Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшем

     Идентичность - это психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком  самого себя (частично осознаваемоечастично неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусомполомвозрастом,     рольюобразцомнормойгруппойкультурой и т.п.). Иными словами идентичность – это переживание самого себя. Идентичность формируется из представлений ребенка о самом себе посредством первичных объектов (заботящихся взрослых с которыми возникает привязанность или отношения с которыми либидизированы) и тем “маякам”, с помощью которых они презентуют ребенку самого себя – называние по-имени, речевой оценкой поведения, внешности, чувств и происходящего вокруг.

     Именная идентификация – это наполнение первичным смыслом, равно как и называя предмет или объект возможно понимание его смысла, предназначения, отнесение его к какой-либо категории.

     Известно, что ребенок начинает откликаться на свое имя в 9-10 месяцев, что к 12 месяцам развивается с максимальной силой и участвует в выделении и осознания своей телесной целостности и сепарации. В процессе роста и развития отношение ребенка к своему имени приобретает новые компоненты: он не только соотносит себя с данным именем, но и развивает определенное отношение к имени, через самопознание и отношение к нему значимого окружения. Важным аспектом лингвистической культуры в России является придание имени производных значений: уменьшительно-ласкательное имя, редуцирование имени (краткая его интерпретация или соединение начального и конечного слогов). Данный аспект помогает отразить эмоциональный аспект имени, отношения к имени (и к субъекту, его носящего), а зачастую – и качество и глубину привязанности между родителем и ребенком.

     Таким образом, имя – это первичный маркер, обозначающий, что:

  • Я – ЭТО Я (самотождественность);
  • Другие видят меня таким, какой я есть и принимают меня таким (признание самотождественности значимыми взрослыми);
  • Что бы не произошло, я останусь собой (уверенность в стабильности идентичности)
  •      Что же происходит с детьми, принятыми в семьи (а особенно усыновленными/удочеренными), которым изменили имя (фамилию с отчеством, дату и место рождения)? Первично, идентифицируясь со своим именем с помощью заботящихся взрослых (если это ребенок из системы сиротских  учреждений, то с помощью воспитателей, педагогов, логопедов и прочих специалистов) у ребенка формируется каждый из трех вышеперечисленных аспектов именной идентификации. Если взрослые были достаточно “хорошими заботящимися взрослыми” – реагировали на потребности ребенка, выстраивали привязанность и доверие к миру, были последовательны и предсказуемы – и называли ребенка по-имени, иногда называя его ласкательно, то тогда к 12 месяцам (у ребенка из системы может быть темповая задержка всех психических процессов, поэтому именная идентификация формируется чуть позже) возникает устойчивая и положительная именная идентичность.

         В том случае, если взрослые (в силу различных причин – невозможности заботиться о ребенке, зависимости, психической патологии, некомпетентности и пр.) называли ребенка по-имени с негативно окрашенным смыслом/грубо/сопровождали имя отрицательным поощрением/ называли разными именами или никак не называли  при обращении, ребенок формирует к моменту устройства в семью нестабильную и/или негативную именную идентичность. Однако, понимание, что Я –это Я, как правило сформировано.

         При изменении имени в приемной семье первично установленная устойчивая именная идентичность (в случае позитивного общения) или нестабильнаянегативная именная идентичность (в случае негативного общения) рушатся, т к ребенку предлагается иное имя для самоидентификации. Он вновь находится в ситуации поиска себя, как в возрасте до 12 месяцев. Данное обстоятельство может спровоцировать эмоциональный, интеллектуальный, физический откат назад. Также формируются грубинные тревожные состояния, что:

    - Я это не Я!

    - Другие не видят меня таким, какой я есть (значит либо я неправ, либо они, что, в свою очередь, осложняет процесс взаимодействия и построения привязанности)!

    - Неожиданно может произойти что-то, на что я повлиять не в силе, но что может меня изменить целиком (эти тенденции отсроченно, во взрослый жизни, могут приводить к генерализованной тревоге неясного генеза, ожиданию неотвратимого, снижению способности к волевому акту).

    Иными словами происходит утрата первичной именной идентичности, возрастание тревоги не только в связи со сменой обстоятельств жизни (места и образа жительства, появление новых заботящихся взрослых и пр.), но и с потерей единственного стабильного – имени.

         Утрата идентичности (наличие данного опыта у человека) может привести к отсроченному формированию нарушения в развитии. Это связано с высокой адаптивностью человека к реальности, как необходимости реализовывать инстинкт самосохранения. Иными словами, в неблагоприятных условиях жизни, стрессе, человек будет все силы тратить на адаптацию, т е выживание -  привыкание к новым условиям, новому имени, восприятию его как своего, однако, в дальнейшем после завершения адаптации возможно формирование таких явлений, как ролевой конфликт, девиантное поведение, переживание отчужденности, деперсонализации, любое дезадаптивное поведение. 

         Таким образом, упрочнение именной идентичности, придание ей позитивной окрашенности, модуляция эмоционального отношения к имени приемного ребенка сложно переоценить. Это базис для развития и усложнения идентификации личности и развития позитивного самоотношения и самооценки.

         В психологической работе с ребенком, у которого была смена имени, при наблюдении симптомов дезадатпации важным аспектом работы  является воссоздание прошлой именной идентификации, признание прошлого имени как опыта ребенка, принятие и проживание первоначального имени.   



    Просмотров: 644
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Значение имени. Почему к своему имени стоит относиться серьезно?
  • Что в имени тебе моем? Или Люди как драные зайцы
  • Как узнать, что любовь прошла? или Странная история о том, как муж перестал звать жену по имени.
  • "Назови меня тихо по имени..." Или рыбкой? Как лучше? Продиагностируйте свои отношения.
  • Что в имени моём ?
  • «Что в имени твоём?»
  • Что в имени твоем?
  • Что в имени твоем?
  • Что в имени твоём? ...
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Что в имени тебе моем?
  • Что в имени тебе моем?
  • Методика работы с парой в гештальтподходе. Назови меня только по имени
  • Работа с МАК. Техника «Что в имени моем»
  • "Что в имени тебе моём..." или Базисные невротические аттитюды.
  • Дневники Стройняшки Часть 33 «Что в имени тебе моём?»
  • Назови себя по имени
  • Назови меня по имени.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Похвали меня громко по имени
  • Самопрезентация в кризис, или Бренд по имени «Я»
  • Обычная жизнь человека по имени Н.
  • Государство по имени «Я», или зачем нужен психолог.
  • Влияние имени на судьбу - мистика или психология ?
  • Страх смерти или Уличный кот по имени Боб
  • Выбор имени будущему ребенку
  • Как мне к вам обращаться? О том какую роль играет обращение по имени.
  • Что скрыто в имени "Молчание?"
  • Лёгкость и Тяжесть – два имени одной жизни
  • Человек по имени-Сам виноват.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь