О потребностях детей, роли родителей и воспитании. Или «если Ваш ребенок не оправдал ожиданий»
Попробуйте родить ребенка, растить его до 18 лет, удовлетворять его психоэмоциональные и физиологические потребности, так, чтобы он вырос здоровым физически и психически, дать залог его дальнейшему «успеху», вовремя его отпустить и не докучать после, не сделать его заложником своих амбиций, ожиданий и стереотипов.
Воспитание – это всегда сложный вопрос. Я не люблю этот термин. Мне по душе «направлять» и «растить». Самое главное это – удовлетворение физиологических и психоэмоциональных потребностей ребенка. Многие родители считают, что крыша над головой, одежда по сезону, еда, игрушки – это все, что требуется ребенку. Но неимоверно важными оказываются и эмоциональные проявления любви, заботы, внимания, поддержки, безусловного принятия. Но, с другой стороны, не стоит переходить в крайность в своей опеке и любви, формирование автономности и компетентности являются неоценимо важными компонентами воспитания. Не стоит забывать и о корректных разумных границах, которые помогут ребенку понимать, что в жизни они встретят не только удовольствия, но и трудности, которые следует преодолевать ради достижения целей. Я это говорю к тому, что личность ребенка, формирующаяся здоровым образом, не будет склонна к различного рода сумасбродствам, радикальным поведенческим проявлениям, грубому непослушанию. Всегда помните, что ребенок, который растет в условиях нелюбви, эмоциональном холоде, равнодушии, невнимании, отвержении, критике, оскорблениях, побоев, психологических издевательств, жестких ограничений или в условиях чрезмерной опеки, лишения опыта самостоятельности, ограждения от трудностей, может или в силу доверчивости и беспечности, или по причине лишений, отсутствия позитивного контакта с родителями, уступить уговорам, заманчивым предложениям или поддаться обману постороннего человека.
Одной из самых важных потребностей детей, является потребность в самоконтроле и границах. Ребенка следует ставить в рамки, поясняя, демонстрируя на примере, что является полезным, а что нет. Ограничивая в нескончаемом желании получения удовольствия и приучая к тому, что жизнь состоит не только из радости и вседозволенности, но часто для достижения цели следует испытать неудовлетворенность, негативные эмоции, фрустрацию. Так формируется эмоциональная компетентность и способность регулировать дискомфортные эмоции, состояния и взвешенная ответственность. Как распущенность, так и чрезмерный контроль, давление, требования со стороны родителей не позволяют ребенку научиться здоровой ответственности, и во взрослом возрасте соблюсти комфортный и корректный баланс между обязанностями и удовольствиями. Последствия – безответственность, необязательность, праздное времяпровождение. Все это нередко называют ленью. Я уже упомянул о границах, которые требуются ребенку. Так вот, правила являются одним из компонентов границ. Родители не должны устанавливать множество правил на первых этапах жизни малыша. Может быть несколько жестких, неукоснительных к исполнению правил. Одним из таких ограничений, может быть запрет уходить с посторонними людьми без разрешения родителей. Этому стоит учить ребенка с его первых самостоятельно сделанных шагов на улице.
Но все же, самое главное не правила, а любовь и ресурсные позитивные отношения, которые вы с малышом можете построить. Есть важное правило, но уже для родителей – для начала дайте ребенку всю необходимую теплоту и любовь, заботьтесь о нем, создайте широкую базу ресурсных отношений, а затем требуйте, устанавливайте правила, наказывайте, но так, чтобы ребенок понимал, что его наказывают за поступок, но при этом продолжают любить.
Гиперопека
Некоторые родители так «любят» ребенка, что не в состоянии отпустить его дальше, чем на метр от себя. В самой гиперопеке таится опасность формирования в ребенке таких качеств, как несамостоятельность, размытая идентичности, неавтономность. Но еще хуже, когда гиперопека сочетается с эмоциональной холодностью. Гиперопека – это действия, но их можно совершать с холодностью и эмоциональной отстраненностью. Отсюда получаются люди несамостоятельные и с ощущение заброшенности.
Ребенок растет неблагодарным, хулиганом, наркоманом? В этом виноваты на 90% только родители. Да, именно Вы не удовлетворяли психоэмоциональные потребности растущего малыша. Вы удивитесь и скажете: «я воспитывал своего ребенка безупречно», и это будет ложь. Просто Вы даже не замечали, как шаг за шагом не в состоянии были, умышленно или нет, удовлетворить потребности ребенка. Наступает время пожинать плоды.
К сожалению, у новорожденного ребенка нет своих собственных убеждений. Мы не принимали решения, они принимались за нас, а когда у нас появилась воля и ум, чтобы решать самостоятельно, большинство основополагающих убеждений уже было сформировано. Это как писать картину – эскиз и первые мазки рисуются не нами, и мы не имеем власти помешать художнику. Когда же мы сами становимся в силах держать кисть, все основные компоненты картины уже нарисованы, и мы лишь продолжаем начатое. Допустим, Вы печатаете книгу. Страницы книги до печати чисты и незапятнанны. И вот Вы нанесли буквы, переходящие в слова, которые подразумевают некий смысл. Книга готова. А теперь представьте, что смысл некоторых глав оказался Вами неверно отпечатан. Вы ошиблись. Вы владели неверной информацией, которую транслировали в эту книгу. Но тот, кто читает книгу, безоговорочно верит напечатанному. И возможны переиздания, но каждый ретираж будет в себе нести первоначальную Вашу ошибку, может быть чуть в измененном виде, но смысловое искажение останется. И только главный редактор, путем кропотливой работы, может исправить Ваш недочет. Так чаще всего бывает.
Естественно, иногда изначально книга хорошая, и напечатана верно, но что-то приводит к ее неверному редактированию, форс-мажор – и вот уже мы видим неверно преподнесенный параграф.
«Неблагополучные семьи» (а некоторые неблагополучные семьи даже об этом не подозревают) обычно способствуют формированию нарушений личностного развития и расстройств личности, которые, как патологическая основа, являются благодатной почвой для возникновения острых расстройств (депрессивных, тревожных чаще всего). Но, к сожалению, немалое число родителей способствует развитию патологических убеждений и схем у ребенка, собственно, так и формируются расстройства личности.
Если вы считаете, что у Вас нет положительных качеств? Обычно подобные мысли не являются плодом измышлений самого человека, а каким-либо образом навязаны окружающими, начиная еще с младенчества, родителями. Затем, закрепляясь, подобные убеждения становятся мыслями самого человека.
Идентичность
В детстве, когда ребенок принимает свои небольшие самостоятельные решения, выбирает, что для него плохо или хорошо, что ему нравится или не нравится и т.д., тогда постепенно кристаллизуется осознание своих желаний, потребностей, приоритетов, ценностей. Так формируется идентичность. Авторитарные и гиперопекающие родители навязывают ребенку свою волю, тем самым нарушая процесс формирования идентичности ребенка. В результате мы получаем взрослых людей. Которые не могут найти свое место жизни, свой смысл, свои ценности.
Эмоциональная регуляция
Мы уже рождаемся с эмоциональной системой, которая генетически детерминирована, далее эта система дозревает в процессе развития ребенка, воздействия средовых факторов. Если очень просто, то человек уже рождается с программой своих эмоций, затем эта программа в течение жизни дописывается, и по идее, если программа дописалась нормально, багов у человека в узнавании презентации и обработке эмоций быть не должно. Основную роль в развитии дозревании эмоциональной системы играют родители.
Есть такое понятие как эмоциональная компетентность. Она предусматривает способность людей адекватно эмоционально реагировать, воспринимать понимать и переживать эмоции, конструктивно обрабатывать их внутри себя и адекватно коммуницировать эмоции другим.
Как мы понимаем, контакт с родителями и степень удовлетворения наших психоэмоциональных потребностей в детстве формирует самооценку.