|
Особенности развития детей, имеющих задержку развития.Автор статьи: Медведева Алина Константиновна
Диагноз «ЗПР» или «ЗПРР» ставят детям дошкольного и младшего школьного возраста. Позже, при сохранении отставания по основным показателям интеллекта, ребенку меняют диагноз на «умственная отсталость». Чем раньше вы заметите отставание в развитии вашего ребенка и начнете заниматься с ним, тем выше возможность развития его интеллекта до уровня нормы. Задержка развития обычно характеризуется неравномерностью интеллектуальных показателей, одни из них могут быть грубо снижены, другие - на уровне, или даже выше нормы. Например у детей с задержкой речевого развития, могут быть хорошо развиты конструктивные способности, но мелкая моторика быть крайне неловка. Необходимо осознавать важность всестороннего развития ребенка, и стимулировать развитие тех функций, которые развиваются медленнее нормы. Часто родители, узнав о задержке развития своего ребенка, начинают водить его в развивающие центры, ходят на занятия к логопедам, дефектологам, психологам, надеясь, что специалисты «быстренько все подкорректируют и исправят». К сожалению, большой объем занятий вряд ли сможет принести желаемый результат, особенно если специалистами, а в первую очередь родителями, не будут учитываться индивидуальные особенности ребенка. Дети с задержкой развития обычно быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, отвлекаются и истощаются. Поэтому, из часа, проведенного на занятии со специалистом, малыш может усвоить только первые 10-15 минут, после чего его внимание истощится. На мой взгляд, гораздо больший результат приносят небольшие по времени занятия 2-3 раза в день. Заниматься с ребенком могут сами родители по рекомендованной логопедом и психологом программе. А специалисты посещаются для оценки динамики, проведения специализированных и групповых занятий с ребенком. Вначале хотелось бы остановиться на организации процесса данных занятий.
А теперь о главном - о содержании занятий. Обычно занятия для дошкольников включают в себя следующие блоки заданий:
Материалы подбираются в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка. Чаще всего используются пазлы картонные плоскостные, кубики с картинками, конструкторы, доски Сагена или подобные им рамки-вкладыши, сортеры, пирамидки разной сложности. 4. Развитие мелкой и крупной моторики. Лучшим материалом для развития моторики я считаю пластилин. Причем не мягкое тесто для лепки, а именно пластилин в брусочках, он более твердый и требует приложения усилий для его разминания, что тренирует маленькие пальчики. Разумеется, не стоит начинать игру с пластилином со сложных поделок, достаточно научить малыша катать шарики и колбаски, и дать ребенку возможность проявить фантазию, составляя из них композиции. Пластилином можно рисовать картины, размазывая его в пределах контура рисунка, делать различные аппликации. Малышам с года можно предложить поискать небольшие игрушки в банке с гречневой или пшенной крупой, порисовать пальчиковыми красками. Для более старших детей будет полезно учиться рисовать кистью и карандашом, нанизывать бусины на шнурочек, делать аппликации с использованием мелких деталей (основу с любимыми героями вашего ребенка и самоклеящиеся детали можно приобрести в магазине). 5. Развитие представлений об окружающем мире. Разумнее проводить такие занятия на улице, рассказывая ребенку обо всем, что вы видите вокруг. Кроме называния предметов окружающего мира, и рассказа об их особенностях и функциях, можно перенести полученные «теоретические» знания на практику. Так малышу может понравиться игра, в которой вы будите искать предметы определенного цвета или формы. Или наглядно продемонстрировать отношения: «большой - маленький», «высокий - низкий», «далеко – близко». На улице ребенок сталкивается с массой стимулов и раздражителей, его внимание не концентрируется на одном объекте, а поверхностно переключается с одного предмета на другой. Когда родитель привлекает внимание малыша к конкретному объекту, к его особенностям и деталям, ребенок учится произвольно (то есть посредством волевого усилия) концентрировать внимание.
Родителям необходимо научиться замечать развитие своего ребенка. Да, дети с задержкой развития развиваются иначе, а занятия с ними могут долгое время не приносить существенного прогресса. Скорее всего, ребенок не запомнит с первого раза названия цветов и геометрических фигур, не сможет пересказать сказку, или за один день выучить стихотворение. Но уже через несколько занятий, вы станете замечать, что малыш может усидеть за столом большее количество времени, и работает более сосредоточено. Постепенно увеличится время произвольной концентрации внимания, объем памяти. А это и является залогом успеха в развитии ребенка. Я рекомендую родителям набраться терпения – каждым занятием вы стимулируете развитие вашего малыша, и результат обязательно будет, возможно не через неделю или месяц, возможно через год. Не стоит ориентироваться на сверстников Вашего ребенка, и их достижения. Ваш ребенок не хуже других, просто его путь развития отличается от общепринятых стандартов. И в ваших силах развить весь потенциал малыша, значительно приблизив уровень его интеллектуального развития к норме. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|