|
Родители подростков. Время перемен.Автор статьи: Гульнара Павлова
В прошлых заметках я говорила об особенностях подросткового возраста, о природе агрессивности подросших детей и ответной реакции родителей. Подросток-член семьи, семейной системы. Изменения и кризис подросткового возраста влияет на всю систему семьи. Нарушается многолетнее равновесие, в котором подросток был ещё ребёнком. Изменения в нём требуют нового равновесия в семье, других отношений, в том числе с родителями. Исследования Питера Блоса, Жанны Маганьи, Профиси и Вальтера Коулз, Бернара Голса и многих других психоаналитиков, работавших с подростками, показывают, что различные стадии развития ребёнка, в том числе и пубертат, вызывают в психике родителей сходные реакции, содержание и эмоциональное окрашивание которых характерны для истории развития самих родителей. И их собственные « превратности развития влечений и Эго отражаются в их взаимодействии с ребёнком» (П.Блос), особенно в пубертатный период. Бессознательные фантазии родителей (например, о перерождении, бессмертии) вмешиваются в отношения с подростком. Иногда фантазии родителей конкурируют и таким образом могут сдерживать друг друга от реального воплощения. В то же время и агрессия подростка выступает в качестве защиты от внедрения «чужого». Этой защите способствует и освобождение от «розовых очков» (идеализированности родителей) и критическое восприятие их реальных. Регрессия в подростковом возрасте способствует и регрессии у родителей. По словам П.Блоса (1967), родитель «ловится в ловушку соответственных регрессивных состояний». В поведении это проявляется по-разному. Например, мама начинает соперничать как подросток со своей повзрослевшей дочерью, конфликтует и, пользуясь своим превосходством, разбивает красивое личико своего ребёнка или опускается до обзывания (обесценивания) её фигуры, наказывает за проявление сексуальности и женственности, игнорирует половое созревание девочки или, наоборот, стимулирует к сексуальной активности. Часто родители не выдерживают (избегают) проявлений чувств и эмоций подростков. Для них это становится невыносимым переживанием и источником стресса. Когда-то сформированные их психикой защиты детского и подросткового периода не справляются со своей задачей или терпят крах, и собственные прошлые проблемы активизируются. Важной задачей подросткового периода становится сепарация от родителей. И родители в зависимости от собственного подросткового опыта могут этому содействовать или препятствовать. Родитель, в своё время боявшийся взросления, а ныне боящийся старости, может препятствовать отделению ребёнка и способствовать замораживанию его в детском состоянии на более длительное время (иногда навсегда), решая собственную задачу продления молодости. И сам ребёнок часто этому способствует, потому что ему необходимы большие силы для сепарации и отделения от инфантильной любви и ненависти, принятия своей отдельности и взрослости. Ведь внешняя забота и опека, отсутствие ответственности привычны и менее энергозатратны. Блос говорит, что это положение оказывается «одной из точек фиксации влечений и задержки дифференциации Эго. И то и другое нацелено на пределы вторичной автономии Эго, так как функции Эго никогда не будут достаточно отделены от инстинктивных стремлений». Тупики в развитии подростка образуются, если инфантильные стремления ребёнка совпадают с соответствующими стремлениями родителей. Например, в семье где только бабушка и мама (реальная история) паренёк может остаться надолго инфантильным маменькиным сынком. Для этого со стороны бабушки и мамы в ход пускаются гиперопека и инвалидизация. Мать с помощью сына решает собственную нужду в слитых диадных отношениях. Так воспроизводится проблема, которую когда-то не смогла решить мать мальчика со своей матерью. Сын может быть средством – подтверждением её нужности и признания и преодолением своей негодности, плохости со своей матерью, иллюзией восполнения своей нарциссической обделённости. В пубертатном возрасте как никогда важна роль отца. Именно в предподростковом периоде эмоциональная доступность отца, его поддержка помогает ребёнку придти к «компромиссу с регрессивной тягой к архаической матери». Часто в этот период мать ожидает от сына компенсации недостатков его отца (своего мужа), транслирует послание: не будь как твой отец, а то не получишь мою любовь. И это опасность, очередной тупик для взрослеющего ребёнка. По словам Блоса, происходит идентификация мальчика с матерью, что начинает сильно тревожить мать, поскольку она чувствует гомосексуальные склонности сына и пытается это пресекать гневными реакциями. В ответ получает непонимание и агрессию подростка. Авторитет отца ребёнка, поддержка его матерью трудно переоценить для нормального развития. Это только некоторые примеры отклонений (тупиков) в подростковом развитии. Ведь подросший ребёнок не в силах отделить себя от инфантильных связей с объектами, если родители в отношениях с ребёнком сами либо удовлетворяют свои инфантильные потребности и игнорируют изменения в подросшем ребёнке, либо родитель «делается индентификационным партнёром своему ребёнку подросткового периода» (П.Блос). В норме сепарация подростка от инфантильных объектов идёт успешно , если и изменения в родителях достаточны. Пубертат ребёнка даёт родителям возможность (шанс) изменить собственную жизнь и больше своей энергии обратить на себя и на свои интересы. «Родительское удовлетворение, раньше получаемое из зависимости ребёнка, должно найти другие и новые цели». Родителям необходимо выдерживать эмоциональную дистанцию от своих повзрослевших детей. Латентный период развития ребёнка должен его подготовить к активному (возможно и агрессивному) сопротивлению заражению родительской регрессией и принятию на себя родительских проекций и фантазмов. Это предпосылка для следования по пути прогрессивного развития человека. Любое выходящее за рамки переносимого (девиантное) поведение подростка можно рассматривать как проблему семейной системы. И важно найти истинные причины страхов , агрессии, склонности к насилию и психопатологии в этой системе, которые выражаются в поведении подросшего ребёнка. Возможно для коррекции нужна будет работа психолога не только с подростком, но и с его родителями. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|