в дальнейшем проявляется в различных нарушениях отношений с будущим супругом и детьми.

То запечатление, которое происходит у ребенка в процессе идентификации очень устойчиво. Переломить, например, отношение женщины к мужчине как ненадежному, неосновательному очень трудно. Поэтому трудно сориентировать выросших детей из неблагополучных семей (не только внешне, но и внутренне) на создание большой, многодетной семьи: у них не только нет положительного образца отношений, но сформирован четкий отрицательный образ, установка на отстаивание своих интересов.  

Безусловно, работа по укреплению института семьи, по ориентации молодежи на создание многодетной семьи должна учитывать факторы, нарушающие еще в детстве процесс полоролевой идентификации: неполная семья, инверсия ролей в семье, нарушение отношений между супругами, несоответствие ребенка ожиданиям родителей.

Неполная семья в любом случае приводит к нарушению процесса идентификации. Ребенок в такой семье не видит обыденных отношений между мужчиной и женщиной и, соответственно, не формирует некоторые особенности своего поведения. Причем мальчик в такой семье оказывается в максимально невыгодной позиции. У девочки есть хотя бы образец родителя своего пола, а мальчик не будет знать, как в целом ряде ситуаций поступают мужчины, как он должен вести себя, какую роль и функции выполнять в будущем в качестве мужа, отца. Женщина, мать может везти на себе двойной груз заботы о семье, но ни в одной ситуации не будет реагировать как мужчина. Реакции женщины более эмоциональны, тревожны. Хотя ситуация может быть разрешена, но для ребенка важно каким образом, для развития его личности важен тип реагирования. Ведь именно тип реагирования усваивает ребенок и проявляет в отношениях со сверстниками. И те считывают: что можно ожидать от этого человека, что можно а чего нельзя позволить себе в отношениях с ним. Это чувствуется без осмысления, без рациональных подходов.

Если мать одна воспитывает дочь, то ребенок усваивает только образец детско-родительских отношений, и в будущем может быть прекрасной матерью своим детям. Но у таких девочек нет образца адекватного общения с супругом. Роль отца – защита. Ребенок без отца на неосознаваемом уровне более беззащитен. Девочки из неполных семей стремятся обрести защиту и не всегда умеют разобраться в своем выборе. Грубые, внешние формы поведения они воспринимают как проявление мужественности. У девочек из неполных семей нет образцов поведения, решения конфликтов в отношениях с мужчинами. Они стараются завоевать любовь иногда очень широкими средствами. В результате та девочка, которая могла бы быть прекрасной матерью для нескольких ребятишек может повторить судьбу своей матери (после развода), воспитывая одна одного ребенка.

Инверсия ролей в семье. В современном обществе поддерживается тенденция на развитие в женщине мужских психологических качеств, а в мужчине – женских. Причин этому много: у женщин более высокий уровень образования, они в ряде областей являются более эффективными руководителями, вся система образования это в основном власть и давление женщин и т.д. Женщина по своему желанию или невольно приобретает такие качества, как напористость, умение отстоять свою точку зрения, жесткость,  умение отказаться от сострадания, авторитарность. Мужчина, чтобы не распался брак, вынужден уступать: быть более мягким, зависимым. В результате девочки усваивают мужской тип поведения от мамы, мальчики – черты мягкости, зависимости эмоциональной чувствительности от отца. И вырастая, дети стремятся воспроизводить тип своей семьи: мальчики выбирают властных жен, девочки – зависимых, уступчивых мужей. Но в такой семье женщина ориентирована прежде всего на себя, свою карьеру, а не на семью, не на рождение и воспитание детей.

Нарушение отношений между супругами приводит к отвержению супруга через ребенка. Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни приобретает конкретные очертания. Раздражают повышенная или пониженная активность другого, манера речи, поведения и т.д. Далеко не каждый человек способен к повышению терпимости по отношению к своеобразию другого. Выражать недовольство супругу, как выясняется, бывает зачастую бесполезно или даже опасно: он может ответить встречным недовольством.  Раздражение часто переносится на ребенка.

Ребенок получает в наследство или приобретает путем подражания многое от своих родителей. Среди его разнообразных черт характера оказываются и те особенности отца или матери, которые вызывают раздражение у другого супруга. В ребенке стараются подавить все, что хоть в малейшей степени напоминает нежелательные качества или особенности супруга.

 Психологический смысл подобной борьбы – отрицание супруга, выражение недовольства им через ребенка. При этом жертва супружеского трения – ребенок, как правило, не способен изменить то, что от него требуют, например скорость протекания психических процессов, эмоциональность, и т.д. Наоборот, из-за постоянного наставничества ребенок получает комплекс неполноценности и невротические черты. Причем очень часто в такой ситуации у ребенка стараются изменить те черты поведения, которые являются существенными для выполнения роли отца или матери. Это сильно искажает развитие личности. Ведь девочка, усваивая поведение матери, а мальчик – отца – не просто заучивают отдельные элементы. Ребенок видит себя таким же как отец (мать), начинает чуточку ощущать себя им, как бы получает часть его силы, уверенности, взрослости. Это помогает ему действительно приближаться к выполнению в будущем роли отца или матери. Мать, желая избавить ребенка от раздражающих ее черт супруга, не догадывается, что посягает не на отдельные элементы поведения, а на целостность образа отца.

Воздействие факторов, нарушающих полоролевую идентификацию детей в семье, происходит в раннем детстве и откладывает устойчивый отпечаток не только на развитие личности ребенка, но и на благополучие его будущей семьи. Поэтому целесообразно будет проведение работы в двух направлениях: по оказанию помощи родителям в решении их проблем и детям – в компенсации или преодолении последствий нарушенной ролевой идентификации.





Просмотров: 695
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшем
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Биологические основы изгнания отца из семьи матерью ребенка
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • «И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34-36) Или как почитать отца и мать своих
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Развитие отношений в семье после рождения ребенка
  • Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.
  • Травма как нарушение идентификации или "Поиск Я среди маскарада"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Отцовские объятия, или Роль отца в жизни ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Депрессия у ребенка или история одного мальчика, потерявшего отца.
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Кризис 3х лет. Способы оценки поведения ребенка или как установить запреты.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Взрослый ребенок своего отца - здоровая сепарация или спасаться игнором?
  • Воспитание в неполной семье. Трудная работа матери и отца.
  • Как я поняла, что я "достаточно хорошая мама", или трудности новой идентификации.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь