|
Технологии сенсорного развития ребёнка в детском садуАвтор статьи: Рузанова Марина Викторовна
ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ Рузанова М.В., педагог-психолог МБДОУ № 9, г. Кемерово Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Насыщенная сенсомоторная среда – основное условие сенсорного развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя оборудование для знакомства с цветом и формой предметов. Для начала необходимы игры основных цветов и позволяющие определять признаки формы, величины предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. В дальнейшем цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей. В условиях детского сада сенсорным развитием детей занимаются все педагоги и специалисты на занятиях и в ходе режимных моментов. Основные сенсорные эталоны осваиваются на занятиях воспитателя, который реализует материал образовательной программы по сенсорному воспитанию, а также на занятиях на оборудовании по системе М. Монтессори. Воспитатель сотрудничает с родителями в закреплении изучаемых сенсорных эталонов и способов обращения с ними. Технологии сенсорного развития применяются также на занятиях логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога. На занятиях в специально оборудованном кабинете педагога-психолога проводятся занятия на формирование свободного восприятия, обогащение способов обследования окружающего мира путём использования технологий сенсорного развития. Здесь активно используются технологии сендплей-терапии, арт-терапии, игровой терапии. Оборудование необходимое для проведения психологических занятий с детьми представляет собой натуральные объекты, освоение которых возможно на вкус, цвет, запах, форму, также необходимыми являются модели натуральных объектов, конструктор, оборудование для художественного творчества, настольные игры, латок с песком, сосуды с водой, крупами, игрушки тематические (люди, строение, животные, растения, и т.д.). В кабинете песочной терапии создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный стимулирующий эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Одной из высоко результативных технологий сенсорного развития является технология разработанная М. Монтессори. Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и создавая свой развивающий материал, уделила большое внимание организации упражнений практической жизни. То есть в процессе развития ребёнок сначала манипулирует с предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Всё это создаёт сенсорную базу, необходимую для речевого и умственного развития. Материалы являются внешними стимулами, которые приковывают внимание и инициируют процесс сосредоточения. Сосредоточение – первое, очень важное условие для развития ребёнка. Работа с материалом предполагает овладение «чистыми категориями восприятия» («Розовая башня» показывает только разницу в размерах, а не в размерах, цвете, звучании, и дизайне, как в магазине игрушек). Свойства предметов, сенсорные эталоны становятся осознанными, а не абстрактно усвоенными, путём выполнения упражнений на специальном оборудовании. Например: ребёнок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия, если цилиндры вставлены не правильно, то один остаётся лишним, таким образом, ошибка – препятствие, самостоятельное обнаружение ошибки и её исправление способствуют приобретению нового видения, которое помогает распознать разницу цилиндров. Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи педагога. Материал позволяет ребёнку довести задачу до конца самостоятельно и выполнить с возможным для него совершенством. Внедрение разнообразных технологий сенсорного развития и в развивающую среду ДОУ помогает детям быстрее освоить сенсорные эталоны, развить мелкую моторику, стимулировать развитие речи. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|