Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду

ТЕХНОЛОГИИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В ДЕТСКОМ САДУ

Рузанова М.В., педагог-психолог МБДОУ № 9, г. Кемерово

Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок  научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое.

Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Насыщенная  сенсомоторная среда – основное условие сенсорного развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя оборудование для знакомства с цветом и формой предметов.

 Для начала необходимы игры   основных  цветов и позволяющие определять  признаки формы, величины предмета: длинный, короткий, большой, маленький, круглый, квадратный, треугольный, и др. В дальнейшем цветовая палитра и форма предметов усложняются, добавляются различные возможности ими оперировать (складывать их между собой, нанизывать, вставлять и т.д.). Сенсорные игрушки учат мыслить, запоминать, анализировать, синтезировать, обобщать, экспериментировать и т.д., что в свою очередь значительно развивает умственные способности детей.

В условиях детского сада сенсорным развитием детей занимаются все педагоги и специалисты на занятиях и в ходе режимных моментов.

Основные  сенсорные эталоны осваиваются  на занятиях воспитателя, который реализует  материал образовательной программы по сенсорному воспитанию, а также на занятиях на оборудовании по системе М. Монтессори.

Воспитатель сотрудничает с родителями в закреплении изучаемых сенсорных эталонов и способов обращения с ними.

Технологии сенсорного развития применяются также на занятиях логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-психолога.

На занятиях в специально оборудованном кабинете педагога-психолога  проводятся занятия на формирование свободного восприятия, обогащение способов обследования окружающего мира путём использования технологий сенсорного развития. Здесь активно используются технологии сендплей-терапии, арт-терапии, игровой терапии. 

Оборудование необходимое для проведения психологических занятий с детьми представляет собой натуральные объекты, освоение которых возможно на вкус, цвет, запах, форму, также необходимыми являются  модели натуральных объектов, конструктор, оборудование для художественного творчества, настольные игры, латок с песком, сосуды с водой, крупами, игрушки тематические (люди, строение, животные, растения, и т.д.).

           В кабинете песочной терапии создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих  заданий в песочницу даёт дополнительный стимулирующий эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

         Одной из высоко результативных технологий сенсорного развития является технология  разработанная М. Монтессори.

Мария Монтессори экспериментально доказала, что прежде, чем ребёнок начнёт заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит период практической деятельности и создавая свой развивающий материал,  уделила большое внимание организации упражнений практической жизни.

То есть в процессе развития ребёнок сначала манипулирует с предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Всё это создаёт сенсорную базу, необходимую для речевого и умственного развития.

Материалы являются внешними стимулами, которые приковывают внимание и инициируют процесс сосредоточения.

Сосредоточение – первое, очень важное условие для развития ребёнка.

Работа с материалом предполагает овладение «чистыми категориями восприятия» («Розовая башня» показывает только разницу в размерах, а не в размерах, цвете, звучании, и дизайне, как в магазине игрушек). Свойства предметов, сенсорные эталоны становятся осознанными, а не абстрактно усвоенными, путём выполнения упражнений на специальном оборудовании. Например: ребёнок должен вставить цилиндры различного размера в соответствующие отверстия, если цилиндры вставлены не правильно, то один остаётся лишним, таким образом, ошибка – препятствие, самостоятельное обнаружение ошибки и её исправление способствуют приобретению нового видения, которое помогает распознать разницу цилиндров.

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи педагога.

Материал позволяет ребёнку  довести задачу до конца самостоятельно и выполнить с возможным для него совершенством.

Внедрение разнообразных технологий сенсорного развития и в развивающую среду ДОУ помогает детям быстрее освоить сенсорные эталоны, развить мелкую моторику, стимулировать развитие речи.

Сенсорное развитие  составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

 

 



Просмотров: 698
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Методика раннего развития М. Монтессори
  • Стикеры, как материал для развития дошкольников
  • Наклейки как материал для развития воображения
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Упражнения с мокрым песком для детей с нарушениями развития
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Развитие EQ. Шаг 1й. Система собственного развития.
  • Статья «Пять интересных способов развития памяти у детей».
  • Отношения с родителями как условие развития представлений студентов о брачном партнере
  • Семья в терапии на различных этапах её развития
  • Любовь – обязательное условие для нормального развития ребенка!
  • Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Лучшие игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития (2 часть)
  • Сила и слабость – две стороны одной медали. Подробнее о процессе роста через травму развития. 1 часть
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Возможности и горизонты развития эмоционально-образной терапии
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь