Наверное, самая первая и самая сложная задача молодых родителей - справляться с эмоциями младенца, которые часто проявляются внешне лишь в непрерывном крике-плаче. И вполне нормально, когда родителя на долго не хватает. Более того - неизбежно столкновение родителя с конечностью своих сил, своих внутренних ресурсов, пока он выполняет работу по удержанию эмоций ребенка.
Важно, что бы родитель понимал свою ограниченность, ограниченность своих способностей справляться с криком ребенка. Если он понимает и принимает свою ограниченность, свою слабость, свою не-идеальность - он не станет срываться на ребенке. Родитель, который не признает свою слабость и ограниченность, который ожидает от себя идеальность, но столкнувшись с реальностью собственной неспособности быть идеальным и не справившись с этим, перенесет свои требования идеальности на ребенка - начнет срываться на ребенке.
В этот момент кричащий ребенок станет "плохим", станет "неправильным", станет "не идеальным" в глазах родителя. Но на самом деле это лишь способ родителя уйти от признания собственной не идеальности, собственной конечности и ограниченности. Ребенок не становится плохим - его называет так родитель, что бы не называть самого себя плохим.
Другая крайность (когда родитель начинает считать себя плохим) ничем не лучше - его собственная агрессия будет выливаться не на "плохого ребенка", а на "плохого родителя" - самого себя. И тогда "здравствуй депрессия" и другие сопутствующие "бонусы".
А ребенок и родитель - всего-лишь не идеальны, всего лишь ограниченны в своих возможностях. И не суть важно это реальные люди, или т.н. "внутренние объекты" - интериоризированные образы близких людей, которые могут воображением оформляться в каких-то других людей, детей, монстров и так далее.
В общем, что я хотел сказать - это нормально, когда у родителя не получается быть идеальным родителем - это не может получится. Это не делает родителя плохим, это делает его реальным. И это здорово, когда у ребенка есть два родителя, когда второй родитель может подменить первого после исчерпания его эмоционального ресурса. Или когда есть бабушки-дедушки или иные родственники. И очень печально, когда этого не происходит.
И если этого не происходит, если родитель продолжает свою агрессию, вызванную не идеальностью, направлять на ребенка или самого себя, тогда ребенок итериоризирует такое самоотношение к самому себе - неконтролируемую агрессию или в адрес своего "ребенка" (и в итоге имеем т.н. "мертвого ребенка", но возрождающегося, пока живо тело) или в адрес своего "родителя" (в итоге имеем т.н. "мертвую мать"). Внутренний символический мир человека при этом наполнится "монстрами" преследующими или преследуемыми, со всеми соответствующими ужасами и страхами, как следствие.
И даже более того - в некоторых случаях ребенок, защищаясь от агрессии родителя, попытается использовать агрессию в адрес самого себя как способ контролировать агрессию родителя в адрес ребенка (что невозможно в реальности, но единственно видимая "реальность" с позиции естественного эгоцентрического мировосприятия ребенка). И тогда внутри сформируется т.н. "система с положительной обратной связью" - когда контроль за недопущением агрессии осуществляется за счет роста агрессии - т.е. ребенок будет пытаться тушить костер бензином.
Конечно пожар агрессии при этом будет всякий раз выходить из под контроля, и разрушать структуры эго, отвечающие за коммуникацию между ид и супер-эго, между внутренним ребенком и внутренним родителем. И "ребенок внутри" будет ощущать себя в полной изоляции, в вакууме, в нежизнеспособной среде - не будет у ребенка ("души") связи с родителем ("зеркалом"). И в зависимости от того, по какую сторону от "пика невозможности взаимодействия" свалится человек, получаем или ПРЛ или НРЛ - "голую душу без зеркала", или "зеркало без души".
В общем, что в итоге? "Плохо" или "хорошо" - это оценка степени взаимосвязи реальности с идеальностью - если реальность соответствует нашим ожиданиям, мы даем оценку (себе или другому - не суть важно) "хорошо". Если реальность не соответствует идеальности - даем оценку "плохо".
Когда-то эту оценку давали нам родители, исходя из своих идеализированных представлений о своей роли или роли ребенка. Потом мы научаемся сами себе ставить эти оценки. И от оценок очень сложно отказаться, ведь это равносильно (и единственно возможно вместе с) отказу от идеальности, отказу от представлений о том, как все должно быть.
Но отказаться от своих представлений невероятно сложно. Ведь человек отождествляется со своими представлениями (о себе, людях и мире), и тогда отказ от своих представлений равносилен отказу от своего "Я" - равносилен смерти или сумасшествию.
Сфера идеального, т.е. сфера представлений о реальности - необходимы человеку, что бы справляться с вызовом хаоса, что бы справиться тревогой от неопределенности реальности. Мозг обязан строить модели реальности, модели поведения других людей людей или самого себя, что бы не испытывать непрерывную тревогу абсолютной неопределенности.
Но за сохранность этих моделей реальности, за сохранность этой сферы идеального, за спасение от бесконечной тревоги бесконечного хаоса, приходится платить не малую цену. Одна из существенных составляющей этой цены - это оценки, это "плохо" или "хорошо", и все связанные с оцениванием последствия. Иногда они переносимы, а иногда они бывают несовместимы с жизнью даже у одного и того же человека в разные периоды жизни.
Немножко мрачненько получилось, но, увы, реальность не всегда радужная, как иногда бывает идеальность. К счастью реальность и не настолько беспросветная, какой бывает идеальность (особенно у людей с ПРЛ и НРЛ). В общем - есть пути выхода из тупиков, но это уже тема связанная с переживаниями, которые когда-то человеком не могли быть пережиты в связи с реальными обстоятельствами, и остаются не принимаемыми (не переживаемыми) до сих пор.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.