|
Смена имени ребенка в приемной семье как риск нарушения идентификации в дальнейшемАвтор статьи: Куляева Нина Константиновна
Идентичность - это психологическое представление человека о своем Я, характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности; отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологич. категориями (социальным статусом, полом, возрастом, ролью, образцом, нормой, группой, культурой и т.п.). Иными словами идентичность – это переживание самого себя. Идентичность формируется из представлений ребенка о самом себе посредством первичных объектов (заботящихся взрослых с которыми возникает привязанность или отношения с которыми либидизированы) и тем “маякам”, с помощью которых они презентуют ребенку самого себя – называние по-имени, речевой оценкой поведения, внешности, чувств и происходящего вокруг. Именная идентификация – это наполнение первичным смыслом, равно как и называя предмет или объект возможно понимание его смысла, предназначения, отнесение его к какой-либо категории. Известно, что ребенок начинает откликаться на свое имя в 9-10 месяцев, что к 12 месяцам развивается с максимальной силой и участвует в выделении и осознания своей телесной целостности и сепарации. В процессе роста и развития отношение ребенка к своему имени приобретает новые компоненты: он не только соотносит себя с данным именем, но и развивает определенное отношение к имени, через самопознание и отношение к нему значимого окружения. Важным аспектом лингвистической культуры в России является придание имени производных значений: уменьшительно-ласкательное имя, редуцирование имени (краткая его интерпретация или соединение начального и конечного слогов). Данный аспект помогает отразить эмоциональный аспект имени, отношения к имени (и к субъекту, его носящего), а зачастую – и качество и глубину привязанности между родителем и ребенком. Таким образом, имя – это первичный маркер, обозначающий, что: Что же происходит с детьми, принятыми в семьи (а особенно усыновленными/удочеренными), которым изменили имя (фамилию с отчеством, дату и место рождения)? Первично, идентифицируясь со своим именем с помощью заботящихся взрослых (если это ребенок из системы сиротских учреждений, то с помощью воспитателей, педагогов, логопедов и прочих специалистов) у ребенка формируется каждый из трех вышеперечисленных аспектов именной идентификации. Если взрослые были достаточно “хорошими заботящимися взрослыми” – реагировали на потребности ребенка, выстраивали привязанность и доверие к миру, были последовательны и предсказуемы – и называли ребенка по-имени, иногда называя его ласкательно, то тогда к 12 месяцам (у ребенка из системы может быть темповая задержка всех психических процессов, поэтому именная идентификация формируется чуть позже) возникает устойчивая и положительная именная идентичность. В том случае, если взрослые (в силу различных причин – невозможности заботиться о ребенке, зависимости, психической патологии, некомпетентности и пр.) называли ребенка по-имени с негативно окрашенным смыслом/грубо/сопровождали имя отрицательным поощрением/ называли разными именами или никак не называли при обращении, ребенок формирует к моменту устройства в семью нестабильную и/или негативную именную идентичность. Однако, понимание, что Я –это Я, как правило сформировано. При изменении имени в приемной семье первично установленная устойчивая именная идентичность (в случае позитивного общения) или нестабильнаянегативная именная идентичность (в случае негативного общения) рушатся, т к ребенку предлагается иное имя для самоидентификации. Он вновь находится в ситуации поиска себя, как в возрасте до 12 месяцев. Данное обстоятельство может спровоцировать эмоциональный, интеллектуальный, физический откат назад. Также формируются грубинные тревожные состояния, что: - Я это не Я! - Другие не видят меня таким, какой я есть (значит либо я неправ, либо они, что, в свою очередь, осложняет процесс взаимодействия и построения привязанности)! - Неожиданно может произойти что-то, на что я повлиять не в силе, но что может меня изменить целиком (эти тенденции отсроченно, во взрослый жизни, могут приводить к генерализованной тревоге неясного генеза, ожиданию неотвратимого, снижению способности к волевому акту). Иными словами происходит утрата первичной именной идентичности, возрастание тревоги не только в связи со сменой обстоятельств жизни (места и образа жительства, появление новых заботящихся взрослых и пр.), но и с потерей единственного стабильного – имени. Утрата идентичности (наличие данного опыта у человека) может привести к отсроченному формированию нарушения в развитии. Это связано с высокой адаптивностью человека к реальности, как необходимости реализовывать инстинкт самосохранения. Иными словами, в неблагоприятных условиях жизни, стрессе, человек будет все силы тратить на адаптацию, т е выживание - привыкание к новым условиям, новому имени, восприятию его как своего, однако, в дальнейшем после завершения адаптации возможно формирование таких явлений, как ролевой конфликт, девиантное поведение, переживание отчужденности, деперсонализации, любое дезадаптивное поведение. Таким образом, упрочнение именной идентичности, придание ей позитивной окрашенности, модуляция эмоционального отношения к имени приемного ребенка сложно переоценить. Это базис для развития и усложнения идентификации личности и развития позитивного самоотношения и самооценки. В психологической работе с ребенком, у которого была смена имени, при наблюдении симптомов дезадатпации важным аспектом работы является воссоздание прошлой именной идентификации, признание прошлого имени как опыта ребенка, принятие и проживание первоначального имени. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|