Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?

     Малыш подрос, уже уверенно не только ходит, но и резво бегает, с интересом поглядывает в сторону других детей и даже пытается как-то взаимодействовать. «Ну что ж, - решают родители, - пора ребенка в детское общество вводить, пусть с ребятишками играет, ему с ними интереснее». Малыша приводят на детскую площадку, водружают в песочницу и ... тут начинается. Всем знакомый рев и крик: « Моя игрушка!», а также бесцеремонное покушение на чужие сокровища, отчаянные попытки отстоять свое на все уговоры поделиться. «Как же так, вот жадина растет!»- сокрушаются многие родители, испытывая зачастую чувства стыда за любимое чадо под осуждающие взгляды других родителей. И озадачиваются вопросом: «Как научить ребенка  делиться  игрушками, лакомствами и, вообще, быть  щедрым?».

   Давайте сначала зададимся вопросом, что же это за такой возраст?.

   Возраст  от 1  года до 3 лет называется ранним детством.  Важно отметить, что это не паспортный возраст, развитие каждого ребенка строго индивидуально! В этот возрастной период разворачиваются сразу несколько архиважных процессов в развитии малыша. Вот об этом и пойдет речь дальше.

   Процесс первый. Рождение  отдельной личности.

   Многие мамы с трепетом могут вспоминать ощущение незабываемого единения с малышом, почти полного растворения и слияния с ним, особой чувствительности, когда можно было проснуться  за несколько секунд до того, как малыш закряхтел во сне. И для малыша мир также был един. Но постепенно начинается процесс отделения ребенка от мамы, сначала в физическом плане – малыш пополз, затем пошел, а следом и в психологическом - около двух лет он уже четко произносит слова «я» и «мое», перестает говорить о себе в третьем лице. Наступает важный этап формирования представления о себе, самоощущение себя, формирования границ своего «Я».  Это не происходит одномоментно. Малыш постепенно осознает себя самого, как отдельного  от мамы, свои желания, свои потребности, свою волю, которую он все настойчивее начинает проявлять. Он как бы  все отчетливее выделяет себя из окружающего мира. Кстати, выделить, или отделить - значит обнаружить разницу между собой и другими. И происходит это подчас бурно, в ежедневных столкновениях – мама и папа оказывается не всегда хотят того же, что хочет он сам, более того, хотят совершенного противоположного, устанавливают правила, что и вызывает негодование и протест. Апогеем данного  процесса выступает знаменитый кризис 3-х летнего возраста.

    И когда ребенок говорит «мое» в этом возрасте, он тем самым обозначает свое личное пространство и часто в него входит то, что ему дорого. И близких людей и игрушки он может  воспринимать как часть себя, продолжение своей личности, часть жизни. Поэтому иногда дети могут отреагировать эмоционально, если чужой для них человек подойдет и заговорит с мамой, кто-нибудь сядет на их любимый стул, возьмет игрушку. Ведь это все равно, что взяли какую-то часть себя! Таким образом, у ребенка формируется чувство собственности, и о «жадности» тут речи вообще не идет. Защищая свою собственность, ребенок учиться говорить «нет», что может пригодиться ему во взрослой жизни. И только  затем у малыша появиться понятие «чужого». Важно заметить, что если мы, родители, не уважаем право ребенка на его собственность и право как-то отстаивать ее, попутно уча делать это цивилизованным способом, нам будет очень трудно объяснить ему про уважение к чужой собственности.

Процесс второй. Малыш и мир предметов.

   Следующий важный процесс в развитие ребенка этого возраст -  это овладение ведущей деятельностью, а именно предметно-орудийной деятельностью. Малыш сосредоточен на предмете, различных действиях с ним с помощью и поддержкой взрослого. Вот малыш недавно научился есть ложкой, и он уже с восторгом кормит ей всех и вся вокруг, включая телевизор, а потом в качестве ложки может использовать палочку, вообразив себе, что это она самая. Нас это может умилять, или сердить. Но!  это очень важный этап в развитии ребенка. Ребенок в такой игре с предметами развивает свою память, мышление, т.к. все свойства предметов он познает через непосредственные действия с ними, а также воображение. Важно подчеркнуть, что основные фигуры для общения ребенка  на этом этапе развития – значимые для него взрослы, не дети! Это маме и папе подражает малыш, это они учат его, как можно играть и действовать с разными предметами.

