Стадии подростковой сепарации. Поведение родителей.

Некоторые события не стоит предотвращать. Иногда предстоит почувствовать себя дурой. Иногда предстоит испытать боль на глазах у всех. Иногда это необходимо, чтобы повзрослеть, чтобы перейти в другой день.

Джоди Пиколт "Ангел для сестры"

 

Причины, по которым так часто возникают сложности отделения от родителей свое основание имеют в структуре взамоотношений. Интересно, что чем проще и очевиднее правила в семье для всех и много моральной свободы, тем легче проходит период «сложного возраста».

Процесс сепарации начинается примерно в 12 лет и представляет собой комплекс обязательный стадий:

  1. Амбивалентность. Около 12 лет в голове у ребенка возникает мысль «Я НЕ РЕБЕНОК!», а следствием подобного решения становятся протесты относительно существующих правил и требований. К такому родители обычно не готовы. За одну ночь их милый послушный малыш превращается в революционера. И, конечно, что важно сделать грамотным родителям? Проявить терпение и понимание. Это лишь начало самоидентификации. Пройдет. А вот если давить, ломать, критиковать, ругать и прочее «популярное» воспитание, то второй этап просто не наступит. Сразу вспоминаем про взрослых детей, когда «малышу» стукнет тридцать лет, то его иждивение моральное или материальное, уже будет казаться таким необходимым. Задача родителя – научить ребенка жить самостоятельно.Стадии подростковой сепарации Поведение родителей

 2. Если все пошло как по маслу и наследник перекрасил волосы в красный цвет, значит можно вас обоих поздравить с переходом в стадию когнитивной реализации отделения. Здесь слегка ошарашенные родители ищут пути осознанного взаимодействия с ребенком, а подросток все больше утверждается в идее, что ему необходимо сепарироваться для поиска своего Я.

Формы обозначения своей отличности могут проявляться в противопоставлении внешнего вида, музыки, убеждений и пр. от привычного.

А в это время родители продолжают любить своего ребенка даже с сине-зелеными волосами. Момент принятия очень много значит для нестабильного и сомневающегося подростка. Только не нужно пытаться стать «своим», то есть тоже вдруг перестать мыть голову, как Курт Кобейн (это из моего детства), или переодеваться в ЭМО.  Часто родители впадают в две крайности: либо я тоже «как ты!», либо жесткая критика. Оставайтесь СОБОЙ родители, Вы важны подростку для ощущения стабильности и безопасности мира. А отпрыску дайте плацдарм для экспериментов.

 3. И вот продолжаем жить, когда стало «все сложно». Подросший детеныш частенько пылит и бунтует. А родителю в промежутках между фразами самому себе: «Я тоже тебя люблю, детка!» и «Дать бы тебе ремня!», стоит как раз подумать про собственную жизнь. Самое время начать принимать факт того, что дитя уже подросло, а у меня, родителя, появилось время для себя. Именно поэтому данный адаптивный этап называется аффективное принятие. Сопровождается временами чувством вины с обеих сторон («я плохая мать», «я все порчу»).

Отличительная черта подростка от взрослого, что его мышление черно-белое. Либо плохо, либо хорошо. Третьего не дано. Отсюда такие категоричные протесты и фанатизм от кумиров.

Родители, помните с вашей стороны подростку важно понимание и уверенность в вашей помощи при необходимости.



 4. Примерно к 15-16 годам наступает апогей концентрации на собственной идентификации. Юный человек осознает, что его прошлое тесно связано с его настоящим и будущим. Начинается процесс понимания «кто я есть сейчас» и принимаются важные решения относительно профессии, образа жизни. Но здесь же проявляется и вторая сторона вопроса – фрустрирующая ответственность. При отсутствии поддержки могут возникать проблемы в форме негативной идентификация, когда подросток находит понятный и стабильный образ себя в асоциальной среде, отказ от осознания идентичности, нежелание взрослеть из-за страха, поиск измененных состояний сознания из-за невозможности принятия процесса взросления и самоидентификации (алкоголь, наркомания). А родители все так же словно опытные инструкторы ненавязчиво идут рядом, готовые поддержать в трудный момент.

 5. Экзамены сданы, решения приняты и наступил выпускной вместе с этапом становления независимости (эмансипация, поиск стратегий самостоятельной жизни, ответственность за свое поведения и установление партнерских отношений с родителями). Вот здесь время пришло начинать постепенно выпихивать чадо из гнезда. Образно, конечно, выписывать из квартиры никого не нужно. Очень многое зависит от родительского желания установить с практически взрослым человеком партнерские отношения и отпустить набирать свой опыт в жизни.


6. Начинаем мы свой путь в большую жизнь с последней стадии взросления - стадии формальных операций. 17-19 лет самый чудесный возраст надежд и открытий. У молодого человека появляется рациональная логика, но все же модели мира построены в той же черно-белой (дихотамической) шкале. Нужен опыт и время, чтобы уместить в мышлении все многообразие мира. Поэтому в горячих спорах со своими взрослыми детьми продемонстрируйте мудрость и дайте возможность им самим изобрести велосипед.

 

Описаны наиболее яркие проявления «переходного периода» взросления. Не обязательно, что подросток так очевидно будет демонстрировать свою отличность, но такое вполне может быть и так даже лучше, ибо детскими болезнями лучше болеть в детстве.

Ваш личный психолог Анастасия Кузнецова.



Просмотров: 760
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители детей ОВЗ и стадии принятия неизбежного Элизабет Кюблер-Росс
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Почему для принятия решения нужно время
  • Замысловатая история взросления: когда подросток зарабатывает больше родителей
  • 2 пути взросления. Какой из них выбрали для вас родители?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Родители иногда крепко прикладывают. Но иногда - прошибают насквозь.
  • Родители подростков. Время перемен.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Если родители вмешиваются в твою жизнь, значит, ты ещё не взрослый
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Как управлять собой так, чтобы даже ВРЕМЯ подчинялось
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Когда либо ты, либо тебя. История из опыта.
  • Ответственность за свою жизнь. Или во всем виноваты родители!
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь