Ни для кого не секрет, что ребенок развивается через игру. Все мы знаем, что важно развивать ребенка не только умственно, но и эмоционально. Сегодня я хотела рассказать об игре, которую использую иногда в работе, в которую играла вместе со своей дочерью и которую советую родителям для игры со своими детьми. В эту игру можно начинать играть с детками уже в возрасте двух лет, с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками.
Как известно, наш мир очень многообразен, мы взаимодействуем с ним, переживая разные чувства. Смысл в том, что через развитие пяти органов чувств - зрения, вкуса, слуха, обоняния и осязания развиваются и ощущения ребёнка, и его эмоциональный мир. Ребёнок учится разделять для себя приятное и неприятное, а это очень важно для того, чтобы в будущем он умел говорить "нет" и "да", осуществлять выбор. Этот навык также полезен и для построения отношений с другими детьми.
Игра называется «Коробка ощущений и эмоций»
Ход игры таков: в коробочку надо собрать разные предметы, способные передать, напомнить, вызвать ассоциацию с определённым чувством.
Например, мы хотим объяснить ребёнку, что такое радость. Можно положить, что-то музыкальное (например дать послушать звук колокольчика, или мелодию на музыкальной открытке, игрушке). Далее мы кладём что-то ароматное, то что вкусно пахнет и вызывает приятные ассоциации (это может быть фрукт, ароматическое масло, детский крем, хвойная веточка, цветочный лепесток и т.п.). Также кладём что-то вкусное (конфетку, кусочек фрукта). Обязательно кладём что-то приятное на ощупь (кусочек нежного материала, меха, мягкую игрушку, пёрышко). И наконец, добавляем что-то приятное глазу - то, на что приятно смотреть. Это может быть фотография, вызывающая приятные воспоминания или ассоциации, камушек, который ребенок сам нашел и почему-то сохранил, или снежный шар, внутри которого красиво мерцают блестки и переливается вода.
Конечно, разные предметы будут вызывать разные ассоциации у ребенка, не обязательно положительные. Поэтому наша задача - посмотреть, что будет у ребенка связано с чувством радости, а что - нет и отобрать именно те предметы, которые помогают ощущать это чувство. Это можно сделать несколькими способами:
родитель сам собирает много разных предметов в коробку, и потом, доставая по одной наблюдает за реакциями ребенка (помним, что должны быть предметы, помогающие поработать с каждым органом чувств);
можно сделать и так, что в коробку будут сложены только те предметы, которые точно вызывают радость у ребенка. Для этого, вместе с ребенком производится предварительный отбор предметов (например, много разных предметов разложено на столе и ребенок их дифференцирует по признаку «приятно-неприятно»).
Я привела пример работы только с чувством радости, но мир эмоций богат, поэтому в другой раз можно «собрать коробку» интереса, злости, отвращения, печали, любви и т.д.
Таким образом, мы помогаем ребенку знакомиться с собой, с миром своих ощущений и эмоций.
Надо сказать, что детям подросткового возраста свойственно делать такие «коробочки», или шкатулочки, связанные с приятными воспоминаниями («Memory box»). Туда кладут разные предметы и вещи, напоминающие о детстве, поездках, событиях. Такая своеобразная самопомощь, когда нету настроения, охватывает тоска и грусть, является лекарством, позволяющим пережить положительные эмоции через воспоминания.
Можно завести также и семейный «Memory box». Собирая туда совместные воспоминания и «перебирая" их члены семьи могут пережить вместе эмоции радости, а разделенная радость, как известно - радость вдвойне. Это помогает быть ближе друг другу.