|
Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?Автор статьи: Яворская Елена
Часто родители волнуются за своих детей, переживают и в итоге ограждают от мира, зачастую не осознавая этого. Или наоборот, настраивают ребенка, что нужно быть самостоятельным, рано жить отдельно, ехать в другой город на учебу, работу и пр. И та, и другая стратегия поведения родителей чревата искажениями в отношениях с детьми. Так, если родители много тревожатся за детей, то и у детей уровень тревоги выше. Таким детям порой сложно жить отдельно, они постоянно обращаются к родителям (лично или по телефону), советуясь по каждому вопросу. При таком подходе мы часто наблюдаем, когда родители уже и отдельную квартиру подготовили для самостоятельной жизни, а ребенок не спешит покидать отчий дом. Если родители «за» ранее отделение (эмоциональное, территориальное), то дети резко покидают родительский дом, делая сразу огромный шаг «в отделиться», испытывая сильные чувства, но оставаясь с ними один-на-один. Порой они при этом чувствуют себя покинутыми, оставленными без поддержки. Какие основные стадии отделения ребенка от родителей? Рождение человека — первая точка отделения от родителей, конкретно от мамы. Здесь, правда, мы можем говорить лишь о физическом отделении. Психологически мама и дитя еще едины. Далее весь жизненный путь можно считать вехами сепарации (отделения). Следующая важная веха — возраст 3 года. Здесь важно угадать баланс заботы и свободы, при которых ребенок обретет уверенность «я могу сам!» и при этом будет ощущать, что мамины руки, случись что, подстрахуют и поддержат его. Следующая стадия – подростковый возраст. В этом возрасте пора отпустить! На контроле оставить лишь жизненно значимые аспекты в жизни ребенка. О пройденной сепарации мы можем судить по поведению ребенка. О ней свидетельствует самостоятельное принятие решений и осознавание последствий (например, подросток заявляет, что не хочет ходить в кружок, спортивную секцию – то есть у него есть силы не согласиться с родителем и сделать так, как он считает нужным для себя). Он может противопоставить себя родителям, присвоить себе право быть другим, не похожим на маму и папу. Еще один маркер сепарации – сверстники (наличие друзей), включенность в другие социальные группы. Что позволяет правильно отделиться детям от родителей и, наоборот, родителям от детей? Успешному отделению способствует «другой фокус», погружение в другой процесс, в какой-то интерес, в который человек «уходит» с головой. Внешний мир – та третья сила, которая как раз и есть условие любой сепарации. Если найти источник интереса во внешнем мире, будь то дело, творчество, другой человек – то сепарация возможна в любом возрасте. В каждой точке, вехе – свои задачи, и цель – их решить. «Если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события» (Юнг).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|