"Но как же она без меня?" "Если я перестану ее контролировать, она наделает делов" "Как же я ее брошу, она ведь без меня ничего не может" "Он же совсем ни за что не несет ответственность" "Я должна заботиться и делать так, чтобы у нее все было хорошо"
Можно подумать, что эти фразы произносит родитель относительно ребенка. Так-то оно так, но не тот родитель и не про того ребенка. Я часто здесь говорю о всяких превратностях детско-родительских отношений. Один из самых распространенных - когда родители и дети меняются местами.
Для примера вымышленная история. Возьмем условную Фросю Форточкину. Ее родители никогда ей не интересовались - все время работали. Помимо нее в семье еще трое сестер, так что ей бедной вообще ни крупицы внимания не доставалось. Так и жила она с вечным голодом, недолюбленная. Пыталась эту любовь и заботу получить от друзей, мужчин. Но все не то. Вечно у них свои дела находились. А ей нужно, чтобы она была на первом месте, внутри ведь огромная дыра, которую постоянно нужно чем-то заполнять. Нужен кто-то, кто все время будет рядом, стабилизирует ее состояние, поможет в нелегкой доле. И решила Фрося родить ребеночка, ведь он идеально вписывается во все желания. Только она не способна ничего дать, ведь сама очень нуждается в тепле, любви, заботе и признании. В этом плане она сама еще ребенок. Потому малыш ей нужен, как донор безусловной любви.
Но постойте, как так? Ведь отдавать должна Фрося, а ребенок принимать, нет? Да. Все так. Но Фрося даже не задумывается об этом, ведь у нее ничего нет. Ее внутренние сокровищницы пусты. Она сосредоточена на том, чтобы их восполнить. Так что у Малыша нет выбора, ему заранее выдали проигрышные карты. Он обречен родиться сразу взрослым.
Такой вот пролог. Некая точка отсчета. Дальше мы будем следить за Малышом.
Малыш уже понял свою долю и принял роль родителя для Фроси. Он старается быть удобным, хорошим. Делает все, чтобы Фросе было комфортно и тепло, чтобы она не волновалась и не расстраивалась. "Ей нельзя, она этого не переживет" - думает Малыш. Фрося ему представляется очень хрупкой, уязвимой. Все силы он кладет на то, чтобы у нее все было хорошо. А на кого полагается сам? А ни на кого, ведь вместо прочной и большой матери, которая обнимет, оградит и защитит у него холодная пустота. Не на кого ему положиться. У Малыша тоже есть свои сложности, проблемы. Решает он их из последних сил, потому что все уходит на Фросину жизнь. Он делает для нее очень много, начиная от заботы и задушевных разговоров в любое время суток, заканчивая домашними делами и контролем расходов. Есть ли у него своя жизнь? Нет, потому что на нее банально не хватает энергии, ведь он уже тянет Фросю. На себя привык забивать с самого детства. У него нет желаний, стремлений, чувств, мечт. Малыш несет на себе ответственность, которая ему не предназначена. Она для него слишком тяжела, потому что ребенок не может тащить на спине родителя. Поэтому и на личную жизнь сил тоже не хватает. А поскольку в семейной системе все элементы связаны, то если Малыш взял на себя всю ответственность, то Фрося чувствует, что может наконец жить беспечно и вернуть себе детство. Обрести того любящего родителя, коего так не хватало и требовать от него столько любви и внимания, сколько захочет. У Малыша начинает сбоить организм, потому что на собственные чувства у него просто нет права. Не успев возникнуть, они уходят вглубь и оседают там свинцовыми пластинами, которые тело уже перестает выдерживать. А еще, он начинает болеть вместе с ней ее болезнями, ведь ему стыдно, что он здоровый, а она нет. Он не может выстроить нормальные партнерские отношения. Потому что вместо здорового взаимодействия ему просто хочется упасть на кого-то, чтобы его несли точно так же, как он несет. У Малыша скорее всего не будет детей, потому что место ребенка в его собственной семейной системе уже занято. Малыш в ловушке, его жизнь прочно вписана в жизнь Фроси. Таким Малышам и Малышкам очень сложно потом вырваться из этого плена, оковами в котором служит долженствование и чувство вины. Их разорвать сложнее всего. Ведь страшно отдавать ту самую ответственность тому, кто ее никогда не нес. Кто даже толком не знает, как ей пользоваться. Страшно признать взрослого человека в том, кто всегда казался незрелым, хрупким и несамостоятельным. А придется. Возвращая родителю ответственность за его поступки и способ жизни мы возвращаем ему взрослую позицию. Перестаем поддерживать картину мира, в которой он ребенок. А если картина мира не поддерживается из вне, то она непременно начинает меняться. Если за Фросю теперь никто не принимает решения, она либо найдет себе другого "родителя", либо начнет принимать их сама, и сама сталкиваться с последствиями этих решений.
А Малышу придется по крупинке, по миллиметру отделять свою жизнь от родительской. Узнать кто он, какой, чего хочет без оглядок на Фросю. Придется научиться ставить себя на первое место и нести ответственность только за себя. Принять, что при всех нечеловеческих усилиях он все равно не даст Фросе того, что ей так нужно, ведь он не мама. Придется научиться разделять "должен" и "люблю", не отдавать всю энергию, что есть, а оставлять часть себе. Понять, что если он не делает то, чего требует Фрося, это не означает, что он ее не любит. Это означает, что у него свое мнение. И если он уделяет время себе, своим отношениям, своей работе и увлечениям вместо того, чтобы проводить его с Фросей, это не означает что он ее не любит. Это значит, что у него есть своя жизнь.
Да, много работы придется проделать Малышу…Но я в него верю.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.