Родители подростков. Время перемен.

Автор статьи: Гульнара Павлова

Родители подростков Время перемен    

     В прошлых заметках я говорила об особенностях подросткового возраста, о природе агрессивности подросших детей и ответной реакции родителей. Подросток-член семьи, семейной системы. Изменения и кризис подросткового возраста влияет на всю систему семьи. Нарушается многолетнее равновесие, в котором подросток был ещё ребёнком. Изменения в нём требуют нового равновесия в семье, других отношений, в том числе с родителями.

     Исследования Питера Блоса, Жанны Маганьи, Профиси и Вальтера Коулз, Бернара Голса и многих других психоаналитиков, работавших с подростками, показывают, что различные стадии развития ребёнка, в том числе и пубертат, вызывают в психике родителей сходные реакции, содержание и эмоциональное окрашивание которых характерны для истории развития самих родителей. И их собственные « превратности развития влечений и Эго отражаются в их взаимодействии с ребёнком» (П.Блос), особенно в пубертатный период.

     Бессознательные фантазии родителей (например, о перерождении, бессмертии) вмешиваются в отношения с подростком. Иногда фантазии родителей конкурируют и таким образом могут сдерживать друг друга от реального воплощения. В то же время и агрессия подростка выступает в качестве защиты от внедрения «чужого». Этой защите способствует и освобождение от «розовых очков» (идеализированности родителей) и критическое восприятие их реальных.

     Регрессия в подростковом возрасте способствует и регрессии у родителей. По словам П.Блоса (1967), родитель «ловится в ловушку соответственных регрессивных состояний». В поведении это проявляется по-разному. Например, мама начинает соперничать как подросток со своей повзрослевшей дочерью, конфликтует и, пользуясь своим превосходством, разбивает красивое личико своего ребёнка или опускается до обзывания (обесценивания) её фигуры, наказывает за проявление сексуальности и женственности, игнорирует половое созревание девочки или, наоборот, стимулирует к сексуальной активности. Часто родители не выдерживают (избегают) проявлений чувств и эмоций подростков. Для них это становится невыносимым переживанием и источником стресса. Когда-то сформированные их психикой защиты детского и подросткового периода не справляются со своей задачей или терпят крах, и собственные прошлые проблемы активизируются.

     Важной задачей подросткового периода становится сепарация от родителей. И родители в зависимости от собственного подросткового опыта могут этому содействовать или препятствовать. Родитель, в своё время боявшийся взросления, а ныне боящийся старости, может препятствовать отделению ребёнка и способствовать замораживанию его в детском состоянии на более длительное время (иногда навсегда), решая собственную задачу продления молодости. И сам ребёнок часто этому способствует, потому что ему необходимы большие силы для сепарации и отделения от инфантильной любви и ненависти, принятия своей отдельности и взрослости. Ведь внешняя забота и опека, отсутствие ответственности привычны и менее энергозатратны. Блос говорит, что это положение оказывается «одной из точек фиксации влечений и задержки дифференциации Эго. И то и другое нацелено на пределы вторичной автономии Эго, так как функции Эго никогда не будут достаточно отделены от инстинктивных стремлений».

     Тупики в развитии подростка образуются, если инфантильные стремления ребёнка совпадают с соответствующими стремлениями родителей. Например, в семье где только бабушка и мама (реальная история) паренёк может остаться надолго инфантильным маменькиным сынком. Для этого со стороны бабушки и мамы в ход пускаются гиперопека и инвалидизация. Мать с помощью сына решает собственную нужду в слитых диадных отношениях. Так воспроизводится проблема, которую когда-то не смогла решить мать мальчика со своей матерью. Сын может быть средством – подтверждением её нужности и признания и преодолением своей негодности, плохости со своей матерью, иллюзией восполнения своей нарциссической обделённости.

     В пубертатном возрасте как никогда важна роль отца. Именно в предподростковом периоде эмоциональная доступность отца, его поддержка помогает ребёнку придти к «компромиссу с регрессивной тягой к архаической матери». Часто в этот период мать ожидает от сына компенсации недостатков его отца (своего мужа), транслирует послание: не будь как твой отец, а то не получишь мою любовь. И это опасность, очередной тупик для взрослеющего ребёнка. По словам Блоса, происходит идентификация мальчика с матерью, что начинает сильно тревожить мать, поскольку она чувствует гомосексуальные склонности сына и пытается это пресекать гневными реакциями. В ответ получает непонимание и агрессию подростка. Авторитет отца ребёнка, поддержка его матерью трудно переоценить для нормального развития.

     Это только некоторые примеры отклонений (тупиков) в подростковом развитии. Ведь подросший ребёнок не в силах отделить себя от инфантильных связей с объектами, если родители в отношениях с ребёнком сами либо удовлетворяют свои инфантильные потребности и игнорируют изменения в подросшем ребёнке, либо родитель «делается индентификационным партнёром своему ребёнку подросткового периода» (П.Блос).

     В норме сепарация подростка от инфантильных объектов идёт успешно , если и изменения в родителях достаточны. Пубертат ребёнка даёт родителям возможность (шанс) изменить собственную жизнь и больше своей энергии обратить на себя и на свои интересы. «Родительское удовлетворение, раньше получаемое из зависимости ребёнка, должно найти другие и новые цели». Родителям необходимо выдерживать эмоциональную дистанцию от своих повзрослевших детей.

     Латентный период развития ребёнка должен его подготовить к активному (возможно и агрессивному) сопротивлению заражению родительской регрессией и принятию на себя родительских проекций и фантазмов. Это предпосылка для следования по пути прогрессивного развития человека.

     Любое выходящее за рамки переносимого (девиантное) поведение подростка можно рассматривать как проблему семейной системы. И важно найти истинные причины страхов , агрессии, склонности к насилию и психопатологии в этой системе, которые выражаются в поведении подросшего ребёнка. Возможно для коррекции нужна будет работа психолога не только с подростком, но и с его родителями.



Просмотров: 519
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Особенности подросткового возраста и поведение родителей
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Что ждет родителей балующих своей детей в старости.
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Тики у ребёнка. Рекомендации для родителей.
  • Сепарация от родителей или как начать жить своей жизнью.
  • Влияние родителей на спортивный результат ребёнка
  • Не могу принять ребёнка своей жены…
  • Гармония в душе ребёнка во власти заботливых родителей
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Потребности развития ребёнка
  • Пять способов добиться спокойствия ребёнка на экзамене (Для заботливых родителей).
  • Сепарация подростка от родителей. Опасности незавершенной сепарации.
  • Когда родитель решает проблемы за счёт ребёнка...
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • 4 основные задачи, которые должен совершить подросток в период подросткового кризиса
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Что происходит с ребёнком во время развода родителей?
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь