|
Папа, ты где? Роль отца в построении отношений с миром у ребенка.Автор статьи: Сасковец Елена Георгиевна
Я и мама (Овсей.Дриз)
В последнее время на приеме много "маминых" детей. Симбиотических, не разделенных с мамой, не очень понимающих себя отдельно. - Напиши 10 ответов на вопрос "Кто я?" - говорю 15-летнему подростку. - Можно я домой возьму, мама поможет ответить? - после 10-минутной попытки что-то родить. Ему 15 лет, не учится, прогуливает школу, ничего не хочет, сидит в компьютере. Друзей нет, из дома выходит только с мамой по магазинам. Толстый, неловкий, женоподобный. Ожирение. Папу видела один раз, приходил с женой на консультацию, сидел молча, играл в мобильник. Отвечала за него жена. Мальчик 8 лет, трудности в общении, тики. Неловкий, мама не разрешает ему бегать на улице, залезать на горку, прыгать. "Мама мой лучший друг", - говорит он. В садике не играл с детьми, стоял у окна, ждал маму. Попытка сепарации в 7 лет (пошел в 1 класс) закончилась сильнейшим приступом, бронхоспазм, врачи поставили предастму. Друзей нет, мальчишки над ним смеются. Мы с ним много играем в подвижные игры. Сначала у него совсем ничего не получалось, не понимал, как кидать дротики, не мог поймать мяч, но, когда я показала, что нужно сложить руки лодочкой - научился сразу и поймал все мои подачи. Не умеет ничего "мальчишеского", зато хорошо красит и переодевает кукол, готовит им игрушечную еду. Потихоньку учится прыгать и бегать. Маме говорю, что жду папу на консультацию. За 4 месяца папа так и не смог выбраться – некогда. Подросток 12 лет, чувствительный, ранимый. Запрос – нет друзей, только виртуальные. Очень боится, что его отвергнут или побьют, поэтому в школе ни к кому не подходит. Хорошо рисует и вышивает, плохо бегает, часто утром боится идти в школу. Обструктивный бронхит, тики. Когда спрашиваю про папу – мнется, говорит, что папа много работает, всегда за компьютером. Общение с ним сводится к ругани за плохие оценки. Папы в семье есть во всех трех случаях. Просто они очень заняты на работе и дома появляются редко, а когда появляются - спят или играют в компьютер. Они недоступны эмоционально и физически. «Я совсем не знаю своего папу», - сказал мне один из них, когда я спросила, какой у него отец. Отношений с отцом нет, отношения строятся только с мамой. Такие отношения называются диадными. В раннем детстве у младенца и нет других отношений кроме диадных, отношений мать-дитя. В возрасте до полугода ребенок не осознает себя отдельно от матери, они практически одно целое. Мама воспринимается как свое продолжение, ребенок и мама настроены друг на друга, они чутко улавливают нюансы состояния и настроения друг друга. Такие отношения называются симбиотическими, и на данном этапе они необходимы для выживания и развития беспомощного существа, которым является младенец, для формирования у него базового доверия к миру и чувства безопасности. В процессе развития ребенок становится более самостоятельным, к нему приходит осознание своей отдельности, своего Я. Но он пока еще очень нуждается в матери, она пока для него – это весь мир. К трем годам ребенок должен начать процесс сепарации, мама уже не является всем для него, ему пора начать поворачиваться лицом к миру. Для этого нужен третий, отец, тот, кто близок и безопасен, но не мама. Тот, кто с самого начала появляется в паре с мамой, но совсем не похож на нее. С кем можно построить отношения, совсем непохожие на отношения с мамой. Тот, кто служит ребенку проводником в большой мир, в большую жизнь. Тот, кто может вместе выпачкаться в грязи на футболе, с кем здорово попрыгать в снег, покидаться снежками, кто может подкинуть высоко-высоко, кто не причитает, что ты упадешь и испачкаешься. Кто может сказать девочке, какая она красивая в этом платье, а мальчику – какой он храбрый, не побоялся залезть на эту страшную карусель. Тогда появится опыт триадных отношений: я-мама-папа, я-мама-мир. Если этого не происходит - мир остается незнакомым, полным страхов и опасностей. Жить можно только рядом с мамой. В сад идти - страшно, в школу - еще страшнее. Дети вокруг - грубые и драчливые, учителя - злые. Мамы таких детей, как правило, тоже не хотят отпускать ребенка от себя, симбиоз – он взаимный. Им тоже страшно, по разным причинам. Страшно за ребенка, страшно остаться одной, страшно потерять смысл жизни, если ребенок повзрослеет и отделится. А ребенку вдвойне страшно – за себя и за маму. Отсюда сильные психосоматические реакции на отделение: астма, гастриты, тики. Бывает, что мамам надоедает такой цепляющийся за них ребенок, и они начинают его силком социализировать – отправляют в лагерь, записывают в каратэ или футбол. Обычно это заканчивается болезнью, и все возвращается на круги своя. Во взрослой жизни такие дети плохо строят отношения с окружающими. Мир опасен, доверять никому не стоит. Им трудно создать свою семью. Отношения с партнером могут быть либо симбиотичными, созависимыми («мы должны быть одним целым», «ты должен чувствовать, когда мне плохо», «я не могу без тебя»), либо холодными и отстраненными, так как близость небезопасна. Без влияния отца девочке трудно идентифицироваться с женским началом, осознать себя любимой и женственной, мальчику – осознать себя как мужчину, сильного и мужественного. Папы, вы очень нужны вашим детям. Оторвитесь от компьютера, от мобильника, от телевизора, выделите полчаса в день на то, чтобы выслушать своего ребенка, посмотреть с ним фильм, сыграть в шахматы, побегать, поиграть в футбол. Без мамы, только вдвоем. Это важнее, чем все ваши дела, запланированные на вечер – счастливые глаза вашего ребенка и его уверенность в вашей любви и поддержке. Он вырастет любознательным и смелым, он будет знать, что мир большой и дружелюбный. И что все трудности в жизни можно преодолеть, когда папа рядом. Елена Сасковец 28.04.2015
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|