|
Диагностика развития полоролевой идентификацииАвтор статьи: Наталья Владимировна Маркова
Половая принадлежность определяется физиологическими признаками, набором хромосом, в то время как гендерная идентификацияобуславливается характеристиками, не связанными с биологическими признаками [1]. Гендерная идентичность формируется путём усвоения социальных и культурных образов, норм и правил поведения. Самое важное, что она включает в себя не только ролевой аспект, но и образ человека в целом [2]. Цель экспериментальной работы: определить влияние полной и неполной семьи на полоролевую идентификацию детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностических инструментов были выбраны следующие методики: анкета для родителей, разработанная нами, методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) (Н.Л. Белопольская), методика изучения гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана). Результаты исследования полоролевой идентификации детей старшего дошкольного возраста описывались по каждой методике отдельно. Таким образом, согласно полученным результатам, было выявлено, что из 40 семей, 20 являются полными: ребенок проживает с мамой и папой, которые совместно занимаются его воспитанием, в свою очередь, 20 – неполные семьи, 50% из неполных семей проживают с отчимом (который в 5 семьях принимает участие в воспитании дошкольника), 5 детей – только с мамой и 5 детей с мамой и бабушкой, однако воспитанием занимается только мама. Также было выявлено, что в 30 семьях из 40 опрошенных мамы работают в сфере обслуживания, в связи с чем, можно говорить о их полной занятости. Далее мы проводили методику Н.Л. Белопольской, направленную на исследование половозрастной идентификации. При количественной обработке данных, по результатам исследования, было отмечено, что среди детей из неполных семей у 30% дошкольников отмечается высокий уровень половозрастной идентификации. Дети оказались способны идентифицировать себя с правильной картинкой и аргументировать свой ответ. Дошкольники проявляли следующие особенности поведения: уверенность при ответе, полное понимание инструкции при исследовании, внимательность выполнения задания. У 30% детей был отмечен низкий уровень полоролевой идентификации. Дети неверно идентифицировали картинку, не могли идентифицировать свой ответ. Также дошкольники проявляли невнимательность, не соблюдали дисциплину, много раз переспрашивали инструкцию. В свою очередь, среди детей из полных семей у 40% дошкольников наблюдается высокий уровень полоролевой идентификации. Дети оказались способны идентифицировать себя с правильной картинкой и аргументировать свой ответ. При этом их ответы были лаконичны и точны, дети не нуждались в дополнительных подсказках, проявляли активность при выполнении задания. У 60% детей был отмечен средний уровень половозрастной идентификации. Дети правильно выбрали картинку с ребенком своего возраста, но долго колебались с ответом, не могли принять окончательного решения. В свою очередь, большинство дошкольников из полных семей полностью справились с предложенным заданием, допустив только несколько ошибок при различении возрастных фаз. Например, Даша В. изначально идентифицировала себя с девушкой 20-25 лет, прокомментировав это следующим образом: «я такая же высокая, как эта девочка и ношу похожую одежду». Однако девочка исправила ошибку самостоятельно, сказав, что «я еще недостаточно взрослая». Также большинство детей, например, Саша Д., Денис Г., Олег П. и др. сразу же в качестве «образа будущего» выбрали картинки с пожилыми людьми, аргументировав это тем «все мы со временем состаримся и станем дедушками/бабушками». На следующем этапе работы мы проводили исследование по методике В.Е. Кагана, направленного на изучение гендерных установок у детей. При количественной обработке данных, по результатам исследования, было отмечено, что среди детей из неполных семей у дошкольников не отмечается высокий уровень сформированности гендерных установок. У 40% детей был отмечен средний уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на 4-5 из 6 поставленных вопросов, при уточняющих вопросах могли аргументировать свой ответ, но недостаточно убедительно. Для них характерны следующие поведенческие особенности: чрезмерная возбудимость, недостаточный уровень самоконтроля. У 60% дошкольников наблюдался низкий уровень сформированности представлений о гендере. Дети ответили менее, чем на 3 вопроса, при этом даже не смогли аргументировать свой ответ. Они невнимательно слушали вопросы, перебивали педагога при их прочтении, стремились поскорее закончить исследование. В свою очередь, среди детей из полных семей были получены следующие результаты: у 20% дошкольников наблюдается высокий уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на все вопросы, внимательно слушали задание, при необходимости задавали уточняющие вопросы. У 50% – средний уровень сформированности гендерных установок. Дети правильно ответили на 4-5 из 6 поставленных вопросов. При этом они внимательно слушали вопросы, думали над ответами и высказывали аргументированные точки зрения. Наконец, у 30% дошкольников – низкий уровень сформированности гендерных установок. Дети ответили на 2-3 вопроса из 6. При этом им было достаточно трудно сконцентрироваться на задании, они несколько стеснялись экспериментатора. Отнесение дошкольников к тому или иному уровню полоролевой идентификации производилось по аргументированности и обоснованности ответов детей на вопросы, позволяющие оценить степень сформированности у них гендерных установок. При качественной обработке данных было выявлено, что дошкольники из неполных семей чаще всего испытывают сложности при определении ключевых различий между мужчинами и женщинами, играть дети предпочитают именно со своим родителем, не имея возможности выбора. Литература и примечания [1]. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – 2000. – №2. – С. 65-69. [2]. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – №1. – С. 12-25. © Н.В. Маркова, 2019
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|