   Овладение предметным миром готовит ребенка  и является  базой для следующего этапа развития, где ведущей деятельностью для него будет сюжетно-ролевая игра, где уже обязательно нужен партнер или партнеры по игре. Это происходит часто уже после 3-х лет, когда буря кризиса «Я сам»  уже миновала, иногда ближе к 4 годам. И это вполне объяснимо. Для того что бы играть в сюжетно - ролевую игру ребенок уже точно должен иметь устойчивое самоощущение себя, своего «Я». У ребенка должна быть достаточно развито воображение - придумать сюжет и роли, речь - объяснять правила, договориться о взаимодействии, память - запомнить правила и порядок действий, и некоторая самоорганизация, чтобы все это осуществить. Дети в этом возрасте познают окружающий мир и взаимоотношения между людьми, проигрывая их. Само общение выходит на первый план, а игрушки становятся предметами, помогающими организовать игру. Ребенок начинает понимать, что делиться игрушками и своим пространством с окружающими в его интересах. Так как  тем самым он обеспечит себе более интересное и полноценное взаимодействие с окружающей средой.

   Исходя из вышесказанного детский период собственничества - важный и естественный этап развития ребенка. Поэтому попытки научить ребенка «делиться» и «быть щедрым» тогда, когда он еще в силу своего психологического развития не готов к этому часто оборачиваются многочисленными стычками, слезами, протестом и испорченными прогулками. И если бы только это! Своим поведение мы формируем у ребенка некоторые убеждения, которые могут сыграть роль в его дальнейшей жизни.

- «Ты должен делиться!», особенно если это сопровождается демонстративным отбиранием игрушки и вручением ее другому малышу. Ребенок может воспринимать это как предательство со стороны самого значимого человека. «Я не могу быть уверенным даже в маме. Мне не безопасно», «У меня нет права на свое и права защищать свое».

- Настаивание на обмене при явном нежелании ребенка - то же завуалированное отбирание

- «Как тебе не стыдно жадничать! Что вон мама того мальчика ( подставить любое действующее лицо) скажет?!». Так ребенок убеждается, что самое важное – это мнение окружающих, и на него  он должен ориентироваться, а что он сам чувствует и хочет не важно.

- «Ты – жадина, я с тобой не дружу сегодня». — Также  обычная родительская манипуляция ребенком. Малыш в такой ситуации готов на что угодно, лишь бы мама снова его полюбила. В итоге ребенок «перестает жадничать» от банального страха, а внутри малыша растет неуверенный в себе и своем праве на свои желания и вещи человек.

- Если мы усиленно хвалим ребенка « Ты хороший мальчик, когда делишься и не жадничаешь». Так малыш убеждается, что для того, чтобы быть хорошим, нужно что-то делать в угоду другим. «Поделюсь, мама обрадуется, похвалит, я буду хорошим» Может сформироваться зависимость от похвалы и одобрения окружающих.

   Т.е. во всех этих случаях ребенок  действует не из своей потребности,  не из своего желания. Своя потребность быть щедрым тут  не возникает. И только если это действие будет доставлять радость и удовольствие самому ребенку это и будет истинной потребность быть щедрым.

   Возникновение потребности поделиться, как и любой другой – это внутренний процесс, который родители могут заметить, поддержать и способствовать  условиям для ее проявления:

- Устойчивое самоощущение ребенком своего «Я», своих границ,  чувства безопасности и уверенности в себе.

- Терпение родителей.

- Время и соответствующий этап развития.

… Как то разумно будет, если ребенок услышит от вас: «Ты можешь поделиться своей игрушкой, если захочешь», чужой ребенок - «Мой сын(дочка) поделится с тобой игрушкой , если захочет», и вместе с тем: «Ты можешь взять чужую игрушку, только спросив хозяина и только тогда, когда он будет согласен ее тебе дать».

 



Просмотров: 439
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Мама не уходи! Как быть, если малыш с трудом отпускает вас.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Рождение ребенка – важный шаг, к которому нужно быть готовыми вместе!
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Если малыш без мамы...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь