|
Основные предметы в школе под названием "Жизнь"Автор статьи: Гусева Ольга Александровна
Есть много вещей, которым нас не учит классическая школа, институт и прочие учебные заведения. А между тем мы постоянно сдаем по этим предметам экзамены. Итак, что же это? Эмоциональная компетентность Какая же человеческая личность возможна без эмоций? Если упростить, то эмоции у нас бывают двух видов: приятные и неприятные. Основная функция наших эмоций – управление поведением. Эмоциям нельзя просто приказать быть или не быть. Они просто есть – это наша реакция на воздействие внешнего мира и отражение мира внутреннего (или “войны”). По своему биохимическому действию эмоции связаны с выработкой определенных химических веществ в нашем организме и как и с любой химией – возможны зависимости и привыкания к одному и тому же типу эмоций. Яркий пример тому – адреналиновая зависимость, когда мы ищем все более и более острых ощущений. Эмоции напрямую связаны с научением – не секрет, что усваивается лучше всего та информация, которая имела эмоциональное подкрепление: мы хорошо помним все наши яркие (и плохие, и хорошие) моменты в жизни. Через эмоции возможно управлять человеком: страх, тревога, счастье, радость – все это эмоции, которые побуждают нас действовать тем или иным образом. Получается замкнутый круг: событие (или мысль) влекут за собой эмоцию, она в свою очередь провоцирует нас на определенное поведение, которое снова порождает эмоцию. Эмоция часто является критерием результата нашей успешности или неуспешности в жизни, достижения или провала: вспомните - “я горжусь собой, я доволен собой”, или наоборот. В конечном счете возникает мысль: кто управляет эмоциями, тот управляет человеком. На этом механизме построены все манипуляции – вызвать определенную эмоцию, а эмоция повлечет за собой то или иное поведение. Мы с Вами умеем контролировать ряд эмоций: зажимаем их, придерживаем на время, но бывает, что нам попадают в “слепое пятно” и мы выдаем неконтролируемую реакцию. При этом всем часто “зажимание” эмоций приводит к накоплению тревоги, срывам на близких, неконтролируемой разрядке в другом месте и в другое время, в том числе к алкоголизации, игровым и наркотическим зависимостям. Эмоциональная компетентность предполагает умение “дружить” со своими эмоциями – использовать их в качестве обратной связи самому себе, знать – что провоцирует возникновение той или иной эмоции, уметь создавать себе нужную эмоцию в нужное время. Этому навыку стараются обучиться все топ-менеджеры, крупные бизнесмены, политики – так как это окупается сторицей при важных встречах, серьезных переговорах, при жизни в условиях воздействия большого количества стрессогенных факторов.
Целеполагание Ответьте на простой вопрос (с подвохом): что такое цель? Я Вам приведу только три из определений: ЦЕЛЬ — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
ЦЕЛЬ один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств Цель — осознанное представление о том результате, который должен быть достигнут путем направленных усилий личности в ходе ее взаимодействия и общения.
От таких определений понятней не становится. Правда? Также и в жизни – многие знают, что цель – это предмет хотения, но знание это их не приближает к цели. Давайте разберемся почему. Во-первых, цель – это то, что напрямую связано с нашими ценностями. Кто-то хочет бизнес, кто-то семью, кто-то мир во всем мире и т.д. Во-вторых, цель никогда не бывает одна, есть целая иерархия целей: достижение одной пробуждает другую, становится ступенью к третьей и т.п. В-третьих, на достижения цели нужна энергия мотивации, которая позволит преодолеть препятствия и будет снабжать нас терпением В-четвертых, нам надо помнить, что в процессе достижения цели могут меняться и корректироваться. Итак: какие же цели достигаются? Учитывающие наши ценности, находящиеся в верном отношении к “Я” личности, имеющие продолжение, мотивирующие нас к жизни, опирающиеся на предыдущий жизненный опыт, выводящие нас на новый уровень самореализации. И все это одновременно!!! Весь коучинг построен на том, чтобы помогать клиентам формулировать такие цели – программа же по их достижению начинает формулироваться автоматически.
Преодоление трудностей На самом деле, компетентность в этом пункте возникает тогда, когда проработаны предыдущие два. Если человек умеет слушать и слышать себя, принимает свои эмоции как союзников, умеет ставить цели – то трудности для него начинают конвертироваться в подцели, в урок, выучив который, человек идет дальше к новым целям.
В заключение хочу добавить – что этим трем навыкам мы учимся всю жизнь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|