|
Родители детей ОВЗ и стадии принятия неизбежного Элизабет Кюблер-РоссАвтор статьи: Мамаева Татьяна Сергеевна
Работая более восьми лет с семьями воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, заметила что родители, узнав об отклонениях в развитии ребёнка, «застревают» в одной из стадий принятия неизбежного, т.е. не все родители принимают своего особенного ребёнка и отклонения в его развитии. Стадии принятия неизбежного были разработаны американским психологом Элизабет Кюблер-Росс: 1) отрицание 2) гнев 3) торг или сделка 4) депрессия 5) принятие. Моя дальнейшая работа с каждой семьей, выстраивается в зависимости от того, к какой категории относятся родители ребёнка с ОВЗ или инвалидностью. Характеристика родителей в стадии отрицания отклонений своего ребёнка. Как правило к данной категории относятся родители, узнавшие, что их ребёнок имеет отклонения интеллектуального характера (ЗПП, ЗППР, УО). В попытках доказать себе и всем окружающим, что ребёнок абсолютно нормальный, родители отказываются от помощи специалистов (невролога, психиатра, дефектолога, психолога), проходить ЦПМПК и ПМПк. Водят ребёнка на все возможные развивающие занятия «Маленький гений» или «Вундеркинд». Плохие результаты ребёнка на занятиях или при прохождении комиссии объясняют: - «Он устал»; - «Ребёнок всё знает, но растерялся»; - «Ему надо чуть больше времени, т.к. он медлителен». Иногда, родительское отрицание развития ребёнка, доходит до абсурда: - поведение ребёнка, объясняется издержками воспитания («Это его бабушка избаловала», «Папа много работает, редко видит ребёнка поэтому всё ему разрешает»); - родители отказываются от прохождения комиссии МСЭ, если ребёнку будут давать инвалидность в связи с интеллектуальным развитием; - по достижении 18 лет родители через суд добиваются снятия с ребёнка инвалидности интеллектуального характера. Как работаем: 1) называем занятия с ребёнком развивающими, а не коррекционными; 2) работаем с применениями методов арт-терапии; 3) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.) Исходя из опыта работы, могу сказать, что в данную категорию попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, чем больше они отрицают наличие проблем у ребёнка, тем больше застревают. Характеристика родителей в стадии гнева. В стадии гнева попадают родители воспитывающие детей с отклонениями в развитии, как физическом, так и интеллектуальном плане. Гнев в равной степени может доставаться, как специалисту, так и ребёнку. Родители обращаются к специалистам (неврологам, психиатрам, дефектологам, психологам, логопедам и врачам по профилю заболевания). Могут на своё усмотрение корректировать курс назначенного лечения (заменить назначенные лекарства) или намеченную программу работы с ребёнком на своё усмотрение: - «Кортексин» может оказывать возбуждающее действие, покупать его не будем»; - «Ходить на лепку не будем, ребёнок будет приходить весь грязный». «Не успех» лечения и занятий перекладывают на специалиста к которому обратились. Гнев обращённый к ребёнку: - «Что трясёшься весь? Взял ручку в руку и стал красиво писать, быстрее, быстрее» (при этом у ребёнка ДЦП сопровождаемая спастикой или парезом рук); - «Быстро сел и слушай, что тебе говорят, не вертись» (ребёнок с СДВГ). Как работаем: 1) работаем с применениями методов арт-терапии и методов релаксации; 2) видимый результат каждого занятия с ребёнком для родителей (поделка, рисунок и т.д.). Характеристика родителей в стадии торга (сделки). Родители в данной стадии пытаются заключить «сделку», договориться, как с Богом (Вселенной и другими высшими силами) «Господи, помоги моему ребёнку, а я пожертвую деньги на строительство храма, больницы, буду помогать бедным и т.д.», так и со специалистом «Помогите/ вылечите/ сделайте моего ребёнка нормальным, я вас озолочу/ отблагодарю/ расскажу всем какой вы классный специалист». Ребёнку говорится примерно следующее «Будешь делать так, как тебе говорит врач/психолог и ты будешь здоров. А когда выздоровеешь, мы поедем / купим/ заведём собаку». Если «Высшие силы» не помогли, а у данного специалиста не оказалось «волшебной таблетки», после разочарования всё начинается сначала. Характеристика родителей в стадии депрессии: В стадии депрессии, когда ребёнку ничего не помогло и заболевание осталось (начало прогрессировать), родители «опускают руки» и возможны ситуации: - отказа от ребёнка; - развод. Работаем с ребёнком и семьёй по ситуации. Характеристика родителей в стадии принятия. Родители приняли своего особого ребёнка. В оказании ему помощи они идут от него, а не от своих желаний и мнения общества. Вступают в клуб по интересам, общаются с родителями детей с такими же нарушениями, учат ребёнка самостоятельности на сколько это возможно. В отличии от родителей «застрявших» в других категориях, они обращаются за помощью к психологу самостоятельно не считая это чем-то постыдным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|