|
Помнить про цель цели - или, "что дают"?Автор статьи: Павловская Александра Викторовна
Советские времена. Очередь. Длинный хвост, на зависть самой гламурной змее, извивается вдоль широкого проспекта. Решительная тетка, как ледокол, взрезает пену сомневающихся: "стоять иль не стоять" и уверенно требует "крайнего". Пристально смотрит в глаза сознавшемуся и еще трем товарищам перед ним: а вы за кем занимали? Так. А за вами кто? Гражданочка? Вы за ней? Точно? А вы за кем стоите? Порядок установлен и наша героиня расслабляется и начинает плыть в сторону своей цели - взять "что дают" и побольше, иногда шевеля локтями-плавниками, чтобы помочь себе. Решительная гражданка, а мы за нее болеем, правда? держим кулачки, скрещиваем пальцы, магичим как можем, так вот, с нашей помощью и помощью доброго автора добирается до цели - получает "что дают", отметая всякое "что значит теперь только три в одни руки?! Когда я занимала, такого не было! дайте мне пять! и еще вот на сына, сноху, и свекровь!" Отоварившаяся и счастливая она убывает в свое прекрасное будущее. У нее была цель - получить, добыть то, что дают. Она ее достигла. Она победитель и героиня!
А теперь посмотрим на такую особенность нашей психики, как "сдвиг мотива на цель" (см. А.Н. Леонтьева)
У нее есть положительная, конструктивная часть и полезная для нас (людей) часть:
например, на спор Вася начал бегать каждый день утром. Его мотив был - выиграть спор, и он вынужденно сползал с дивана, засыпал в кроссовках и бежал. Выиграть спор - что вы хотели!? Прошел месяц, и Вася обнаружил, что получает удовольствие от процесса бега. Ему нравится бегать каждое утро. Его тело буквально "само" просыпается до будильника, хватает кроссовки и бежит-бежит-бежит. Васе хорошо - у него теперь новый мотив бегать по утрам - получать физическое наслаждение. Его прежняя смысловая (ключевая) цель - выиграть спор - потеряла свою ценность в его глазах. Он может ее достичь как побочный уже продукт своего нового видения мира и реализации нового мотива.
В подобных раскладах эта особенность - находить новый смысл в ранее скучной, трудной, отвергаемой деятельности играет нам на руку. Те кто эту "фишку" знают - пользуются.
Но, как говорится, не бывает "плохих ножей", бывают плохие способы их использования. Так и с этой особенностью. Допустим, Гриша решил, что надоело ему одиноким быть, хочет друзей он завести. Сделал себе странички в соцсетях, на пару форумов зашел, дрожит, трепещет, мечтает: найдет он несколько человек интересных, и будут они душевные разговоры вести про зимнюю рыбалку, стихи читать и спорить депрессивна ли музыка Баха или гениальна. День другой прошел, неделька - вторая минула. И через несколько месяцев Гриша обнаруживает себя, технично постящего котиков и мемы про "летанибудет"ставьтелайк все кто может... К сожалению, у него произошло то самое... стррррррашное!... его изначальный мотив найти хороших друзей им забыт, а появился новый - стать "царем горы лайков". И через пару лет он приходит к психологу, завывая от одиночества, а на робкое "а вы друзей эммм.. искали" рычит аки дракон, у которого все драгметалы украли.
Еще очень-очень частый и грустный пример той же злой шутки доброго и полезного так-то механизма: родители кошмарят ребенка "учись, детка, а то!!!!!" и где-то в этой дивной борьбе забывают, что они вообще-то рожали его и вот теперь учебы требуют не затем, чтобы превратить его и свою жизнь в аццкий ад, там, давным -давно, у их активности был совсем-совсем другой мотив... только цель "воспитай дитя" и способ "кто громче и страшнее наорет" стали для них более значимы, как и лайки для Гриши.
Поэтому, зная такую особенность, бывает полезно хотя бы раз в пару-тройку месяцев сделать быстрый аудит: 1. что я делаю? 2 зачем я это делаю? (цель моя какая?) 3. я реально таким способом достигну именно своей изначальной цели?
зы Если вы приучили себя бегать, развиваться и увлеклись изучением языков "от скуки" (т.е. начальный мотив - убить время, развлечься, развеять скуку) - то и замечательно! Если же гоняетесь с метлой в руках за тем, кто когда-то был мужчиной вашей мечты, чтобы он, гад такой, цветы подарил и восхищался, то попробуйте найти у нее педаль тормоза и еще раз ответить себе на вопросы: 1. что я делаю? 2 зачем я это делаю? (цель моя какая?) 3. я реально таким способом достигну именно своей изначальной цели?
*** https://wmt1227.ru/sdvig/
Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону 8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на [email protected] для консультации по скайпу или через анкету на б17 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|